Наскальная живопись эпохи неолита

В эпоху неолита продолжают развиваться зародившиеся еще в период мезолита земледелие и скотоводство, усложняется процесс производства. В результате таяния ледников народы, населяющие нашу планету, начали осваивать новые территории. Многочисленные племена боролись за право обладания лучшими землями, пригодными для охоты и земледелия.

На берегах рек, островах, холмах — везде, где можно было защититься от внезапного нападения врага, возникали новые поселения. На незначительный промежуток времени были заселены и пещеры, о чем говорят схематические росписи, украсившие своды этих жилищ человека. Такие же знаки-символы в виде крестов, линий, точек и елочек остались на гальках, найденных на территории Франции, Германии и Швейцарии. Схематическая наскальная живопись обнаружена и в некоторых областях Испании (Гранада и Сьерра-Морена). Чаще всего в памятниках этого времени встречается схематическое изображение человека, представляющее собой вертикальную черту с двумя-тремя перекладинами, концы которых загнуты вниз.

Такие же знаки, возникшие еще в эпоху палеолита, распространены и в памятниках искусства Африки, в наскальной живописи Австралии и в других частях света. Появившись в южных районах, схематическая живопись постепенно распространилась на север, дойдя до Скандинавии.

Эпоха неолита наступила раньше в странах с более теплым климатом — Индии, Египте, Двуречье. Суровые условия жизни в Скандинавии и других северных районах Европы способствовали сохранению на этих территориях культуры палеолита и мезолита.

В Северной Европе самые древние памятники искусства были открыты на территории современной Норвегии. Это большей частью петроглифы, которые древние художники высекали на скалах и больших гранитных камнях. Многие петроглифы представляют собой огромные, достигающие восьми метров, изображения оленей, лосей, медведей. Древние художники рисовали тюленей, китов, разнообразные виды рыб и пресмыкающихся. Человеческие фигуры в этих работах встречаются нечасто и отличаются схематизмом и неправильными пропорциями. Животные же изображены очень достоверно и реалистично. Некоторые петроглифы сохранили остатки краски, которой когда-то были покрыты, но, к сожалению, неблагоприятный климат разрушил живописный слой.

Памятники наскального искусства на территории Скандинавии создавались вплоть до прихода викингов. Поздние петроглифы, обнаруженные в районах Стокгольма и Малмё, представляют собой не только схематические знаки, символы и орнаменты, но и изображения плугов, повозок и многовесельных кораблей.

Многие исследователи полагают, что северные наскальные рисунки выполняли в основном магические функции. Данную теорию подтверждают норвежские петроглифы с фигурами лосей. В этих памятниках есть элемент, несвойственный первобытному искусству Европы: художники изобразили сердца животных, соединенные с различными частями тела лосей. Такие «рентгенографические» рисунки свойственны искусству американских индейцев пуэбло и живописи на коре в Австралии.

Схематические рисунки эпохи неолита, а также бронзового, медного и железного веков встречаются на скалах Португалии и Италии, на могильных камнях Англии, Ирландии, Франции, Италии, Скандинавии, Германии. Древние погребения украшены не только символами в виде крестов, свастик, кругов и полумесяцев, на них вырезаны или выбиты условные изображения людей, животных, колесниц и лодок, орнаменты из геометрических фигур и спиралей. Например, в департаменте Морбиан в Бретани более трехсот надгробных памятников покрыты спиралевидными орнаментами, рисунками кораблей, кинжалов, встречаются там изображения каменных топоров, стопы и даже стилизованного лица человека.

Таким образом, основной тенденцией развития изобразительного искусства в эпоху неолита стал переход от воспроизведения конкретного животного или человека к общей схеме, к знаку и символу. Изобразительный язык становится обобщающим, стилизованным, теряет эмоциональность и выразительность.

Наиболее ярким примером стилизации является декоративный орнамент, появившийся уже в эпоху палеолита (росписи Зала быков в пещере Ласко) и получивший развитие в искусстве периода неолита, а затем медного и бронзового века. Орнаментальные рисунки украшали жилища, одежду, домашнюю утварь и наделялись магическими свойствами: считалось, что они придают своим хозяевам силу и способны защитить от врагов. Особенно широко декоративная живопись представлена на керамической посуде с геометрическим орнаментом в сочетании с изображениями различных животных и стилизованных человеческих фигур. Черты этого искусства дошли до нас благодаря памятникам эгейской керамики, относящимся к раннему геометрическому периоду. Вероятно, подобные росписи выполняли культовую функцию и были связаны с поклонением солнцу и воде — важнейшим природным силам, имеющим решающее значение для земледелия.

Схематическое изображение человеческих фигур. Ла Пенья Эскритта у Фуэнкалиенте. Сьерра-Морена. Испания

Схематическое изображение человеческих фигур. Ла Пенья Эскритта у Фуэнкалиенте. Сьерра-Морена. Испания

Очень долго люди не могли поверить в то, что их первобытные предки обладали такими же талантами и способностями, как и они сами. Трудно было осознать, что человек, никогда не учившийся живописи и вынужденный почти все свое свободное время посвящать заботам о пропитании и выживании, мог создать истинные произведения искусства, виртуозно, детально и живо воспроизводящие окружающий мир. Современники Саутуолы, открывшего Альтамиру, решили, что все росписи на стенах пещеры — подделка и примитивный человек не был способен создавать столь совершенные рисунки. Такая же судьба постигла и многие другие открытия. Лишь в конце XIX в. французскому археологу, основателю и президенту Доисторического общества во Франции, Эмилю Ривьеру, удалось доказать подлинность этих древнейших памятников искусства и подтвердить мнение о том, что первобытный охотник и скотовод являлся одновременно художником, творцом, для которого искусство было естественным проявлением человеческой натуры.

История искусства © 2016 Frontier Theme