Король наш Карл, великий император,
Весь этот горный край до моря занял.
Взял приступом все города и замки,
Поверг их стены и разрушил башни.
«Песнь о Роланде»
В последней трети V в. под натиском варваров «рухнул» Рим. Погибло нечто большее, чем империя, погибли твердь, многовековые устои, которые существовали в сознании людей как что-то незыблемое и вечное. Варварские племена, разноязычные и воинственные, расселились по Западной Европе.
С этого момента начали формироваться феодальные отношения, связанные с владением землей. Время было очень тревожное. Возникали междоусобицы между феодалами и среди молодых государственных образований варваров. Поэтому становление культуры, искусства и костюма шло медленно.
Костюм этого периода включает те же одежды, которые носили в период варварства. Он состоит из штанов различной длины, рубашки шенс длиной выше колена, плаща и мягких кожаных башмаков (рис. III. 14).
Такой костюм оставался практически неизменным до VIII в., причем его носили как при дворе Карла Великого, так и простолюдины.
К IX в. в период правления Каролингов возникли связи между Франкским государством и Византией. Под влиянием византийской моды в костюме франкской знати появились длинные одежды из привозных тканей. В IX—X вв. знать полностью перешла на длинные многослойные одежды: туники, плащи, штаны (рис. III.15). Простолюдины носили более короткие одежды.
При изготовлении одежды, в том числе и для придворной знати, широко использовался текстиль местного производства. Это были лен, шерсть, ткани из пеньки, мех, кожа. Их окрашивали местными растительными красителями: шафраном, мареной, орешником. Однако нарядные одежды шились из привозных шелков и парчи.
Яркие однотонные повседневные одежды красиво гармонировали с поясами, пряжками и застежками из золота, бронзы, серебра (цв. вкл., рис. 24).
Обувь была в виде толстых чулок из кожи или полотна, перетянутых сверху ремешками или шнурками; у некоторых народов — с открытыми пальцами (см. рис. III. 14).