Общие особенности архитектуры времени Петра I
Произведения зодчества русского барокко времени правления императора Петра I (1682-1725) сосредоточены в основном в городе Санкт- Петербурге и его окрестностях.
Строительство Петербурга, задуманного первоначально как порт и крепость, а в 1712 году превратившегося в столицу, происходило в условиях Северной войны, на трудных для сооружения большого города низких и болотистых берегах Невы. Необходимость обороны и задача создания флота обусловили появление двух основных опорных точек, ставших одновременно главными узлами планировочной композиции города: Адмиралтейство и Петропавловская крепость, т.е. судостроительная верфь под прикрытием мощных укреплений.
Для обеспечения единого городского комплекса было запрещено застраивать Петербург по примеру городов России прошлых столетий, т.е. с выходом зданий на улицу заборами, постройками для прислуги и хозяйственных нужд. Теперь для улиц устанавливались вехи, по которым и следовало вести застройку. Главными фасадами все дома обязаны были выходить на улицу. Весь город планировался правильными квадратами.
Для руководства развернувшимися работами в 1709 году в Петербурге был учрежден государственный орган «Канцелярия от строений». Основной функцией Канцелярии был контроль за внедрением новых строительных приемов, новых материалов и инструментов, за выполнением правил.
Потребность в новой архитектуре, неизвестных ранее типах домов, необходимость всемерного ускорения и технического усовершенствования строительства обусловили в начале XVIII века широкое привлечение иностранных специалистов, у которых можно было бы перенять современный художественный стиль. Тот архитектурный облик, который получил Санкт-Петербург к концу жизни Петра I, был создан в основном иноземными архитекторами. Здесь одновременно работали зодчие разных национальностей, носители традиций различных аспектов европейского архитектурного барокко: итальянцы Доменико Трезини, Николо Микетти, Гаэтано Кьявери; француз Жан-Батист Леблон, голландец Стефен ван Звитен, немцы Андреас Шлютер, Георг Иоганн Матарнови, Иоганн Фридрих Браунштеин, Теодор Швертфегер, Готфрид Иоганн Шедель. Они были обязаны не только строить, но и готовить русских архитекторов из учеников, работавших с ними в руководимых ими командах.
В то же время искусство архитектуры постигали посланные за границу молодые петровские пенсионеры, впоследствии ставшие крупными зодчими: Иван Коробов, Иван Мордвинов, Иван Мичурин, Петр Еропкин, Тимофей Усов и др.
Характерными чертами архитектуры петровского времени были рациональность и простота, свойственные церквям и дворцам, общественным сооружениям и жилым зданиям. Регулярное и четкое ордерное построение здесь сочеталось с барочной пластичностью архитектурных деталей.
Стиль барокко, придя в Россию, отринул прежнюю древнерусскую архитектуру в ее наиболее последовательных проявлениях. Вместе с тем новый художественный стиль все же с неизбежностью воспринял целых ряд присущих ей особенностей. Например, во многих произведениях русского зодчества первой трети XVIII века петровское барокко роднит с предыдущего времени архитектурой неордерная аппликативность в трактовке декора, хотя формы убранства стали совершенно иными по своей природе.
Здания петровского барокко имеют обычно сравнительно простые, четкие объемные решения. Фасады сооружений членятся пилястрами или лопатками, не дающими резких контрастных теней. Декоративная скульптура тесно связана с назначением здания, рассказывая о нем на языке подчас довольно сложных аллегорий. Фасады зданий нередко завершались волютообразными фронтонами. Покрытия домов носили обычно мансардовый характер и увенчивались скульптурной фигурой и обязательным шпилем.
Наряду с массовым типовым строительством создавалась и представительная архитектура столичного города. С этой целью осуществлялась парадная застройка набережных Невы жилыми зданиями дворцового типа, а в узловых пунктах города возводились крупные монументальные сооружения. Столичные дворцы отличались в это время от рядовых зданий прежде всего представительностью интерьера, повышенной этажностью, богатством барочного декора фасадов.
Петропавловский собор как репрезентант храмовой архитектуры времени Петра I
До наших дней в Санкт-Петербурге сохранилось немного зданий первой четверти XVIII века. Одно из них — знаменитый Петропавловский собор (1712-1733), возведённый по проекту архитектора Доменико Трезини в крепости, которая по имени храма была переименована в Петропавловскую.
Значение собора в архитектуре первой трети XVIII века огромно. Динамичный силуэт храмовой колокольни, увенчанной высоким золоченым шпилем, прежде напоминавшем вытянутый шатер, и флюгером в виде ангела, держащего крест, первоначально поднимался из-за стен крепости на высоту 112 ми служил наиболее выразительной вертикальной доминантой в панораме Невы и города.
Собор представляет собой удлиненное с запада на восток прямоугольное здание базиликального типа), внутреннее пространство которого мощные пилоны расчленяют на три почти равных и одинаковых по высоте пролета (длина храма -61м, ширина. — 27, 5 м, высота до карниза около 15).
Здание собора, состоящее, как и многие древнерусские храмы XVII века, из трех расположенных по одной оси частей («церковь-трапезная-звонница»), строилось не с собственно церкви, а с колокольни, которая была закончена при жизни Петра I.
Внешний архитектурный облик собора формируют ритмично расположенные пилястры большого ордера. На колокольне их характер меняется в соответствии с уровнем ярусов. Стены собора прорезаны высокими окнами, между которыми выступают лопатки; они же подчеркивают и ярусы колокольни. и ребристый барабан купола. Небольшая главка венчающая собор; покоясь на удлиненном барабане, она словно вырастает из-за декоративной восточной стены храма. С запада глава собора скрыта устремленной ввысь многоярусной звонницей.
Колокольня покрыта позолоченным сомкнутым сводом, несущим фонарик, который служит основанием шпиля. Волюты в виде контрфорсов на двух нижних ярусах башни создают гармоничный силуэт всего храмового сооружения.
Восточная стена собора украшена декоративным навершием: первоначально оно было барочно фигурным, с четырьмя скатами: двумя крутыми и двумя более пологими.
Предполагается, что стены Петропавловского собора изначально были голубыми, лопатки и наличники окон — белыми, синими были кровля и купол, увенчанный ярко позолоченной главкой. Сине-бело-голубая красочная гамма, позолота капителей пилястр колокольни, шпиля звонницы и главки купола — все это должно было удивительным образом гармонировать как с летним, так и зимним пейзажем северной столицы России.
Внутри храма размещён деревянный резной позолоченный иконостас, исполненный в стиле барокко бригадой русских мастеров под руководством Ивана Петровича Зарудного через год после победоносного завершения Северной войны.
Иконостас, выражающий пафос победы русских над шведами, имеет вид триумфальных ворот. Тем самым он весьма тонко согласован с обликом триумфальных Петровских ворот, вводящих в Петропавловскую крепость, и очертаниями восточной алтарной стены собора, вторящей силуэту крепостных ворот.
Благодаря этому композиционному приему в одно религиозно¬героическое целое оказались органично связаны космоцентрические и социоцентрические. культовые и гражданские произведения зодчества стиля петровского барокко.
Кунсткамера как репрезентант хоромной архитектуры времени Петра I
Кунсткамера/(1718-1734) — здание первого в России специально построенного музея. Сооружение задумано было как своеобразный «храм науки», который должен был объединить такие академические учреждения, как музей, библиотеку, астрономическую обсерваторию и анатомический театр.
Проект здания был разработан архитектором Георгом Иоганном Матарнови. После смерти зодчего работы по возведению Кунсткамеры возглавил вначале Николай Федорович Гербель, а позднее — Гаэтано Кьявери. Однако строительство шло с трудом, так как проект оказался технически слабым. Наконец к делу приступил Михаил Григорьевич Земцов, под руководством которого и было закончено строительство этого светского храма.
Два крыла трехэтажного здания на цокольном этаже объединяет четырехъярусная башня, нижний объем которой имеет в плане сложную конфигурацию, делающую ее силуэт удивительно стройным.
Фасад Кунсткамеры интересен варьированием простейших барочных элементов, подчиненных общей композиции здания с доминантой башни.
Центральная часть сооружения отличается от других частей фасада сложными поворотами к поверхности протяженной стены, нечетным числом осей пилястр на высоту всех четырех этажей. Только башня Кунсткамеры имеет контрастное противопоставление оконных проемов по размерам, а также чередование глухих ниш с полукруглым верхом и прямоугольных оконных проемов.
Основной блок здания имеет единую фасадную плоскость, в которой выделены фланги. Несмотря на равное число осей, боковые части сооружения резко отличаются от промежуточных в оформлении фасадов. Каждая из боковых частей благодаря энергичному фигурному фронтону во всю ее ширину и сближению окон по горизонтали обладает некоторой композиционной самостоятельностью. Кунсткамера, подобно многим другим крупным сооружениям времени Петра I, структурирована из отдельных павильонов, сросшихся в единый архитектурный организм.
Сложность ритмической организации фасадов здания особенно примечательна при простоте общей объемной схемы сооружения и нерасчлененности его основного блока ризалитами.
На фасадах Кунсткамеры преобладают вертикальные членения. Пилястры, родственные стене своей плоскостной природой, образуют одну вертикальную «гребенку», которая смещена на полшага относительно другой «гребенки», составленной из наличников окон и межоконных вставок на их вертикали. Вертикальные ряды окон и пилястр читаются яснее, чем горизонтальные ряды, которые не так ощутимы из-за криволинейного верха окон.
В общем социоцентрическое по своему хоромному назначению здание Кунсткамеры имеет достаточно четкий космоцентрический архитектурный облик храмового характера. Культовую ориентацию сооружения, помимо уже обозначенных элементов, подчеркивает венчающий центральную башню шар — устойчивый символ единства конечной и бесконечной сфер, Дольнего и Горнего миров.
Дворец Монплезир как репрезентант архитектуры рококо в российском зодчестве XVIII века
В первой четверти XVIII века одновременно со строительством Петербурга велось сооружение загородных резиденций и дач по берегам Фонтанки и Финского залива (Петергофа, Стрельны, Ораниенбаума, Екатерингофа, Ближних и Дальних Дубков, Фаворита).
Петергоф (Петродворец) с его прекрасно распланированными парками, фонтанами и каскадами, пышно декорированными золоченой и мраморной скульптурой, с его дворцами (Большим и Монплезиром) и парковыми павильонами (Эрмитажем и Марли) является блестящим ансамблем социоцентрического аспекта стиля петровского барокко, гармонично объединившего достижения древнерусской архитектуры с элементами художественных стилей западноевропейского классицизма, барокко и рококо.
Задуманный в подражание регулярным партерным паркам Европы и, в первую очередь, Версалю, Петергоф в завершенной форме получил совершенно оригинальный вид. Неповторимое своеобразие ему придали близость моря, расположение дворца на гребне естественного холма на берегу Финского залива, обилие так называемых «водных затей».
Архитектура Петергофа показывает, что зодчество России петровского времени, только что преодолевшее древнерусский этап своего развития, восприняло, освоило и оригинально переработало не только уходящий в прошлое стиль позднего европейского барокко, но и ультрасовременный для Западной Европы модный художественный стиль рококо.
Наиболее полно сохранился до наших дней барочно-рокайльный дворец Петра I Монплезир (1714-1723), над созданием которого в разные годы трудились немецкие, французские и итальянские специалисты в области стилей Барокко и Рококо, такие как Андреас Шлютер, Иоганн Фридрих Браунштейн, Жан-Батист Леблон, Николо Микетти.