Сияла людям Мысль, как свет в эфире;
Ее лучи лились чрез океан —
Из Атлантиды в души разных стран;
И ярко факел вспыхнул в Вавилоне;
Вещанье звезд прочтя на небосклоне,
Их в символы Семит пытливый влил.
В. Я. Брюсов
Одной из наиболее древних культур Востока является культура Западной (Передней) Азии. Здесь, в междуречье Тигра и Евфрата, а также на прилегающих территориях существовали разные народы, племена и государства. На протяжении трех тысячелетий тут создавались, враждовали и гибли различные ранне-рабовладельческие цивилизации. Значительное место в истории этих территорий занимают древние государства Ассирия и Вавилония (Ассиро-Вавилония).
Памятников архитектуры и искусства тех времен дошло до нас мало. Причина в том, что эти государства развивались на открытой безлесой территории и постоянно подвергались нападению со стороны врагов. Постройки из сырца были недолговечными и непрочными, поэтому о культуре и искусстве Ассирии и Вавилонии мы можем судить лишь по отдельным сохранившимся памятникам.
В IX—VII вв. до н. э. своего расцвета достигает государство Ассирия. Художники Ассирии в произведениях искусства прославляли царя-воина, царя-победителя, царя-охотника. Культ царя — характерная особенность искусства Ассирии.
В VII—VI вв. до н.э. в Южном Двуречье после падения Ассирии центром обширного и могучего государства Вавилонии стал г. Вавилон. Искусство и архитектура Ассирии и Вавилонии близки по характеру. Архитектурные сооружения были мощными и носили крепостной характер. В Вавилонии сильное жреческое сословие запрещало прославлять царя и изображать людей на рельефах и росписях. Строилось много зиккуратов — многоярусных культовых сооружений, одно из которых, Вавилонская башня, было разрушено А. Македонским. Вавилон прославился таким чудом света, как висячие сады Семирамиды.
Ассиро-Вавилонская цивилизация создала также много прекрасных образцов декоративно-прикладного и ювелирного исскуства.
Идеал красоты. Ведение захватнических войн, жестокость и агрессия, свойственные народам Ассирии и Вавилонии, а также их религия, призывавшая к уничтожению, порабощению, насилию с кровавыми обрядами и жертвоприношениями, способствовали прославлению силы и мощи в облике
мужчин.
Мужчина считался красивым, если имел коренастое крепкое тело с широкими плечами и мощным торсом, крупную голову, мощную шею, густые курчавые волосы, лицо с крупными чертами, сросшимися черными бровями, большими бородой и усами. Именно такими предстают перед нами ассиро-вавилонские мужчины (царь, придворные, знать) на росписях и рельефах, сохранившихся до наших дней.
Идеал женской красоты можно представить лишь по единственному изображению на рельефе «Ашшурбанипал с женой в саду». На нем мы видим царицу: дородную, величественную и одновременно почтительно-смиренную. У нее крупная голова с округлым зобообразным подбородком, короткая шея, пышная грудь. Прическа из полудлинных (до плеч), уложенных аккуратными локонами волос напоминает прическу царя.
Виды и формы одежды. Текстиль. Одежды были накладными и драпирующимися. Накладными были рубахи канди и кроеные плащи конасы, драпирующимися — плащи из куска ткани, обвивавшие тело, и перевязи, обматывавшиеся вокруг торса. Перечень одежд для мужчин и женщин практически одинаков: рубахи и плащи. Схожи они были и по внешнему виду. Особенно хочется отметить особенности текстиля, применявшегося для изготовления одежды. В основном это была шерсть различного качества и толщины для рубах и плащей, а также войлок, кожа и замша для головных уборов.
Практически все виды одежды выполнялись из шерсти. Шерсть и мех — исконные материалы в костюме этого региона с его суровыми климатическими условиями.
С глубокой древности (XXX—XX вв. до н.э.), когда в одежде использовалось много меха (юбки, платья, покрывала жриц, жрецов и простолюдинов), осталась традиция отделывать края одежды извилистой бахромой, напоминавшей тщательно расчесанный мех, свисающий с края шкуры, обычно овчины.
«Шерсть, из которой изготовлялась рубаха царя, была белой из нежного руна белых непорочных ягнят особой породы».
В Ассирии и Вавилонии знали секрет изготовления пурпура и других ярких и прочных красителей. Поэтому одежда знати из тонкой высококачественной шерсти была очень красочной. Бахрома из шерсти также являлась ярким и нарядным элементом костюма.
Другим замечательным видом отделки текстиля была вышивка. Роскошные узоры и орнаменты, вышитые рабынями на текстиле, иногда полностью покрывали платье или в виде каймы шли по краю конаса, перевязи или драпированного плаща. Это были розетки в кругах, цветки в квадратах или полосах, другие узоры, часто геометрической формы (цв. вкл., рис. 4). Золотые чеканные бляшки и пластинки также использовались в отделке одежды.
Богатая вышивка в сочетании с золотыми бляшками и яркой бахромой по яркому текстилю делали костюм ассирийцев и вавилонян очень декоративным, своеобразным, выразительным.
В Ассирии и Вавилонии популярна была также вышивка бисером, особенно интересная на маленьких круглых женских шапочках, напоминавших тюбетейки.
В искусстве вышивки ассирийские мастерицы не знали себе равных. Рабыни-вышивальщицы ценились очень дорого и пользовались огромным спросом. Создававшиеся ими орнаменты широко использовались в быту.
Мужская одежда. Мужчины носили рубаху канди и плащ. Канди имела рукава короткие либо до локтя и длину в зависимости от социального положения. Царь носил канди длиной до щиколотки с бахромой по низу, бедняки — короткую, до колена и выше. Длина одежды знати варьировалась в зависимости от социального положения. Одежда царя была многослойной.
Поверх длинной белой канди из дорогой шерстяной ткани царь надевал кроеный, прилегающий, не сшитый по бокам плащ конас (рис. 11.18) с пурпурной бахромой и другими видами отделки (чеканные бляшки, пластинки, вышивка).
Спереди конас имел немного скошенный, закругленный внизу борт. Спинка заканчивалась прямо. Конас надевался только на одно левое плечо и пропускался под правую руку. Правое плечо и правый рукав канди открыты на всех изображениях царя (цв. вкл., рис. 5, 6).
Иногда вокруг торса обматывался еще один плащ из цветного куска шерстяной ткани либо торс обвивала перевязь. И драпированный плащ, и перевязь также имели бахрому по краю. На голове парь носил тиару-кидарис (см. рис. 11.18).
Для совершения ритуальных обрядов царь надевал короткую белую канди и пурпурный драпированный плащ с пурпурной или золотой бахромой и золотой каймой. На голову в данном случае надевалась другая тиара, так же как и кидарис, из белого войлока (см. цв. вкл., рис. 6).
Существовал также еще один вид верхней одежды, напоминающий покрывало. Эта накидка закрывала левую руку и левый бок во весь рост. Данный вид покрывала опоясывался на талии ремнем. При этом левая рука, согнутая под прямым углом, располагалась в образовавшейся сбоку пазухе, как в емкости. Именно в такой одежде изображен царь Салманасар III (IX в. до н.э.). К царской одежде полагались атрибуты власти: жезл, богато декорированный зонт.
Одежда знати состояла из канди, которая была короче царской, плаща и перевязи. Как и царские одежды, все это отделывалось пурпурной и цветной бахромой из шерсти.
Воины носили еще более короткие одежды, часто с диагональным срезом спереди для удобства при ходьбе и стрельбе из лука. Рубаха воина была расширена от талии. Грудь покрывал кожаный панцирь, на голову надевался остроконечный шлем (рис. 11.19). Воины носили штаны, закрывающие колени.
Женская одежда. Поскольку роль женщины в Ассирии и Вавилонии была низведена до минимума и женских изображений практически нет, то, судя по единственному рельефу, можно сказать, что ассортимент женских одежд практически не отличался от ассортимента мужских. Женщины ходили в свободны рубашкообразных платьях с длинными узкими рукавами. Царица носила платье наподобие канди и верхнюю одежду, напоминающую конас царя. Бахрома, вышивка и другие виды отделки такие же, как на мужской одежде.
Обувь. Ассирийцы и вавилоняне носили разные виды обуви. Очень популярной была кожаная обувь с закрытой пяткой и открытой ремешковой передней частью (цв. вкл., рис. 7). Она была цветная на плоской подошве и напоминала современные сандалии. Наиболее популярные цвета обуви — красный, коричневый, фиолетовый, пурпурный. Царь и знать предпочитали именно такую обувь.
Воины носили высокую обувь (цв. вкл., рис.. 8) из мягкой кожи в виде сапожек, надетых на обмотки и зашнурованных спереди. Такая обувь хорошо сочеталась с короткими верхними одеждами и штанами. Существовал также вид закрытой обуви из мягкой кожи с загнутыми вверх носками. Эта обувь напоминала сапожки.
Головные уборы, прически, украшения, косметика. Царь носил белую войлочнук тиару-кидарис, напоминавшую усеченный конус с золотым навершием в виде башенки. Тиара отделывалась золотым венцом-фанонсом, украшенным чеканными розетками и цветной эмалью. Сзади на спину спускались пурпурные ленты либо золотые плоские шнуры. Ленты заканчивались бахромой (см. рис. 11.18). Другой вид тиары также был в виде усеченного конуса (рис. 11.20). Знатные мужчины носили шапки и колпаки из войлока, кожи и замши. Часто их головные уборы напоминали тюрбаны. Воины ходили в шлемах из металла, кожи, замши и колпаках (рис. 11.21).
Царица носила маленькую круглую шапочку, богато украшенную вышивкой, бисером и драгоценными камнями, а также венец, отделанный орнаментом и драгоценными камнями. Женщины носили платки, покрывала, вуали, войлочные шапочки, колпаки.
Как в Ассирии, так и в Вавилонии мы сталкиваемся с высокоразвитым парикмахерским искусством. Знатные мужчины носили зачесанные назад волосы длиной до плеч (рис. 11.22). Плоские крупные волны заканчивались горизонтальными валиками, иногда в несколько рядов. Уши оставались открытыми. Лоб обрамляли кольцеобразные завитки. Прически женщин напоминали мужские (рис. 11.22, б). Поражает то, как знатные мужчины заботились о красоте причесок, бород и усов. В условиях военной жизни, проходящей в сражениях и походах и лишенной многих удобств, это особенно удивительно. Воины носили более скромные прически и короткие остроконечные бородки.
Существует предположение, что длинные прямоугольные бороды, состоявшие из множества рядов трубчатых локонов, сочетавшихся с рядами колец и волнистых прядей, были накладными и прикреплялись их владельцами к собственным коротким и аккуратным бородкам. Ухоженные густые усы также представляли собой замечательный образец парикмахерского искусства.
Вообще лицо мужчины с густыми сросшимися бровями, красиво оформленной прической из достаточно длинных волос, большой ухоженной бородой и усами еще раз подтверждает любовь ассирийцев и вавилонян к волосам, а также к шерсти, меху, что находит свое подтверждение в костюме, начиная с XXX в. до н.э. и вплоть до изучаемого периода.
Если внимательно рассмотреть рельефы со сценами охоты, украшавшие комнаты дворцов, то можно заметить, что даже львы, имеющие густую гриву, изображены с красиво уложенной «растительностью».
Украшения — это в первую очередь золотые венцы, диадемы и обручи на головных уборах и прическах знати.
Серьги и подвески имели форму крестов и полумесяцев. Их носили и мужчины, и женщины. Браслеты были спиралевидными для предплечий и с солярной символикой (розетками) для запястий. Все золотые украшения отделывались цветными эмалями, жемчужинами. Знать носила также массивные золотые цепи, воротники из золотых пластин с крупными жемчужинами.
Женщины белили и румянили лица, пользовались душистыми эссенциями, подкрашивали волосы басмой и хной, подводили брови и глаза.
Связь костюма с архитектурой. Архитектурные сооружения Ассирии и Вавилонии мощны и крепки, как тела агрессивных и воинственных мужчин этих государств.
Четкость очертаний и силуэтов в одежде и прическах мужчин соответствует такой же четкости линий в архитектуре зиккуратов и дворцов.
Висячие сады, спускавшиеся своими тонкими гибкими ветвями с уступов стен, образно перекликались со свисающей по краям одежды бахромой.
Чеканные золотые бляшки на конасе, плаще и перевязи ассоциируются с рельефными бронзовыми листами (металлопластикой) на воротах городов.
Яркие изразцы, украшавшие ворота и архитектурные сооружения, созвучны коврам и вышивке, украшавшей одежду, особенно вышивке бисером.