Сюрреализм в живописи

В начале XX в. возникло новое направление в живописи, явившее собой своеобразное перевоплощение символизма, — сюрреализм (от французского surrealite — искусство сверхъестественного). Предметы и фигуры людей и животных выведены на картинах представителей этого направления как нечто необычное, порой напоминающее странное и ужасное видение. Эти пугающие образы могли возникнуть только в мозгу спящего, находящегося в гипнотическом состоянии или трансе человека.

В сюрреалистических композициях нет порядка, в них все случайно. Появление подобного направления связано с существовавшей в начале XX в. медицинской теории, утверждавшей, что в подсознании человека присутствуют темные силы, стремящиеся подчинить себе сознание. Картины сюрреалистов отразили увлечение художников этой идей. Своей живописью они пытались доказать публике, что в создании их произведений участвует неведомая сила, скрытая в глубинах мозга.

Предшественниками сюрреализма можно считать И. Босха и Ф. Гойю с их причудливыми и странными образами. Большую роль в появлении сюрреализма сыграл дадаизм (от французского dada — деревянная лошадка для детей), литературно-художественное движение, сформировавшееся в Цюрихе в годы Первой мировой войны в среде эмигрантов. В творчестве дадаистов выразился страх человека перед кровавой бойней. Представители этого течения отвергали цельность и планомерность композиции, выстраивая свои произведения с помощью случайных предметов. Их картины, напоминавшие пародию на творчество, шокировали зрителей. Крупнейшими мастерами дадаизма были М. Дюшан, Ф. Пикабиа, М. Эрнст, К. Швиттерс, Х. Арп.

Еще до появления дадаизма черты сюрреализма появились в творчестве итальянца Джорджо Де Кирико и жившего во Франции выходца из Белоруссии Марка Шагала.

Полотна Шагала наполняют беспорядочные образы, рожденные воспоминаниями художника о родине, городе Витебске, и впечатлениями от парижской жизни. Фигуры людей, животных, предметы, растения и деревья на его картинах как будто парят в воздухе.

Джорджо Де Кирико

Итальянский художник Джорджо Де Кирико родился в 1888 г. в Греции. В 1899-1905 гг. он учился живописи в Афинах. В 1906 г. после смерти отца художник вместе с семьей переехал в Мюнхен, где поступил в Академию художеств. В Германии Де Кирико увлекся сочинениями А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. В раннем его творчестве заметно влияние живописи А. Бёклина и М. Клингера («Битва лапифов с кентаврами», 1909). В 1910-1911 гг. Де Кирико посетил Италию. Под впечатлением красоты архитектурных памятников Милана, Флоренции и Турина он создал свои «картины-таинства». Вместе с братом Андреа, получившим известность как писатель Альберто Савиньо, художник с 1911 по 1915 г. жил в Париже. Здесь он представил свои картины на Осеннем салоне и Салоне независимых. Французская публика положительно встретила творения Де Кирико.

В начале Первой мировой войны Де Кирико вместе с братом приезжает в Италию. Здесь он создает метафизические композиции, предопределившие возникновение сюрреализма. В картинах Де Кирико зритель видит пустынные улицы и площади, заполненные античными скульптурами, куклами, роботами. Кое-где встречаются живые люди, как будто спящие на ходу. Ощущение тревоги и страха перед грядущим вызывают длинные тени, отбрасываемые фигурами людей и предметами («Красная башня», 1913; «Награда ясновидца», 1913; «Тайна и меланхолия улицы», 1914) . Застывшие статуи и манекены кажутся героями какой-то пугающей драмы («Философ и поэт», 1914; «Пророк», 1915, «Великий метафизик», 1917) .

В 1919 г. художественная манера Де Кирико резко изменилась. Из произведений исчезли странные и загадочные образы. Теперь его живопись приобрела черты классического искусства. Отход от метафизической живописи явился причиной разногласий с сюрреалистами, с которыми художник познакомился в Париже в 1920-е гг. Они не приняли новую манеру Де Кирико, назвав ее упаднической.

Потеряв интерес к метафизической живописи, художник стремится возродить в своем творчестве традиции классицизма. Он пишет картины в духе старых мастеров, заимствуя из работ Рафаэля, Тициана, Тинторетто, Рубенса, Ватто , Фрагонара образы, сюжеты и целые фрагменты («Падение Фаэтона», 1954; «Лукреция», 1922). В этот период мастер создает множество вариантов своих метафизических композиций, стараясь улучшить их. Стилизация под классическое искусство нередко приводила к появлению в живописи Де Кирико элементов примитива и пародийности («Спящая Диана в лесу», 1933; «Пейзаж с богиней», 1936). В 1970-е гг. живопись Де Кирико в духе классицизма имела большой успех у публики.

Д. Де Кирико. Ностальгия по бесконечности. 1911 г.

Д. Де Кирико. Ностальгия по бесконечности. 1911 г.

Кроме живописи, художник занимался печатной графикой, скульптурой, театральными декорациями. В 1929 г. он издал автобиографическое сочинение, а в 1945 г. — «Мемуары».

Умер Де Кирико в 1978 г. в Риме.

Как направление сюрреализм сформировался в начале 1920-х гг. Крупнейшим представителем этого искусства стал испанский художник С. Дали.

Сальвадор Дали

Сальвадор Дали родился в Каталонии в 1904 г. Учился в мадридской Академии художеств. Большое влияние на формирование его стиля, а также воззрений на искусство оказала необычная живопись Де Кирико и сочинения З. Фрейда.

В 1929 г. Дали приезжает в Париж, где входит в круг художников-сюрреалистов. С этого момента в его картинах преобладают странные образы, словно рожденные больной фантазией пациента психиатрической клиники. Фигуры, несмотря на свой фантастический вид, кажутся осязаемыми и живыми — настолько оптически достоверно художник изображает их.

Чудовищные монстры на полотнах мастера поражают своим устрашающим и нелепым обликом («Мрачная игра», 1929) . В работах Дали часто повторяются странные символы и детали, вероятно связанные с личной жизнью художника, его чувствами и интимными переживаниями. Это мягкие, словно сделанные из материи, часы и рояли, костыли, зубы, разлагающаяся человеческая плоть, режущие инструменты, огромные кузнечики и муравьи («Постоянство памяти», 1931; «Женщины с цветочными головами, обнаруживающие на пляже останки рояля», 1936; «Сон», 1937). Так, в картине «Великий мастурбатор» (1929) закрытые глаза на женском лице обращают зрителя к области подсознательного, где простой кузнечик становится воплощением детского страха быть съеденным, а также боязни сексуальных проблем. Позднее образ Великого мастурбатора появится и в других произведениях Дали.

С. Дали. Великий мастурбатор. 1929 г.

С. Дали. Великий мастурбатор. 1929 г.

Нередко сюжеты, связанные с агрессией, сексуальными извращениями и органическим распадом, пронизаны страхом перед социальными потрясениями и войнами. Таковы полотна «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны» (1936), «Осеннее каннибальство» (1936-1937), «Изобретение монстров» (1937).

Во многих произведениях Дали, относящихся к 1930-м гг., повторяются многозначные образы, смысл которых очень трудно разгадать («Призрак Вермеера Дельфтского, который можно использовать как стол (феноменологическая теория «мебели-пищи») », 1934; «Метаморфоза Нарцисса», 1937; «Рынок рабов с невидимым бюстом Вольтера», 1940).

С 1934 г. отношения между Дали и другими художниками-сюрреалистами осложняются, а в 1939 г. происходит полный разрыв, связанный с политическими убеждениями Дали, симпатизировавшего лидерам тоталитаризма. Сыграло также свою роль и упрощенное понимание испанским мастером эстетических воззрений и программ сюрреализма.

С. Дали. Постоянство памяти. 1931 г.

С. Дали. Постоянство памяти. 1931 г.

Разорвав отношения с бывшими соратниками, Дали по-прежнему считал себя настоящим и единственным сюрреалистом. В 1940 г. художник уехал в США. Умело использовав рекламные акции, шоу, а также свою деятельность в области прикладного искусства художник завоевал необыкновенную популярность не только в США, но и во всем мире.

С 1948 г. Дали вновь живет в Испании. Он обращается к католицизму и выполняет несколько полных мистического чувства религиозных композиций в духе барочного искусства («Мадонна де Порт-Льигат», 1950; «Христос Хуана де ля Круса», 1951; «Тайная вечеря», 1955). В таком же стиле написаны картины на сюжеты из истории и античной мифологии («Атомная Леда», 1949; «Открытие Америки Христофором Колумбом», 1958-1959). Нередко моделью для полотен Дали служила его жена Гала (Елена Делувина-Дьяконова).

В 1970-е гг. в творчестве мастера появляются черты романтического искусства («Дикий пейзаж с обнаженными», 1970). Кроме живописи, художник занимается графикой, скульптурой, прикладным искусством, литературным творчеством. Работает он также в области театра и кино.

В 1973 г. Дали основал в родном Фигерасе свой музей. Здесь он и жил с 1986 г. до самой смерти. Умер Дали в 1989 г.
Представителями сюрреализма были: бельгиец Рене Магритт, писавший наполненные странными символами полотна; француз Ив Танги с его пугающими и непонятными фигурами, похожими на бобы; испанец Хоан Миро, в картинах которого изображены удивительные существа и знаки, напоминающие древние письмена. В духе сюрреализма некоторое время работал швейцарец Пауль Клее.

История искусства © 2016 Frontier Theme