Вторым (после романского) и завершающим стилем в развитии средневекового искусства Западной Европы является готика.
Местом ее рождения была Франция, откуда она распространилась по другим странам. Время господства готики ограничивается XII-XVI вв., но в Италии от этого стиля отказались уже в XV в.
Свое название готика получила позднее, в эпоху Возрождения, от германского племени готов (кстати, не имевшего ничего общего с данным стилем). В этом слове отразилось презрительное отношение последующих поколений к готическому искусству, считавшемуся варварским и диким. Но теперь мы знаем, что искусство готики необыкновенно выразительно, прекрасно и совершенно.
Почему же в Западной Европе появился этот стиль, сменивший романское искусство?
В ходе истории во многом изменилась общественная обстановка в западноевропейских странах. Укрепляли свое могущество монархи, уменьшилось число крупных феодальных владений. В борьбе с монархами утрачивали свою былую власть монастыри. Росли и богатели города; рядом с духовенством, феодалами и крестьянами появилось новое сословие — горожане (бюргеры). В их число входили в основном купцы и ремесленники.
Постепенно бюргерство укрепляло свои позиции. Создавались городские общины с самоуправлением. Большую роль играли ремесленные цехи, число которых постоянно увеличивалось.
Усиливалась эксплуатация крестьянства. Крестьяне не хотели мириться со своим положением: в Германии, Англии и Франции часто вспыхивали восстания. Феодализм постепенно уступал свои позиции буржуазии, утверждавшей свои представления и идеалы в культуре.
Хотя наиболее крупные достижения готики были по-прежнему связаны с христианской церковью, руководство строительством храмов от монастырей перешло к бюргерству. Зодчество, как и в романском искусстве, занимало в эту эпоху важное место.
В отличие от романских церквей в готических храмах с огромными окнами почти не оставалось места для фресковой живописи. Поэтому росписи обычно заменялись витражами. Один из самых знаменитых — в Шартрском соборе — «Богоматерь с младенцем», созданный в конце XII — начале XIII в. во Франции. Он поражает зрителя свежей прелестью и чистыми красками: красными, голубыми, золотистыми. Яркие эффекты создает свет, проникающий сквозь цветное стекло и наполняющий пространство храма разноцветным сиянием.
Витраж, идеально подходившие к архитектуре готического храма, создавали у молящихся особое, волнующее настроение, отвлекали их своей волшебной красотой от обыденного, земного и уносили в сказочные небесные дали.
Замечателен дошедший до нас готический витражный ансамбль в капелле Сен-Шапель в Париже. В него входят 146 окон с 1359 сюжетами.
Со временем в витраж стали привносить элементы, свойственные картине. Но эксперименты в области тональности и светотени уничтожили очарование, присущее сверкающему чистыми красками готическому витражу.
Витражное искусство, неразрывно связанное с готикой и ее храмами, оказало большое влияние на художников последующих эпох (особенно восхищались им художники-импрессионисты). И в наше время витраж вызывают огромный интерес и нередко используются в современных интерьерах.
В отличие от других государств Западной Европы в Италии почти не строили храмов с огромными окнами, поэтому стенные росписи там по-прежнему играли важную роль. Фигуры святых, которые изображались итальянскими живописцами в эпоху готики, кажутся хрупкими, невесомыми и безжизненными.
Большое место в готическом искусстве занимают алтарные росписи. Поражает своей красотой живопись на створках алтарей в храмах Чехии, входившей в те времена в состав Германской империи. Замечательна композиция «Рождество Христово» мастера Вышебродского алтаря (ок. 1350). Восхитительны изящные «Воскресение Христа» и «Моление о чаше», исполненные мастером Тржебоньского алтаря (1370-1380). Нам известно имя талантливого придворного чешского живописца Теодориха, выполнившего 129 картин на дереве с изображениями короля и святых.
Хотя они кажутся современному зрителю несколько наивными и грубоватыми, удивляет умение мастера передавать объемы, контрасты света и тени, а также яркие черты индивидуальности моделей. Так впервые в Западной Европе зародилась станковая живопись.
В эпоху готики продолжала развиваться миниатюра. Если прежде рукописи создавались в монастырях, то теперь ими
стали заниматься светские мастера. Религиозные и бытовые мотивы нередко переплетались в творениях художников. Так, в «Псалтыре королевы Марии», созданном неизвестным английским мастером в первой четверти XIV в., аллегория декабря представлена в виде молодой женщины, надевающей чулок.
Талантливые иллюстраторы работали во Франции при дворах герцогов Бургундских и Беррийских. По заказу герцога Беррийского художник Поль де Лимбург и два его брата создали чудесные миниатюры к т. н. Часослову. Изяществом и свободной манерой исполнения отличаются эти рисунки, рассказывающие о временах года и о соответствующих им работах и развлечениях. Вероятно, впервые в искусстве готики живописцы очень точно и умело передают перспективу, изображая замки и природные ландшафты на дальних планах.
Эпоха готики приближалась к своему завершению. Новую страницу в западноевропейской культуре открывала Италия, первой вступившая в мир Возрождения.