Специфика декоративно-прикладного искусства: орнамент как основное художественное средство декоративно-прикладного искусства — его мифологические истоки и особая функциональность
Специфика декоративно-прикладного искусства состоит в том, что произведения этого вида искусства имеют предельно утилитарную функцию — это разнообразные предметы быта. Основным художественным средством, которое делает прикладной предмет произведением декоративно¬прикладного искусства, генетически является орнамент. Этимологически понятие «орнамент» напрямую соответствует понятию «декоративность», являющему специфику этого вида искусства: в латинском языке при использовании глагола «украшать» употреблялась пара синонимичных глаголов, имевших при этом существенные различия в оттенках смысла: «DECORARE» — «украшать» в смысле «прославлять»; и «ORNARE» — «украшать» в смысле «снабжать необходимым», то есть этимологически орнамент полагается функциональным элементом вещи, который снабжает ее «необходимым».
Орнаментальное искусство — древнейший вид изобразительного искусства, в нем фактически отсутствует авторская составляющая — характерна предельная типичность изобразительных элементов орнамента, их устойчивость, архаический автор всегда анонимен. Орнамент восходит к архаическому искусству и принципиально выражает космическое единство бытия — Мир как целое. Архаическая традиция декорации предметов часто не предполагает ее доступность человеческому глазу (декорация сосудов для захоронения, вкапываемой части стел, днищ глубоких сосудов, внутренних стен очага и проч.), то есть используется не как эстетический, а как функциональный элемент.
Орнамент — узор, построенный на регулярном ритмическом чередовании и организованном расположении абстрактно-геометрических или изобразительных элементов. То есть, основным свойством орнамента как художественного средства является порядок. Архаическое понятие «порядок» восходит к понятию «Космос» (от греч. «порядок,
упорядоченность, строение, наряд, украшение»), не зря наиболее древний — геометрический орнамент содержит в себе именно знаки Космоса — его стихий и других элементов мира в их взаимосвязи. Генетически орнамент — необходимый художественный элемент предметов культа и быта, изначально являющийся воплощением Космоса как Мирового порядка, средством его прославления и одновременно средством помощи человеку в выстраивании жизненно необходимой связи с ним. Орнамент бытовой вещи исконно выполняет две функции: 1) ежедневно воплощает, являет человеку Космическое устройство; 2) позволяет человеку вписаться в этот космический порядок, стать его органичным элементом и войти в связь с абсолютным посредством его повседневных действий с орнаментированным предметом. Генетически декоративно-прикладное искусство выполняет религиозную функцию, снабжая человека возможностью ежедневного выстраивания связи с целостностью Космоса посредством повседневных действий с бытовыми предметами, таким образом сакрализуя быт.
Орнамент является специфическим художественным языком декоративно-прикладного искусства
Язык есть система знаков в совокупности с правилами/законами их применения/взаимодействия, функционирующая в первую очередь ради коммуникации, а так же хранения и передачи информации. Знак языка всегда имеет фиксированную материальную форму и является проводником (через свое значение) к тому, что он означает. Орнамент как язык есть система изобразительных элементов в совокупности с законами их взаимодействия, что являет Космос как Мировую систему (элементы Мира) в совокупности с Мировыми Законами. Орнамент функционирует исключительно ради коммуникации, но в отличие от пиктографического письма — родственного орнаменту архаического средства межличностного общения, эта коммуникация рассчитана на связь предельно недоступных сторон — человека и Космоса как целого, абсолютного начала. Изобразительные элементы орнамента — знаки орнаментального художественного языка, которые имеют свое фиксированное значение — содержание, и направлены на налаживание коммуникации человека и Космоса. Орнамент произведения декоративно-прикладного искусства — это текст, направленный на коммуникацию человека и Космоса, прочтение которого возможно в случае знания этого языка.
Классификации орнамента: 1) по способу исполнения: впалый (резанный или гравированный вглубь), плоский (исполненный чертами), рельефный; 2) по закономерностям построения: орнаментальные ленты (фризы, окаймления, бордюры), розетки (вписанный в круг), сетчатый (заполняющий поверхность сплошным регулярным узором), ковровый (заполняющий поверхность сплошным узором), рамочный (изображение в рамке); 3) по цвету: полихромный (многоцветный) и монохромный (одноцветный) орнаменты.
Основная функция орнамента — коммуникативная, потому доминирующей классификацией является классификация его как языка — по изобразительному элементу.
Геометрический орнамент — наиболее древний тип орнамента, устойчивая система которого едина фактически во всех этнических группах, сформировалась в архаическое время и развивалась в каждой из этнокультур, являя при этом, как и мифология, предельную родственность форм и значений. Символика знаков предельно взаимосвязана с мифологией народа, миф — источник орнамента как средства восстановления связи с Космосом. Знаки устойчиво сохраняются в качестве художественной традиции, предельно ассимилируясь с новосменившимися мифами внутри культуры (так славянские знаки после принятия Христианства на Руси отождествляются с православными). Законы Космоса, являемые архаическим мифом и орнаментом: 1) цикличность мировых процессов (жизнь — смерть — новая жизнь); 2) бинарность и диалектика союза двух противоположных начал; 3) трехчастность Мира (Верхний Мир и Нижний Мир — абсолютное начало в разных ипостасях, Средний Мир — человеческий) и законы взаимодействия его частей (законы правильного взаимодействия человека и абсолютного).
Знаки геометрического орнамента славян: 1) круг — Мировое Яйцо, абсолютное, небо как дотварный мир, солнце; 2) противолежащие полукружия — небесная и земная тверди, тварный и дотварный миры с соединением в точке, полусолнца; 3) свастика (санскр. «благо» и «быть») — энергия в движении, солнце в движении; 4) ветрикаль, треугольник вершиной вниз — мужское начало, небесное, ось Мира; 5) горизонталь, треугольник вершиной вверх — женское начало, земное, полагающее; 6) квадрат, ромб — материальный мир в связи четырех стихий, земля; волнообразная и зигзагообразная линии, плетенка — вода; острый зигзаг, ряды треугольников — огонь; 7) крест, решетка, сетка — единство земного и небесного, их связь, целостность Мира; ромб с точкой внутри — в широком смысле как единство небесного и земного, в узком — как засеянная земля, плодородие; 8) косой крест — священный огонь, небесный и ритуальный; 9) груда — «грудие росное», влага небесная животворящая, питающая землю; 10) полукруглые ярусы водных знаков с точками и смыкающая их груда — «хляби небесные» как влагой наполненные небеса, вскармливающие землю; многолепестковая розетка — «громовый знак» как властность и гневливость небес, знак Перуна.
Специфика деревянных предметов обихода состоит в их предельной взаимосвязи с деревянным зодчеством
Деревянные изделия в древности создавались мастерами-универсалами, которые владели всеми возможными технологиями работы с деревом — от зодчества (сооружения хором, судов и мостов) до филигранной резьбы. При создании деревянных предметов быта использовались те же, что и в строительстве, материалы (сосна, ель, береза, клен, дуб) и инструменты (топор, скобель, тесло, долото, шило, нож, пила, токарный станок). Отсюда — теснейшая взаимосвязь деревянной резьбы, утвари и мебели с архитектурой: предельная соразмерность, взаимная пропорциональность, конструктивность декора и выявление декором конструкта, орнаментальное и ритмическое единство.
Деревянная посуда X — XVI веков
Yаиболее древние находки — из Новгорода, характерны скульптурные сосуды. Кубок и черпак, 10 — 13 вв.. Традиционна форма рукоятки ковшей и черпаков — зооморфная, в форме головы коня, птицы, ящера (солярные спутники и антагонисты). Резные рукоятки в форме коня и ящера, X в. Скульптурные формы обобщены, геометризированы, детали решены орнаментально, вне натуралистичности. Наиболее распространены ковши- ящеры в X — XIII веках. Ковши и черпала — необходимый элемент обрядовой трапезы древних славян. Генетически формы ковшей восходят к архаическим славянским мифам и культам: конь и птица — солярные спутники, ящер — хозяин вод, подземного мира, возрождающий солнце. На смену ковшам — ящерам приходят ковши-скобкари в виде утицы. Скобкарь — род деревянной чашки с двумя ручками-скобами, из которой пьют вино, пиво, мед, брагу, черпая потаковками. Для новгородской резьбы характерен мотив сложной плетенки: ручка ковша — «ящер», чаша, XI в.. В XV — XVI века происходит развитие и широкое распространение точеной посуды. 16 век — широкое разделение труда по операциям: заготовка сырья, точение, долюление, резьба, окраска, пропитка олифой. Крупные центры деревянной посуды — при монастырях: Троице-Сергиевом, Кирилло-Белозерском, Спасо-Прилуцком; в городах — Калуга, Москва, Тверь, Новгород, Владимир.
Для деревянного жилого интерьера характерна ансамблевость, целостность — мебель изготовлялась одновременно с постройкой дома теми же мастерами, потому предметы мебели строятся как часть архитектуры: 1) каждый предмет изготовляется для определенного места и не предполагает перемещения (парадные лавки — в красном углу, скамьи переметные — у входа и проч.); 2) органическая связь мебели со стеной: доминирует «встроенная» мебель, которая часто является конструктивным элементом; ниши для мебели; наиболее распространенный тип — пристенные лавки. Кровельная резьба экстерьера избы содержит орнамент небесной сферы, то есть отождествляется с микрокосмом, именно потому избе свойственна такая системность интерьера — устойчивость мира, порядок. Созвучность мебели целостности сооружения как микрокосма: лавка-небосвод, XVII в., содержит созвучный кровельной резьбе орнамент «хлябей небесных» со скульптурными грудами.
Формы столов в XVII веке предельно разнообразны: от маленьких «стольцов» до длинных столов вдоль лавок и массивных свечных ларей. Наиболее популярный тип стола второй половины XVII века — столы западноевропейского образца на точеных кувшинообразных ножках с сильно вынесенной столешницей. Центр изготовления деревянной мебели, где мастера в большей степени имели возможность осваивать западноевропейские традиции древоделия по привозной мебели — Оружейная палата в Москве. Именно здесь вместо лавок появляются такие формы, как стулья и кресла. Особый вид столов — аналои — церковные подставки для книг и киота: столик-аналой, XVII в.
При всем стремлении освоить западные традиции, мастера сохраняют и традиции славянские, при всей органичности православия к тому времени сохраняются традиции язычества, которые скорее ассимилируются с христианской верой. Столбы-рожаницы, XVII в.: располагались в качестве опор в широких трапезных церквей, имеют неконструктивные кронштейны — созданы в традиционных формах славянских богинь-рожаниц, украшались в день Рождества Богородицы, что совпадает с датой чествования рожаниц в языческой традиции.
Деревянные предметы быта XVII века
Росту активности контактов со странами Запада и Востока соответствует сильный рост ассортимента изделий, русские мастера осваивают иные традиции по заморским образцам. Орнаментальное разнообразие — распространение ажурного травного узора (традиция Ближнего Востока), сюжетные композиции (традиция Западной Европы), тонкое геометрическое узорочье (славянская традиция).
Распространены дубовые ларцы и шкатулки геометрической резьбы с металлическими накладками. Ларец-подголовник, XVII в.. А так же — осветительные приборы: светцы (для лучин) и подсвечники (для свечей). Подсвечник, 17 в., Светцы из Исторического музея в Москве, XVII век.
Важнейший центр посудного ремесла — село Кубена и окрестные деревни. Распространяется деление на дорогую и дешевую деревянную посуду: дорогая — для сервировки посадского населения, бояр, духовных особ и царского двора; используются ценные породы дерева, инкрустация драгоценными металлами, камнями и костью, выполняется тонкая роспись.