Застой в экономической и культурной жизни Италии был преодолен только в середине XVIII столетия, но еще долго страна оставалась отсталой и нищей. Даже пышное великолепие Венеции с ее роскошными дворцами и яркими карнавалами не могло скрыть бедности, в которой жил итальянский народ.
Значительную роль в итальянской живописи XVIII в. играет венецианская школа, оттеснившая на задний план римскую и болонскую школы.
Одним из наиболее известных венецианских мастеров первой половины XVIII в. был Джованни Баттиста Пьяцетта, писавший религиозные композиции («Св. Иаков, ведомый на казнь», 1717), бытовые сцены («Гадалка», ок. 1740). Нередко библейский сюжет приобретал у художника жанровое звучание, как, например, в романтической картине «Ревекка у колодца», в которой фигуры испуганной Ревекки, глядящей на жемчужное ожерелье в руках слуги Авраама, и крестьянок за спиной девушки несколько напоминают пасторальные образы.
Представителем венецианской монументально-декоративной живописи был Джованни Баттиста Тьеполо, ученик Пьяцетты. Тьеполо пользовался огромной популярностью не только в Италии, но и далеко за ее пределами. Какое-то время живописец работал в Испании и Германии, исполнял заказы знатных вельмож из России.
В картинах Тьеполо реалистичность сочетается с театральными эффектами. В такой манере выполнено множество алтарных росписей Тьеполо, а также станковых картин, рисунков и офортов. Художника привлекают исторические, библейские и мифологические сюжеты («Кориолан под стенами Рима», ок. 1725; «Жертвоприношение Авраама», 1726; «Триумф Амфитриты», начало 1740-х). Поражают величием и богатством цветовой гаммы исполненные Тьеполо росписи плафонов для венецианских церквей и дворцовые фрески, делающие пространство похожим на театральное действо. Персонажи этих произведений напоминают актеров, одетых в костюмы XVI в. Таковы, например, Антоний и Клеопатра в росписях венецианского палаццо Лабия.
Работал Тьеполо и в портретном жанре. Кисти художника принадлежат выразительные образы его современников (портреты А. Риккобоно, ок. 1745; Дж. Кверини, 1749). Тонкой наблюдательностью и реалистичностью отмечены рисунки Тьеполо, выполненные сангиной и тушью. Замечательны его карикатуры на духовенство и венецианских вельмож. Большой интерес представляют офорты с загадочными мифологическими и аллегорическими образами. Эти работы оказали большое влияние на графику такого известного художника, как Франсиско Гойя.
Итальянской живописи XVIII в. свойственно разделение на жанры, каждый мастер обычно работал в определенном виде искусства — бытовом, портретном, пейзажном. Например, венецианец Пьетро Лонги писал маскарады, концерты, игорные дома, танцы, сцены развлечений, животных («Урок танца», «Носорог»).
Портреты писали Джузеппе Гисланди, в монашестве принявший имя Фра Гальгарио, Алессандро Лонги, сын Пьетро Лонги. В технике пастели работала венецианка Розальба Каррьера. Художница изображала портретируемых лучше, чем они были на самом деле, поэтому ее искусство пользовалось необыкновенной популярностью в аристократических кругах.
Ведущим среди других жанров венецианской живописи был городской пейзаж (ведута), объединивший черты архитектурного ландшафта и собственно пейзажа.
Первые ведуты появились еще в XV в. в работах Джентиле Беллини, брата Джованни Беллини, и Витторе Карпаччо, хотя в эту эпоху городской пейзаж служил лишь фоном для компози¬ций, повествующих о праздниках и важных событиях венецианской жизни.
В XVIII в. к жанру городского пейзажа обратился Лука Карлеварис, хотя его творчество не стало таким ярким явлением, как искусство последующих мастеров ведуты, крупнейшим из которых был Каналетто.
Каналетто
Антонио Канале, прозванный Каналетто, родился в 1697 г. в семье театрального художника Бернардо Канале, который и дал сыну первые уроки мастерства. Вместе с отцом молодой художник оформлял спектакли в театрах Венеции.
В 1717 г. Каналетто уехал в Рим, где познакомился с творчеством итальянских мастеров пейзажа и театральной декорации. В Риме сформировался оригинальный стиль живописца, который все последующие годы почти не изменялся. Каналетто писал прекрасные венецианские дворцы; каналы с отражающимися в них зданиями и плывущими по гладкой поверхности гондолами и лодками рыбаков; морские лагуны; толпы людей, гуляющих по набережной. Изображение на его полотнах кажется неподвижным, но в то же время пространство наполнено светом и воздухом («Возвращение «Бучинторо» к молу в день Вознесения», 1726-1727; «Двор каменотеса», 1729-1730).
Слава мастера венецианской ведуты вышла за пределы Италии, и в 1746 г. Каналетто получил приглашение посетить Лондон. В английской столице художник выполнил ряд картин с изображением лондонских ландшафтов («Вид Лондона», 1746; «Гринвичский госпиталь в Лондоне со стороны Темзы», 1747-1750; «Капелла в Итоне», 1754). Лишенные яркого света солнечной Италии, эти произведения с видами туманного города теряют звучность и яркую красочность, свойственную венецианской живописи Каналетто. К лондонскому периоду относится «Автопортрет» (1746), на котором Каналетто изобразил себя со свитком в руке на фоне собора Св. Павла.
В 1756 г. Каналетто вернулся в Венецию. Почти все произведения, созданные в это время, — лишь вариации прежних картин («Каприччо с классическими мотивами», 1756; «Палаццо Гримани», 1756; «Праздник обручения венецианского дожа с Адриатическим морем», ок. 1763-1764).
Большое место в творчестве Каналетто занимает гравюра. Искусство гравюры пользовалось в 1740-1750-х гг. в Венеции большой популярностью. Многие венецианские мастера пейзажа (Лука Карлеварис, Марко Риччи, Беллотто и Каналетто) были талантливыми офортистами. Гравюрам Каналетто свойственно то, чего не хватает его живописи, — динамика, одухотворенность и поэтичность . Природа на офортах кажется удивительно живой: плывут облака в небе, бегут морские волны, шелестят листья на деревьях. Движением охвачено все в замечательной гравюре «Порт в Доло», изображающей молодую пару, прогуливающуюся по берегу канала.
Искусство Каналетто, умершего в 1768 г., оказало большое влияние на многих итальянских пейзажистов, среди которых был племянник и ученик Каналетто — Бернардо Беллотто, чьи ведуты дают зрителю представление о том, как выглядела Венеция в ту эпоху. Беллотто работал не только в Италии, но и в Дрездене, Вене, Варшаве, где он был придворным живописцем.
Крупнейшим венецианским мастером XVIII в. являлся Франческо Гварди.
Франческо Гварди
Франческо Гварди родился в 1712 г. в Венеции. Первые уроки живописи он получил у своего брата, талантливого художника Джованни Антонио Гварди, автора алтарных композиций «Мадонна с младенцем и святыми», «Смерть св. Иосифа» и др. В мастерской старшего брата Франческо проработал почти половину своей долгой жизни. В этой же мастерской работал и младший брат Франческо и Джованни Антонио — Никколо.
В начале творческого пути Франческо Гварди обращался главным образом к религиозной тематике. Он выполнил несколько алтарных композиций в традициях итальянской барочной живописи. Среди них — «Святой в экстазе», «Оплакивание» и «Распятие».
Интересна созданная Гварди роспись органа для венецианской церкви Арканджело Рафаэле. В этом произведении художник изобразил сцены из жизни Товия. Хотя подобный сюжет нередко встречается в живописи итальянских мастеров, у Гварди этот библейский мотив зазвучал совершенно по-иному. Художник мастерски передает воздушную среду, тонкие, почти неуловимые изменения атмосферы. Его композиции полны мерцающего света, пронизаны влажным и трепещущим морским воздухом. Гварди — прекрасный колорист: ландшафты в росписях органа кажутся удивительно живыми и поэтичными благодаря смелым сочетаниям красных, розовых, золотистых, голубых и серых оттенков и утонченным светотеневым переходам.
К раннему творчеству Гварди относится полотно «Александр перед телом Дария», являющееся свободной копией с композиции итальянского мастера XVII в. Ланджетти. Вместо спокойной классической античной сцены перед зрителем предстает полное динамики и жизненной энергии изображение.
В 1740-е гг. под влиянием Каналетто и М. Мариески, рисунки которых были образцом для копий Гварди, художник обращается к жанру архитектурного пейзажа.
После смерти Джованни Антонио в 1760-х гг. Франческо Гварди становится руководителем мастерской своего старшего брата. В 1763 г. в Венеции проходили праздники по случаю вступления в должность дожа Альвизе IV Мочениго. Гварди исполнил двенадцать ведут, посвященных этому знаменательному событию («Площадь Св. Марка в день ярмарки»). Хотя художник использовал для своих картин композиции, созданные Каналетто, это нисколько не умаляет ценности его полотен, которые, в отличие от строгих и сухих ведут, кажутся воздушными и живыми.
Своего расцвета искусство Гварди достигло в 1770-е гг. Объектом его внимания становятся здания и площади города, каналы и морские лагуны, тихие улочки и бедные городские окраины.
В пейзажах 1770-1780-х гг. перед зрителем предстает будничная Венеция. Художник придает реалистичным и правдивым видам города лирическое звучание, превращая прозаическую ведуту в прекрасный, полный поэзии пейзаж («Венецианский дворик»).
Характерным для творчества Гварди является такой прием, как свободные вариации на одну и ту же тему — т. н. каприччо («Каприччо с пульчинеллами», «Каприччо с каналом»). Он пишет венецианский вид в различное время суток, находя в обычном пейзаже черты, которые не замечал раньше. Иногда один ландшафт приобретает в разных картинах то лирическое, то романтическое звучание.
В 1782 г. Гварди исполнил два живописных цикла, получившие общее название «Празднества». Первый, состоявший из четырех композиций, был посвящен приезду в Венецию Папы Пия VI, второй включал пять полотен и являлся откликом на визит в Венецию наследника русского престола Павла Петровича («Бал в театре Сан-Бенедетто», «Банкет», «Праздник на площади Св. Марка», «Торжественный концерт»).
Одна из лучших картин этого цикла — «Торжественный концерт». Художник удивительно точно подметил дух галантного празднества, витающий в огромном зале, в котором играет женский скрипичный оркестр. Зрителю, стоящему перед картиной Гварди, слышится музыка, наполняющая озаренный свечами зал. Легкими и свободными мазками художник пишет фигуры нарядно одетых кавалеров и дам в роскошных платьях, сверкающих серебристо-серыми, голубыми, розовыми, красными и желтыми красками.
Большой интерес представляет полотно «Подъем воздушного шара в Венеции», написанное Гварди в 1784 г. по заказу прокуратора республики. Художник изображает это необычное событие на фоне венецианского пейзажа с морской лагуной, по которой плывут лодки. Зрители, наблюдающие за воздушным шаром, рас-положились в тени каменного навеса, поддерживаемого высокими колоннами.
Позднее творчество Гварди говорит о стремлении мастера к лаконичности и обобщенности изобразительных средств. В такой манере написана замечательная картина «Венецианская лагуна» (ок. 1790), сдержанная по колориту, но разнообразная по цветовым оттенкам. В ней нет ничего лишнего — только гладкий морской залив, по которому рассеяны гондолы. Но, несмотря на кажущуюся простоту и безыскусность, полотно удивительно поэтично, его пространство наполнено теплым морским воздухом и светом ласкового южного солнца. Виднеющиеся на горизонте светлые силуэты церквей и городских построек кажутся зыбкими, но в то же время удивительно реальными.
Замечательное мастерство художника проявилось не только в живописи, но и в рисунках Гварди. Эти рисунки исполнены пером, лишь иногда подкрашены акварелью. Большинство из них выполнено с натуры, поэтому они кажутся живыми и очень динамичными. В них отразилась тонкая наблюдательность художника, сумевшего уловить и передать на бумаге бег волны, легкое скольжение гондолы по поверхности канала, зыбкие отражения лодок в морской воде, жесты и движения людей. Очарование и изящество рисункам придают легкие, прерывистые линии.
Умер Франческо Гварди в 1793 г. Его живопись, лишенная внешнего эффекта, не была по достоинству оценена современниками. И только в XIX в. его имя заняло соответствующее место в ряду великих художников. Глубоко лиричные пейзажи Гварди предвосхитили появление т. н. пейзажа настроения в искусстве Западной Европы 19 столетия.