Славянские ритуальные сосуды с календарным орнаментом
Керамика славян заметно развивается с V — VII веков. Основное средство декорации предметов — орнамент, преимущественно геометрический, который композиционно часто сведен в круг и неритмичен в отношении элементов орнамента. Именно так выглядят так называемые календарные орнаменты.
Чаша трехручная из Лепесовки, VI век. В орнаменте чаши представлен годовой цикл с акцентами на ритуальной стороне жизни человека в течение года. Чаша имеет ярко выраженный характер предмета ритуального назначения, об этом свидетельствуют пропорции массы дна и ручек — ручки явно не функциональны, поскольку за них нельзя поднять, а уж тем более подвесить чашу. Орнамент представлен на чаше в двух плоскостях: по внешнему краю отверстия чаши и по внутренней его кайме, которая для нанесения орнамента была расширена и уплощена мастером. Орнамент по внешней части чаши представляет собой ленту зигзага — устойчивого знака воды в славянской культуре. Орнамент внутренней каймы представляет собой также замкнутую ленту, состоящую из 12-ти секций — клейм неповторяющегося рисунка. Двенадцать клейм, составляющие замкнутый круг, представляют собой двенадцать месяцев, образующих годовой цикл. Наиболее важным моментом этого орнамента является фиксация им времени зажжения священного огня как фиксация «узловых точек» года, его основных астрономических дат — зимнего и летнего солнцестояния и весеннего равноденствия. Орнамент есть средство включения человека в закон существования Космоса — в цикличность года, где деятельность человека регламентирована условиями Космоса, так в клейма включена символика деятельности человека — ритуал, земледелие, охота и т. д., соответствующая месяцам. Благодатность жизни человека достижима именно посредством согласованности его существования, его деятельности (как культовой, так и бытовой) с Космическими условиями в их мифологической целостности.
Кувшин из Ромашков, VI век. Орнамент сосуда содержит часть годового цикла — сферу земледелия человека с постоянной апелляцией к солярным знакам. Здесь орнамент фиксирует часть года с позиции регламента человеческих действий сообразно законам Космоса.
Гончарные изделия XI — XIII веков
Керамика — наиболее древний вид декоративно-прикладного искусства, поскольку глина — предельно доступный естественный материал. В большинстве своем керамические изделия — это посуда.
Керамика Киевской Руси XI — XIII веков достигла своего совершенства:
— горновой обжиг (обжиг при высоких температурах);
— широкий спектр видов изделий: миски, блюда, ковши, рукомои, фонари-кувшины, светильники и проч.;
— обмен формами с византийской стороной: корчага — большая двуручная амфора.
Орнамент керамических изделий Киевской Руси широко развивается, включает в себя как славянские традиции, так и заимствования. Орнамент изделия предельно подчеркивает его конструкт и функционально важные части: располагается либо на плечах сосуда, либо по самой выпуклой части тулова, охватывая сосуд кругом; выделяет ручки и кромки.
Распространены надписи на сосудах, которые выполнены по сырой глине:
1. наделяющие благодатью («благодатнеша полна корчага сия»);
2. указующие на содержимое («гороухща» — горчица).
Технологии орнаментирования керамики весьма разнообразны:
— широкий линейно-волновой орнамент — создается острием палочки при вращении на кругу;
— следы гребенки — отпечаток палочки, обмотанной шнурком;
— штампы: ромб с сетчатым узором, трубчатая кость, зубчатое колесико, кость-«арочка».
Технологии нанесения эмалей и глазури:
— распространена полива — слой глазури на поверхности керамики, полученный поливкой глиняного изделия жидкой глазурью с последующим обжигом;
— цвета глазури и эмалей — белый, желтый, синий, зеленый, коричнево-красный. Наиболее распространена «муравленая» керамика — в глазури зеленого цвета.
Чаша плоская, найденная на Тамани, XI век. Центральная композиция представляет собой традиционное славянское изображение птиц у Древа Жизни. Плавность линий и скругленность форм являет подчиненность всей композиции форме круга. В оформлении каймы чаши использован орнамент «городки», характерный своей полихромией (используются синий, зеленый, коричневый, желтый цвета).
Гончарные изделия XVI — XVII веков
В области керамики XVI век характеризуется распространением изделий из белой глины, появлением копченой (мореной) и лощеной керамики, а также техники белого ангоба на красном черепке:
— ангоб — тонкий слой хорошо проработанной глины, покрывающий более грубый черепок;
— копчение — технология окончания обжига посредством сильно коптящего пламени, когда элементы железа красной глины приобретают черный цвет, а поры керамики пропитываются копотью;
— лощение — заглаживание поверхности сосуда перед обжигом костью, камнем, кожей в виде орнамента или сплошь, лощеные места приобретают блеск;
— чернолощеная керамика — совмещение технологий копчения и лощения в одном изделии; наиболее распространена в XVI — XVII веках.
Сильный рост ассортимента изделий — обмен формами в растущих контактах с другими странами:
— кухля — горизонтальный бочонок, стоящий на четырех коротких ножках с горизонтальной ручкой наверху; кухля лощеная, XVII век;
— кумган («сосуд пустыни») — форма, заимствованная с Ближнего Востока, чайничного типа вытянутых пропорций с симметричным уравновешиванием носика и ручки; кумган из Исторического музея в Москве, XVII век;
— фляги — форма тулова в виде выпуклого в обеих сторон диска или лежащего на боку цилиндра, стоящая на округлом ребре с помощью четырех конических ножек, имеет небольшую шейку и два ушка для подвешивания. Стенки фляг украшены рельефными композициями, центрированными и вписанными в круг — изготовляются в резных формах.
Традиционные сюжеты: птицы у Древа Жизни, многоглавый дракон и т. д. Муравленые фляги: традиционный цвет глазури — зеленый; Муравленые фляги, XVII век.
Изразцы XI — XVII веков
Наиболее ранние памятники — находки керамической плитки дворца княгини Ольги в Киеве (X век): глазурованные и орнаментированные (геометрический орнамент), облицовка стен и пола.
В конце XV века наблюдается более широкое распространение керамического производства. Переход от каменного строительства к кирпичу обуславливает потребность в декорации кирпичной кладки ангобированной терракотой с глубоким рельефным рисунком, имитирующим резной белый камень (пояса — фризы).
Терракотовые плиты с изображением дельфинов церкви села Чашниково, конец XV — начало XVI века (31 х 35 см.). Плиты являются деталью фризовой композиции, что строится по принципу орнаментальной ленты, элементы которой взаимно организуются посредством зеркальной симметрии. Рельеф плиты имеет различную высоту, оттиснут в деревянной форме.
Для 16 века характерно развитие монументальной майолики — плитки, покрытой непрозрачной эмалью, которая применяется в отделке архитектурных поверхнсотей.
Майоликовое панно Дмитриевского собора «Георгий Победоносец», XVI века. Панно, площадь которого около 6 кв.м., собрано из отдельных плит. Центральная часть панно рельефна и собрана горизонтальными ярусами, рама — радиально расходящимися плитками-лучами. Таким образом образуется эффект «свечения лучей», расходящихся от изображения святого Георгия, знаменующих его победу.
Производство печных изразцов начинается с конца XVI века.
Изразец — керамические облицовочные плитки с квадратной лицевой пластиной и ящичной румпой (открытой коробкой) с тыльной стороны для крепления к кладке.
В XVI веке производились терракотовые «красные» изразцы размера «малой руки» — 14х 14 см. с оттиском простого узора: растительного орнамента или изображения мифологического персонажа (единорог, грифон, птица-сирин и т.д.). Основные центры производства «красных» изразцов 16 века — города Москва, Рязань, Ярославль.
«Красный» изразец «Кентавр», конец XVI — начало XVII века.
В начале XVII века размер изразцов — «большая рука», то есть 19 х 19 см. Распространение детализованных бытовых и военных сцен (осада крепости, ратники на конях) наряду с орнаментом и мифологическими животными и пояснительных надписей к ним («люди конные», «едет поляк», «приступает», «город»).
«Красный» изразец «Инрок зверь лютый», XVII век. Особенность изобразительного мотива — не изображение зверя в качестве лютого, а выражение. Для этого в изображении использованы такие знаки, как изображение поднятой дыбом гривы, напряженного ракурса шеи и головы, поднятого копыта.
«Красный» изразец «Борьба Геракла со львом», XVII век.
Так как пористая структура терракоты «красных» изразцов пропускала в помещение дым и угар, изразцы в первой половине XVII века стали глазуровать. В период XVII века распространяется такая техника глазурования изразцов, как глазуровка поверх ангоба. Наиболее популярна зеленая глазурь — так называемая «муравленая» керамика.
Происходит увеличение размеров до 22 х 22 см. Расширяется сюжетный круг изображений, в него включаются герои народных сказок (Соловей-Разбойник, Змей-Горыныч) и литературных произведений (Александр Македонский, Бова-королевич, Самсон), а также батальные сцены.
Нередко зеленые изразцы применялись для наружного декора церковных зданий. Зелеными изразцами украшены Троице — Сергиева лавра, Иосифо — Волоколамский монастырь, Спасо — Песковская и Спасо — Торговая церкви в Ростове, Михаило — Архангельская церковь в Ярославле.
В середине XVII века появляются первые многоцветные изразцы с использованием непрозрачных эмалей белого, желтого, синего и зелено¬бирюзового цветов без ангоба. Они были небольшого размера с мелким и дробным рисунком. Массовое производство многоцветных изразцов отмечено при строительстве Нового Иерусалима близ Истры под Москвой в начале 1660-х годов, проводившегося под наблюдением патриарха Никона. Наряду с плоскими изразцами для облицовки гладких поверхностей стен здесь появились объемные архитектурные профилированные майоликовые детали.
Для XVII века в целом характерно применение изразцов как в облицовке печей, так и в экстерьере зданий: облицовка архитектурных элементов и создание их объемными изразцами — карнизы, балясины, наличники и т.д. изменились в это время и плоские изразцы: вместо изразцов с отдельным замкнутым рисунком появились изразцы, представлявшие собой отдельные части больших орнаментальных композиций. Распространяются изразцовые композиции (4-18 плиток), где каждый изразец содержит лишь часть изображения.
Многоцветный изразец «Русалка», XVII век. Композиция подчинена центрированному расположению крупной отдельно стоящей фигуры русалки.
Вместо прозрачной зеленой глазури начинают применять глухие эмали четырех основных цветов: белого, желтого, синего и зелено-бирюзового. В цветовую гамму также входила прозрачная желтоватая глазурь, которая на красном черепке приобретала коричнево-красный цвет. К концу XVII века техника ангобирования применяться перестала.
Последняя треть XVII века характерна появлением изразцовой облицовки тепловых сооружений двух видов: собственно печей и «труб» — квадратных в плане змеевиков, устанавливающихся в парадных комнатах второго этажа, топки которых находились в нижних служебных помещениях.
Печные изразцы зачастую имели квадратную лицевую поверхность размером 19 х 29 см., в оформлении их появляются, наряду с прежними мифологическими мотивами, исключительно лаконичные изобразительные композиции — мотивы жемчужин, ваз, цветов.
Расцвет древнерусской монументальной майолики был недолгим — 1660-е — 90-е гг., но он оставил большое количество замечательных памятников, создав в русской архитектуре «изразцовый стиль» — то узорочье, что предшествовало московскому барокко конца XVII — начала XVIII века.