Архитектура Московского государства XVII столетия

Общие особенности древнерусского искусства XVII века

XVII век — сложный период для развития Российского государства в целом — смена династий, разруха, большие экономические сложности, которые пережила страна и с честью из этого вышла, и поэтому способна была уже в начале XVIII века претендовать на место среди лучших европейских империй. А для этого нужно было подготовить фундамент, и этот фундамент готовился именно в XVII веке.

В связи со сложной внутриполитической ситуацией в стране искусство XVII века принято разделять на четыре периода в соответствии с периодами постепенной стабилизации положения в стране, а значит улучшения условий для развития искусства и храмовой архитектуры в частности.

Первую четверть XVII века принято связывать с периодом «смуты» в русском государстве. На храмовой архитектуре он сказался крайне отрицательно — это не только недостаток финансовых средств, но и недостаток мастеров, что приводит к упадку храмового зодчества.

Вторая четверть века связана с периодом установления новой династии Романовых и с правлением Михаила Федоровича Романова. В храмовой архитектуре этот период означает восстановление монументального храмового строительства, при отсутствии единого канона.

Третью четверть XVII века принято связывать с правлением Алексея Михайловича Романова и с церковными реформами патриарха Никона, непосредственно отразившимися на храмовом строительстве.

Четвертая четверть века — появление так называемого «нарышкинского барокко» в храмовой архитектуре, который связан с проникновением элементов западноевропейского барокко в православную архитектурную традицию.

В иконописи XVII века происходят принципиально новые изменения, связанные с появлением живописной мастерской и модой на европейский манер — появление парсуны.

Своеобразие московской храмовой архитектуры первой половины XVII века

Начало XVII века в храмовом зодчестве России ознаменовано глубоким кризисом, выразившимся в прекращении на некоторой время монументального культового строительства государством и церковью, что приводит к потере навыков и распадению бригад мастеров, сохраняющих традиции храмового зодчества.

Кризис в храмовом строительстве начала века был разрешен введением общих мер — мер на известь, мер на кирпич, мер на дерево, на железные скобы и т. д., на дверные проемы — на все стали существовать меры, единые как для церковного сооружения, так и для светского сооружения.

Именно с этим, в какой-то мере, связано обмельчение архитектурных форм, и вообще архитектуры культовой, ибо если и туда и туда одна мера, если и там и там используется определенной формы и размера кирпич, то это уже говорит о том, что мастер-строитель, выработавший нормы работы с этим камнем, может строить как светское сооружение, так и церковное. А отсюда, естественно, он, технологию перенося со здания на здание, переносит различного рода другие, уже конструктивные формы. Происходит некое нивелирование, потому что производит один и тот же мастер, бригада одних и тех же мастеров и по одним и тем же технологиям.

В этот период нарастает роль, или удельный вес, в каменном зодчестве светской архитектуры, жилой архитектуры в общем объеме строительства. Различного рода палаты и дома строятся.

Заказчиками храмов также в это время в основном выступают частные лица, в основном купечество, использующее подклеть храма в качестве склада для товаров. Архитектурные формы чаще всего ориентированы просто на сохранение традиции.

Но все же в этот момент архитекторы пытаются найти новые пути движения архитектуры. И здесь можно вычитать два направления: первое — ищется новое в живописном сопоставлении элементов архитектурных, в этом случае эти элементы заимствованы из прошлого; и второе, стремление к созданию стройного композиционного здания, с новыми приемами архитектурной декорации.

В этом случае основной акцент все же переносится с конструкции храма на его декоративное оформление.

Следующий период — вторая четверть столетия. В это время, если брать культовую архитектуру, храм утрачивает строгость и простоту. Храм приближается к сложной, уравновешенной композиции, чаще всего асимметричной композиции (церковь Троицы и Грузинской Божией Матери в Никитниках (Москва).

Основными чертами храмовой архитектуры второй четверти XVII века являются:

1) Церковь заканчивается не куполом, не световым барабаном, а декоративно решенной имитацией барабанов и куполов.

2) Завершие имеет единый декоративный вид — тонкий барабан и вспученная главка. Барабаны были украшены декоративными колонками, полуколонками, и по-разному выкрашены, если барабан красного цвета, то колонки белого.

3) Продолжается та же традиция, которая появилась в шестнадцатом веке — храм работает скорее на внешнее, нежели на внутреннее восприятие.

4) Ассиметричный план, соединяющий несколько разных по функции сооружений: колокольня, трапезная, собственно храм.

5) Наряду с куполами часто используются шатровые завершия храмов, но тоже декоративные.

6) Несоответствие внешнего декоративного вида храма внутреннему конструктивному устройству.

7) Включение в храмовый декор чисто светских элементов: наличники на окнах, крыльцо и др.

Церковь Троицы и Грузинской Божьей Матери в Никитниках в Москве (1631 — 1634 гг.), церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1649 — 1652 гг.).

Специфика московских храмов третьей четверти XVII века

Третий период русской архитектуры связан с деятельностью патриарха Никона (в миру Никита Минов). Русский патриарх с 1652 года, а 1658 уже оставил патриаршество.

Именно он начал деятельность по возвращению храмам русским их прежних культовых функций, очищению от всей светской скверны храмовых зданий. Ему это сделать до конца не удалось, тем более в споре с царем — кто главнее — государство или церковь — он потерпел поражение. И отсюда, лишился своего патриаршества.

Храмовая реформа Никона была направлена на следующее.

Во-первых, шатры были запрещены как элементы изначально присущие светской архитектуре. Шатром разрешалось строить только колокольни. Сам храм завершался луковичными куполами, причем оптимальным признавалось пятиглавие.

Во-вторых, сложная асимметричная композиция храмовая, установившаяся в начале века, тоже была ликвидирована и превращена в строгую хорошо читаемую по внешнему виду храма композицию.

В-третьих, формируется осевая композиция храма, в которой сохраняются все, вошедшие в состав церкви функциональные помещения: звонница, дальше низкое сооружение, а дальше собственно храм.

В-четвертых, внешний облик храмов должен быть декоративно украшен, но в меру, чтобы создавать торжественный вид.

В-пятых, храм должен выглядеть монументально, для чего необходимо было ставить храм на высокое основание и расставлять купола как можно дальше друг от друга.

В-шестых, в качестве прообраза декоративного решения храма использовались формы церкви в Никитниках.

Репрезентант — Церковь Николы в Хамовниках в Москве (1679 г.).

Особенности храмовой архитектуры Москвы четвертой четверти XVII века

Появление в 90-х годах XVII века на Руси архитектурного направления “нарышкинский стиль” или “московское барокко” связанно с присоединением Украины к России, в результате чего постепенно волна архитекторов украинских вместе со своими традициями дойдет до Москвы и будет строить в Москве. А украинские традиции — это традиции западноевропейские барочные.

Церковь Покрова Богородицы в Филях (1693 год) — репрезентант храмовой архитектуры «нарышкинского барокко».
Здание строго центрировано — четверик, плавно переходящий в восьмерик, в ярусы восьмериков, представляющие собой пирамидальную структуру, собирающую верующих со всех четырех сторон (за счет высоких барочного типа лестниц, ведущих на высокое крыльцо церкви с трех сторон) и постепенно поднимающую их души к Богу.

Традиция эта идет от старомосковской архитектуры XVI века (церковь Вознесения в Коломенском), в отличие от которой в данной сооружении отсутствуют светские элементы и интерьер полностью соответствует культовой функции храма (рабочее алтарное пространство).

Здание в верхней части своей имеет звонницу. Т.е. не отдельно стоящую шатром звонницу, а само здание предполагает нахождение внутри звонницы. Это, с одной стороны, продолжение традиций третьей четверти века, а с другой — новый принцип компоновки, при котором осевая направленность соблюдается на с запада на восток, а снизу вверх.

Декоративное убранство превращается в декоративные сгустки, прежде всего, фиксирующие ярусы, т.е. каждый ярус со своей декорацией, сконцентрированной в верхних частях.

Церковь обладает пятью луковичными куполами на тонких барабанах (согласно традиции третьей четверти XVII века), но при этом все элементы завершия строго конструктивны: купола и барабаны световые.

В результате появления стиля «нарышкинское барокко» храмовая архитектура конца XVII века приобрела упорядоченность, конструктивность и уравновешенную энтузиазность содержания, знаменую собой начало поворота древнерусской архитектурной традиции в сторону синтеза с западноевропейскими архитектурными традициями барочного свойства.

Церковь Покрова в Филях (1693 — 1694 гг.), церковь Знамения в Дубровицах под Москвой (1690 — 1704 гг.).

История искусства © 2016 Frontier Theme