Искусство Владимиро-Суздальского княжества

Общие особенности владимиро-суздальского искусства

На Северо-Востоке древнерусского государства расположена земля, которая издавна прозывалась Залесской.

Во времена массовой христианизации Руси здесь строилось много церквей, которые все были сделаны из дерева. Так, Лаврентьевская летопись под 1096-ым годом упоминает о целом ряде деревянных храмов, среди которых наиболее значимыми были: церковь Дмитриевского монастыря в Суздале, церковь Спаса в Муроме и сгоревшая в XII веке церковь Богородицы в Ростове. Это свидетельствует о том, что на заре становления Владимиро-Суздальского княжества на его территории имели вероятность сосуществовать как эманационного, так и имманационного качества христианские культовые здания, возведенные из дерева. Кроме того, вплоть до XI века такие города Залесья, как Ростов и Суздаль представляли собой крупные очаги язычества. Здесь на площадях, практически рядом с православными церквями, стояли дохристианские памятники зодчества, а некоторые суздальские урочища до нашего времени сохранили свои культово языческие наименования.

На рубеже XI-XII столетий на Северо-Восточных землях Руси начинается постройка первых каменных храмов — Успенского в Ростове и Богородице-Рождественского в Суздале. Печерский патерик свидетельствует, что эти церкви были возведены по подобию Успенского собора Киево¬Печерского монастыря. Современные археологические раскопы, действительно, выявили шестистолпную основу данных храмов и их построение из плинфы в технике кладки со скрытым рядом. Однако поскольку Печерская церковь была создана на основе модификации стольного Софийского храма, то позволительно утверждать, что зачин Залесскому каменному зодчеству положили эманационного толка патрицы, матрицей для которых послужили план и архитектурные объемы собора Святой Софии Киевской.

В 40-е годы XII века на территории Владимиро-Суздальского княжества появились одноглавые, четырехстолпные храмы с хорами в западной трети основного куба здания, такие как Борисоглебская церковь в Кидекше и собор Спаса Преображения в Переяславле-Залесском. Исследование этих приоритетно эманационных храмов показало, что и по планам своим, по характеру декоративных деталей они представляют чуть ли не буквальное подобие культовых зданий, происходящих из древнерусской Галицкой земли. Даже техника их возведения не из кирпича-плинфы, как раньше, а из блоков «белого камня» заимствована из Галича, в котором хорошо знали и широко использовали художественные особенности западноевропейского стиля Романский Классицизм. Есть сведения, что и строителями этих первых для Залесской территории предпочтительно диктатных храмов из квадров местного известняка явились галицкие зодчие.

В конце 1150-х годов архитектурная ситуация во Владимиро-Суздальском княжестве опять изменилась. В помощь к уже имеющимся здесь мастерам были приглашены западноевропейские специалисты по возведению культовых зданий из Южной Германии и Северной Италии (имеются свидетельства, что в Залесье их прислал император Фридрих Барбаросса). Таким образом, к началу 60-х годов XII века на Северо-Восточной земле Руси сложилась строительная организация, в которой над проблемами строительства преимущественно диктатных храмов одновременно работали западноевропейские, галицкие и местные архитекторы. Именно силами этого международного союза мастеров были созданы такие произведения приоритетно эманационного зодчества, как Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и собор Рождества Богородицы в Боголюбово. По композиционным и конструктивным основам своим данные храмы представляли не что иное, как патрицы с матрицы Софии Киевской, но при всем том они были построены из блоков белого камня и снабжены типично романскими архитектурными деталями: украшенные резьбой перспективные порталы, тонкие колонки на наружных пилястрах, аркатурно-колончатый пояс, проходящий по фасадам и апсидам, резанные в камне фасадные композиции и пр.

На рубеже XII-XIII веков строительная организация, творившая культовые здания в Залесье, изменила свой состав. Из нее ушли западноевропейские и галицкие мастера, предоставив право создавать эманационного качества храмы местным зодчим, сумевшим интегрировать как отечественные, так и иностранные архитектурные традиции. В этот период во Владимире была произведена перестройка сгоревшего Успенского собора, постройка собора Рождественского монастыря и собора Святого Димитрия Солунского. Летописцы, повествуя о данных деяниях, специально оговаривают тот факт, что залесские заказчики уже «не ища мастеров от немець».

В первой трети XIII столетия в древнерусских городах Северо¬Восточной земли появились первые «столпообразные» архитектурные памятники приоритетно имманационного содержания — прежде всего Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Сопоставление этого культового здания с другими «столпообразными» церквями Руси показало, что собор Святого Георгия из Залесья имеет много общего с такими построенными чуть ранее храмами, как собор Михаила Архангела из Смоленска и церковь Параскевы-Пятницы из Новгорода.

Практически в те же времена на территории Владимиро-Суздальского княжества начала свою деятельность командированная из Киева строительная артель, работавшая в технике кирпично-плинфяной кладки. Ей было создано несколько преимущественно диктатного характера сооружений, в число которых входили собор Княгинина монастыря во Владимире и собор Спасского монастыря в Ярославле.

Таким образом, в период, непосредственно предшествующий татаро-монгольскому нашествию на Русь, в границах Залесской земли одновременно создавались православные храмы, и успешно визуализировавшие тенденцию обесконечивания конечного, и наглядно представлявшие тенденцию оконечивания бесконечного.

Своеобразие владимиро-суздальской храмовой архитектуры периода Андрея Боголюбского

Успенский собор во Владимире является наиболее крупным преимущественно эманационного характера храмом, возведенным на территории Владимиро-Суздальского княжества в течение XII-XIII веков. В строительстве собора можно выделить два этапа. Один из них занимает время от закладки сооружения до случившегося во Владимире в 1185-ом году грандиозного городского пожара, в огне которого собор весьма сильно пострадал. Начало другому этапу бытия Успенского собора положило решение церковных и городских властей о восстановлении главного храма Северо-Восточной земли русской, в итоге приведшее к капитальной перестройке большинства архитектурных объемов здания.

Успенский собор (1158-1161) в изначальном виде представлял собой внушительных размеров (длина 26,3, высота 32,3 м) шестистолпный, одноглавый храм с крестово-купольной системой сводов и позакомарным завершением фасадов. Здание имело башни у западных углов и три притвора по осям центральных нефов. В этом отношении собор был близок приоритетно диктатного качества памятникам зодчества Киевской Руси второй половины XI века. В то же время белокаменная кладка из тесанного мелкозернистого известняка на известковом растворе с песком и особенности большинства архитектурных деталей сближали этот древнерусский храм с западноевропейскими соборами стиля Романский Классицизм.

План изначального крестово-купольного собора Успения Богородицы во Владимире представлял иерархически связанные между собой прямоугольные ячейки, позволявшие процессу эманации диктатной энергии Божией, достигнув нижнего «алтаря» в клетской части храма, осуществить разворачивание от центрального подкупольного квадрата сначала по основным, а потом и по промежуточным сторонам света на северо- и юго- восток, северо- и юго-запад.

Во владимирском Успенском соборе была кристаллизована достаточно развитая система убранства фасадов, в полной мере характеризующая культовую архитектуру Владимиро-Суздальского княжества XII века преимущественно эманационного содержания.

Во-первых, это горизонтальные членения — профилировка цоколя в виде упрощенной «аттической базы» и аркатурные пояса с арочками, опирающимися на колонки.

Во-вторых, это вертикальные членения — сложные уступчатые лопатки с чередующимися прямоугольными или закругленными уступами, украшенные приставленными к ним тонкими полуколонками, капители которых поддерживают водометы, лежащие между закомарами.

В-третьих, это перспективные порталы с чередующимися прямоугольными или закругленными профилями, включающими полуколонки с капителями и базами.

В-четвертых, это профилировка наружных откосов окон, повторяющая в упрощенной форме чередование профилей в порталах.

В-пятых, это обработка апсид тонкими полуколонками, одни из которых опираются на цоколь, а другие подобны колонкам аркатурного пояса.

В-шестых, это членение барабанов несущими арочками с полуколонками, число которых вдвое превышает число окон, и венчающие эти барабаны карнизы из рядов бегунца, поребрика и полукружий, охватывающих основание купола.
В-седьмых, это скульптурные композиции на уровне окон и в полях закомар.

Церковь Покрова Богородицы (1165) поныне стоит далеко за городской чертой на берегу близ слияния реки Нерли с Клязьмой, поднятая над их водами на искусственном, облицованном белым камнем холме. Изначально она призвана была обеспечивать религиозно эманационное общение Бога с местным людом, издалека пришедшим к храму, а также встречать различного рода гостей Залесья, плывущих по Нерли и Клязьме к Боголюбову и Владимиру.

Специфика владимиро-суздальских храмов периода Всеволода III и его сыновей

Успенский собор (1185-1189) во Владимире в его перестроенном после пожара 1185-ого года облике получил большего размера алтарную часть и был расширен с трех сторон за счет двухэтажных галерей. На углах новой постройки были возведены четыре главы, образовавшие вместе центральным куполом, оставшимся от первоначального собора, пятиглавую композицию.

Перестроенный Успенский собор — это во многом новое сооружение, которое, тем не менее, как его предшественник, прекрасно визуализирует процесс эманационного исхода Божьего благо-слово-воления с неба в сердца людские.
Галереи собора получили определенную практическую функцию, по сути дела они стали «гробницей» владимирских князей и церковных иерархов.

В связи с обстройкой галереями изначального храмового ядра резко ослабилось освещение нижней части собора и, как следствие, изменилась эманационная композиция интерьера: его диктатная насыщенность стала намного более действенной. Внутренние помещения нынешнего Успенского собора весьма бережно, но умело и споро настраивают души находящихся в них верующих на восприятие и освоение божественной Благодати.

Что же касается внешнего облика храма, то, распространившись вширь, собор тем самым расширил и область своего диктатного воздействия. Теперь основное внимание было уделено крупным формам здания, видимым издалека: двум ярусам закомар, пяти куполам и увеличенным объемам апсид. Это во много раз усилило эманационные потенции Успенского собора в городском ансамбле. Видоизменившись, храм получил возможность распространять божественное благо-слово-воление в сердца не только вблизи общающихся с ним людей, но и людей, находящихся на очень значительном удалении от собора. Недаром для лучшей обозримости с дальних точек колончатый пояс южного фасада здания — этот один из наиболее важных в эманационном отношении архитектурных элементов храма — при перестройке был рельефно выделен и живописно расцвечен, что значительно усилило его художественную выразительность.

Собор Святого Димитрия Солунского (1194-1197) — это сугубо городской храм, который был сооружен в центре Владимира вместе с дворцовыми постройками и отделен от города возведенными одновременно с ним стенами детинца, окружавшими княжескую и епископскую резиденции. Изначально собор ориентирован был на участие в торжественных и пышных литургических церемониалах, и его эманационно диктатное содержание предназначалось для пособничества в религиозно душевном обращении благо-слово-воления Бога одновременно к большому количеству православных верующих. При этом местоположение храма среди связанных с ним дворцовых построек было таково, что стимулировало людей религиозно соотноситься с ним на весьма близком расстоянии.

Как Покровская церковь, так и Дмитриевский собор — это четырехстолпные, трехапсидные, одноглавые, покрытые по закомарам культовые здания с хорами в западной части и охватывающими их с трех сторон низкими пристройками. Одинаковы в этих зданиях вертикальные и горизонтальные членения фасадов, а также обработка оконных проемов, барабанов и апсид.

Действенным средством усиления эманационной торжественности в Дмитриевском соборе служил характер размещения стеновых барельефов. В отличие от достаточно скромного резного убранства Покровской церкви, каменные барельефы Дмитриевского собора, сплошь заполнявшие верхние части храмовых стен — от простенков барабана до аркатурного пояса — издали выглядели как своеобразная вязкая фактура стеновых поверхностей, значительно успокаивающая темп божественно диктатной эманации. К тому же большинство резных камней, украшавших храм, расположено было протяженными поясами в соответствии с рядами кладки, что усиливало горизонтальную составляющую архитектурной композиции собора и, тем самым, монументализировало его приоритетно эманационный облик.

Собор Святого Георгия (1230-1234), возведенный в Залесском городе Юрьеве-Польском, в своем изначальном облике сохранился примерно до половины высоты стен (и то не на всем протяжении), будучи после обрушения, случившегося с ним в первой половине XV века, в 1471-ом году полностью перестроен в верхней части.

План Георгиевского собора имеет в основе почти точный квадрат (10,3 х 10,8 м — внутри) с сильно выступающими к востоку тремя алтарными апсидами. С трех сторон к зданию примыкают открытые внутрь притворы; из них западный больше по площади и высоте, чем боковые. В торцевых фасадах притворов помещаются перспективные порталы.

Вообще в Юрьеве-Польском соборе количество резных камней на фасадных стенах превышает всякую меру. Фактически у храма нет ни одного архитектурного объема, который не был бы украшен каменной резьбой. При этом великое множество отдельных антропоморфных и зооморфных фигур, а также многочисленные сюжетные композиции выполнены, как в Дмитриевском соборе Владимира, рельефом на отдельных плитах, вставленных затем на место.

Однако исследования показали, что ковром покрывающий стены Георгиевского храма «травный» орнамент выполнялся уже после окончании кладки. Его завитки не вписаны в границы отдельных каменных блоков, а переходят снизу вверх с одного квадра на другой, стирая границы между ними.

История искусства © 2016 Frontier Theme