Архитектура Древней Ассирии

История, культура и строительная техника

Северная Месопотамия — Ассирия — с севера и востокa была ограничена горными цепями теперешней Армении и Курдистана (в древности стран Урарту и Мидии). К западу от Тигра, который вместе с двумя притоками, Верхним и Нижним Забом, орошал Ассирию, лежит обширная степь. С северо-запада соседом Ассирии во II тысячелетии до н. э. было государство Митанни, с юга она граничила с Вавилонией. Холмистая, хорошо орошенная местность, где была расположена Ассирия, образует естественно защищенное плато. В стране было много лесов, изобиловавших зверем, и охота, наряду со скотоводством и земледелием, составляла одно из важных занятий населения. Поля засевались пшеницей, ячменем, просом.

Богатая лесом Ассирия не была бедна и прочими строительными материалами. В частности, для скульптурных деталей широко использовался прекрасный мраморовидный известняк. Встречались также твердый известняк, базальт и другие родственные им породы. Металлы (железо, медь, свинец) ввозились из соседних горных областей.

В раннюю историческую эпоху — в IV тысячелетии до н. э. — население Ассирии состояло из народов древнейшей субарейской расы и семитов-ассирийцев, очевидно, пришельцев.

Возникновение ассирийской державы относится к III тысячелетию до н. э., к эпохе господства шумерской культуры на юге Двуречья.

Долгое время Ассирия оставалась в подчинении у своих соседей: у государств Ура, Вавилонии и Митанни. В качестве самостоятельной мощной державы Ассирия выступала дважды. Каждый из этих двух периодов её истории занимает немногим больше двух с половиной столетий (около 1400—1130 и 885 — 612 гг. до н. э.). Вершины своего могущества Ассирия достигла при Ашурбанипале (668 — 626), когда она, помимо Вавилонии, владела даже Египтом. Столица государства в разные эпохи переносилась из города в город. Наиболее значительные ассирийские столичные города: Ашур (Ассур, давший имя всей стране), Калах, Дур-Шаррукин и Ниневия. Последняя была разрушена мидянами около 607 г. до н. э.

Социально-общественный и экономический строй Ассирии в общем был сходен с южно-месопотамским. Основой ее экономики было земледелие (частично ирригационное, как на юге Двуречья и в Египте), а также скотоводство. Ассирия была страной крупного землевладения, пользовавшаяся рабским трудом, но вместе с тем она сохраняла и сельские общины.

Пользуясь наличием в стране металлических руд и других полезных ископаемых, ассирийцы создали развитые ремесленные производства. В городах жило многочисленное ремесленное население, состоявшее в значительной части из рабов-иноземцев. Почти целиком в руках иноземцев находилась и сильно развитая торговля Ассирии, на территории которой скрещивались важнейшие торговые пути Передней Азии.

По своему общему укладу Ассирия являлась резко выраженной военной державой. C XIV по VII в. до н. э., в периоды первого и второго возвышения Ассирии, жизнь ее и государственное устройство целиком подчинялись военным задачам.

Таблица 105. Ассирийская архитектура IX — VII вв. до н. э. 1. Дворец в Дур-Шаррукине: разрез.— 2. Крылатый бык у ворот дворца в Дур-Шаррукине (натуральный алебастр).— 3. Сводчатое перекрытие канала в Дур-Шаррукине.— 4. Перевязка барельефа (высота плиты — 2,20 м).— 5. Орнамент, цветок лотоса.— 6. Венчание стен.— 7. Обрамление двери из Ниневии.— 8. Ашурнасирпал II (884 — 850 гг. до н. э.) с охраняющим демоном, рельеф из Нимруда (натуральный алебастр, высота 2,34 м).

Таблица 105. Ассирийская архитектура IX — VII вв. до н. э. 1. Дворец в Дур-Шаррукине: разрез.— 2. Крылатый бык у ворот дворца в Дур-Шаррукине (натуральный алебастр).— 3. Сводчатое перекрытие канала в Дур-Шаррукине.— 4. Перевязка барельефа (высота плиты — 2,20 м).— 5. Орнамент, цветок лотоса.— 6. Венчание стен.— 7. Обрамление двери из Ниневии.— 8. Ашурнасирпал II (884 — 850 гг. до н. э.) с охраняющим демоном, рельеф из Нимруда (натуральный алебастр, высота 2,34 м).

Строительная техника. Ассирийские строительные летописи показывают, что из-за постоянных наводнений ассирийским строителям приходилось заботиться о сооружении прочных оснований, фундаментов и террас.

Все строительство в Ассирии было государственным, «царским» делом. Кирпичи, употреблявшиеся для строительства крупных дворцов, имели клеймо царя. В летописях ассирийских царей часто упоминается об их строительстве: «Я построил, я восстановил».

Массивные ассирийские постройки, искусственные платформы и основания требовали огромного числа рабочих. По расчетам одного из ассириологов, сооружение террасы, на которой были расположены четыре дворца Ниневии, потребовало 12 лет непрерывного труда не менее чем 10 тыс. рабочих. Имеются изображения, напоминающие египетские, посвященные перевозке колоссального полуотесанного монолита в виде быка (табл. 105, фиг. 4). Перевозки производились на полозьях с подложенными катками, при помощи рычагов.

Как в Южном Двуречье, основным строительным материалом ассирийской архитектуры был кирпич-сырец или просто «битая земля». Сделанные из этих материалов массивы нуждались для укрепления в обкладке понизу камнем или в каменных фундаментах. Облицовка сырцовой стены каменными плитами стала характерным приемом ассирийского зодчества.

Добыча камня в каменоломнях производилась, очевидно, теми же способами, что и в Египте. Для Ассирии характерна умелая и тщательная выработка больших по площади, но сравнительно тонких плит облицовочного камня, покрывавшихся плоскостной рельефной резьбой.

Кирпичи, находимые в постройках Ассирии, имеют длину от 31,5 до 63 см при толщине в 5—10 см. Обожженный кирпич употреблялся, главным образом, в строительстве дворцов, храмов и ответственных оборонных сооружений; все остальные здания строились из сырца; при этом часто слои кирпича-сырца клали в непросохшем виде, благодаря чему вся кладка сливалась в одну компактную массу.

В качестве вяжущего материала ассирийцы пользовались асфальтом, хотя и реже, чем в Вавилоне (например, дворец в Дур-Шаррукине); им известны были также известь и гипс. Огромные глинобитные субструкции террас, на которых стояли дворцовые комплексы, были оборудованы особыми дренажными каналами различных диаметров и величин, иногда со сводчатым перекрытием.

Ассирийцам были известны ложный и клинчатый своды. На рельефе из Ниневии изображены здания, покрытые куполами сферической или ульевидной формы, из которых, однако, ни один не дошел до нас (табл. 103, фиг. 8). Подземные сводчатые гробницы XIII в. до н. э. (в Ашуре) перекрывались коробовым сводом (табл. 105, фиг. 7). Клинчатый коробовый свод классической формы, был использован в перекрытии монументальных входов дворца Саргона в Дур-Шаррукине. В арках этого дворца применена клинчатая, правильно выдержанная кладка кирпичей на жидкой глине. В сводах водосточных галлерей и каналов господствовала стрельчатая форма (табл. 105, фиг. 3). Для перекрытия внутренних зал дворцов и храмов ассирийцы продолжали пользоваться деревом.. В летописях имеются указания на применение в перекрытиях дворцовых помещений целых стволов кедра.

Приемы декора. Декорирование стен рельефом, изобразительной или декоративной живописью, применение глиняной орнаментации и глазури были характерными чертами ассирийской архитектуры, продолжавшей к южно-месопотамские традиции.

Чрезвычайно характерны также для ассирийской архитектуры так называемые «ламассу» или «изеду» — скульптурные изваяния в виде монументальных фигур крылатых быков или львов с человеческими головами (табл, 105, фиг. 2). Огромные монолитные «ламассу», имевшие основание около 3 м длиной и 1 м шириной, высотой до 3 м, стояли по сторонам дворцовых порталов, а иногда и городских ворот. Фигура шагающего крылатого быка или льва сбоку представляла собой горельеф с сохранением фона, а спереди была трактована как самостоятельная круглая статуя, изображавшая бородатого мужа в тиаре с рогами. При всей орнаментальности в трактовке отдельных деталей (например, шерсти и перьев) эти ассирийские изваяния свидетельствуют об умении их скульпторов наблюдать природу.

Другой значительной разновидностью ассирийской скульптуры являются плоские рельефные ортостаты. Ортостаты в Калахе, изображающие царя, его придворных и духов-охранителей, украшали стены как с внутренней, так и с наружной стороны. В композиции отдельных сцен и групп можно отметить прием, получивший позднее развитие в европейской геральдике, при котором по сторонам от центральной оси располагались строго симметрично две аналогичные фигуры.

Во внутренней отделке ассирийских дворцов значительная роль отводилась фресковым росписям; они открыты лишь в последние годы и еще мало изучены (табл. 103, фиг. 5, 6 и 7). Фигуры «ламассу» и рельефы из известняка обычно раскрашивались. Чисто ассирийским изобретением является, видимо, поливная плитка, техническое и художественное развитие которой достигают впоследствии своего высшего расцвета в Новом Вавилоне и в Иране эпохи Ахеменидов. Начиная с X в. до н. э., ассирийцы украшали, такими плитками верх стен и их зубцы (табл. 105, фиг. 6). Для предохранения стен от сырости цоколь здания покрывали глазурованным кирпичом.

Использование бронзы, часто позолоченной, в сочетании с деревом и камнем можно также причислить к характерным призмам ассирийской декорации. Перед одним из храмов дворца Саргона были найдены остатки небольших деревянных столбов, обитых листами бронзы. Сохранилась и надпись Саргона, где говорится, что он приказал исполнить из бронзы «четыре пары двойных львов» в качестве баз для столбов «бит-хилани».

На Балаватском холме возле Ниневии найдены ворота, покрытые рельефными полосами из бронзы, высотою в 27 см, длиною до 1,75 м с изображением эпизодов похода Салматасара III в страну Урарту. Позолоченная бронза, без сомнения, находила широкое применение в ассирийской дворцовой и храмовой архитектуре. Когда древние источники (в том числе Геродот) говорят, что верхний ярус вавилонского зиккурата был «золотым», то, очевидно, речь идет об обивке позолоченными листами бронзы. Применение же металла для конструктивных целей, скреп и т. п. в ассирийской архитектуре было, по всей вероятности, незначительным.

Типы ассирийского строительства

Города. Старые ассирийские города, как Ашур (табл. 102. фиг. 1) и Ниневия (табл. 103, фиг. 2.), складывалась, по-видимому, путем постепенного обрастания первоначального ядра; в большинстве случаев планировка их вызвана условиями рельефа и системой орошения местности. Вновь создаваемые города, служившие постоянными или сезонными (резиденциями царей, как Калах и Дур-Шаррукин, строились по единому заданию. Они отличались четким квадратным планом с прямолинейным расположением улиц.

Строительство городов производилось в Ассирии организованно и быстро. Города были окружены массивными стенами, о размерах которых даст представление стена Дур-Шаррукина, имевшая 23 м толщины и приблизительно столько же вышины.

Городские стены имели ворота, тщательно укрепленные фланкирующими башнями; самые ворота были деревянными, иногда они обивались металлом.

Ниневия, крупнейший город Ассирии (около 200 000 чел. населения), имела 15 ворот (табл. 103, фиг. 2). Ее улицы достигали 15 м ширины и были вымощены. Под страхом казни было запрещено нарушать линии застройки. Периметр городских стен Ниневии, образующих неправильный треугольник, достигал 12 км.

Жилой дом. Как и в Южном Двуречье, ассирийский жилой дом произошел от древнейшей плетеной хижины.

Выясненные раскопками в Ашуре планы жилых домов имели обычную для Востока форму (табл. 102, фиг. 4, 8 и 9). Массивная низкая кирпичная стена без окон огораживала участок; жилые помещения внутри двора располагались на южной стороне. Дома, видимо, были одноэтажными и не имели окон. Для защиты от жары в станах домов устраивались вентиляционные отверстия, обращенные на север. Вход находился по длинной стороне дома. В середине участка располагался открытый вымощенный двор (См. описание жилого дома «северного» типа в разделе «Архитектура Древнего Двуречья»).

Перекрытие жилого дома, по всей вероятности, было плоским. Над очагом устраивалось отверстие для выхода дыма. В Дур-Шаррукине найден упоминавшийся выше рельеф, изображающий группу зданий со сферическими ульеобразными куполами (табл. 103, фиг. 8). Однако это изображение единично, и существование куполов до сих пор археологическими данными не подтверждено. Некоторые ученые видят в этой группе зданий изображение царских амбаров-зернохранилищ.

Таблица 102. Город Ашур (Ассур). 1. План города в период между IX и VII вв. до н. э. — 2. Общий вид раскопок города (слева — зиккурат храма Ану-Адад, в глубине — большой зиккурат, справа — городская стена Салманассара II). — 3. Городские стены времени IX — VII вв. до н. э. (реконструкция).— 4. План древнеассирийского жилого дома. — 5. Ранний храм Ану-Адад (реконструкция Андрэ).— 6. Храм Иштар, план, конец III тысячелетия до н. э.— 7. Подземная сводчатая гробница. — 8. План красного жилого дома, VII в. до н. э. (а — вход, б — двор).— 2. «Красный» жилой дом (часть в плане фиг. 8), Внешний двор

Таблица 102. Город Ашур (Ассур). 1. План города в период между IX и VII вв. до н. э. — 2. Общий вид раскопок города (слева — зиккурат храма Ану-Адад, в глубине — большой зиккурат, справа — городская стена Салманассара II). — 3. Городские стены времени IX — VII вв. до н. э. (реконструкция).— 4. План древнеассирийского жилого дома. —
5. Ранний храм Ану-Адад (реконструкция Андрэ).— 6. Храм Иштар, план, конец III тысячелетия до н. э.— 7. Подземная сводчатая гробница. — 8. План красного жилого дома, VII в. до н. э. (а — вход, б — двор).— 2. «Красный» жилой дом (часть в плане фиг. 8), Внешний
двор

Храмы. Планы древнейших ассирийских храмов были тесно связаны с планировкой жилья. Небольшой храм богини Иштар в Ашуре (табл. 102, фиг. 6), постройка которого относится к концу III тысячелетия до н. э., явно повторял композицию жилого дома (табл. 102, фиг. 4). В основе его лежало продолговатое помещение типа комнаты с очагом; статуя богини занимала место возле торцовой стены; по длинным стенам размещались вотивные фигуры, изображавшие верующих. Вход в храмовый зал находился сбоку, т. е. основой композиции был, как и в дворцово-храмовых комплексах Мари и Ашнунака, разворот по ширине. Храм Иштар отличался, однако, от обычных жилых домов тем, что он стоял свободно, не будучи ни окружен стеною, ни застроен со всех сторон, как, например, «Красный дом» в Ашуре (табл. 102, фиг. 8 и 9).

В более позднее время, во II и тем более в I тысячелетии до н. э., ассирийский храм приобрел иную, вытянутую по продольной оси композицию. В эпоху развитого дворцово-храмового строительства в Ашуре, Дур-Шаррукине и Ниневии храм разделялся на высотную уступчатую башню — зиккурат и на нижний, как бы входной, небольшого размера храм с продольно-осевым планом.

Зиккурат — памятник шумерского происхождения. В поздней Ассирии воздвигавшиеся при храмах зиккураты были посвящены какому-нибудь одному из богов; двойной храм Ану-Адада в Ашуре имел два зиккурата (табл. 102, фиг. 5). Лучше других сохранился зиккурат в Дур-Шаррукине, нижний квадратный ярус которого занимал площадь около 1760 кв. м (42 м х 42 м) (табл. 104, фиг. 1 е). Сохранившиеся 4 этажа имели около 24 м высоты. Если предположить, что зиккурат должен был, как в Вавилонии, иметь 7 этажей по числу планет, то общая высота Дур-Шаррукинского зиккурата должна была достигать 42 м. На верхние ярусы вел пандус, опоясывающий зиккурат со всех четырех сторон. Назначение ассирийских зиккуратов, очевидно, совпадало с вавилоно-шумерским. Они служили для целей культа и связанных с ним астрологических наблюдений, которые велись жрецами.

Дворцы. В Ассирии было широко развито строительство дворцов, в планировке, конструкции и убранстве которых ассирийская архитектура достигла своего высшего расцвета. Наиболее сохранившийся дворец в Дур-Шаррукине занимает площадь около 10 гектаров (табл. 104, фиг. 1 — 3). Поставленный на огромной террасе дворец доминировал над городом, как крепость. Во дворце было более 200 помещений.

Как ранние (в Ашуре, Калахе), так и более поздние (в Ниневии) ассирийские дворцы, при больших различиях в качестве выполнения, в масштабе построек и роскоши убранства, имели одинаковое плановое расположение и устройство. Основными формами и приемами своей дворцовой архитектуры ассирийцы обязаны искусству Южного Двуречья. Вместе с тем в состав художественных и конструктивных принципов своего строительства ассирийцы включили много заимствованного с запада, из Северной Сирии и от хеттов. Ярким примером может служить заимствование Ассирией хеттского «бит-хилани».

Таблица 163. Ассирийская архитектура VIII — VII вв. до н. э. 1. Акведук Синахсриба близ Ниневии; нач. VII в. до н. э. 2. Ниневия, план (городские стены). — 3. Лагерная сцена; алебастровый рельеф из Ниневии; VII в. до н. э. — 4. Ашурбанипал на охоте за львами; алебастровый ортостат из дворца Ашурбанипала (668—626 гг, до н. э.) в Ниневии.— 5, 6 и 7. Ассирийские степные росписи из Тель-Барсип (Северная Месопотамия).—8, 9 и 10. Изображения жилищ и храма на рельефах Дур-Шаррукина (722 — 705 гг. до н. э.).

Таблица 163. Ассирийская архитектура VIII — VII вв. до н. э. 1. Акведук Синахсриба близ Ниневии; нач. VII в. до н. э. 2. Ниневия, план (городские стены). — 3. Лагерная сцена; алебастровый рельеф из Ниневии; VII в. до н. э. — 4. Ашурбанипал на охоте за львами; алебастровый ортостат из дворца Ашурбанипала (668—626 гг, до н. э.) в Ниневии.— 5, 6 и 7. Ассирийские степные росписи из Тель-Барсип (Северная Месопотамия).—8, 9 и 10. Изображения жилищ и храма на рельефах Дур-Шаррукина (722 — 705 гг. до н. э.).

Характерные черты бит-хилани — развертывание всей композиции в поперечном направлении и вход по оси длинной стороны зданий, оформленный двумя башнями, симметрично стоящими по бокам открытой террасы с колоннами.

Массивная глинобитная архитектура Южного Двуречья редко применяла отдельно стоящие опоры. Колонна и столб взяты архитектурой Ассирии с запада. В рельефах Дур-Шаррукина можно найти изображения таких бит-хилани, непохожих по типу на остальные здания дворца Саргона II.

Парки. Большое значащие имели в ассирийской архитектуре зеленые насаждения. К северу от Ниневии найдены следы загородного парки», а в самой Ниневии обнаружено своеобразное подобие ботанического сада. Посреди этого парка стоял киоск типа бит-хилани. Парк орошался искусственно проведенной водой.

Каналы и акведуки. Забота об орошении и снабжении водой, а также о канализации, водостоках, осушении и вентиляции может быть прослежена во всем городском и дворцовом строительстве Ассирии.

Примером крупных водопроводных сооружений является знаменитый в свое время акведук Синахериба в Ниневии, объединявший воду «восемнадцати горных рек». Развалины его дошли до нас (табл. 103, фиг. 1). Канализация и водосточные коллекторы в Ниневии и Дур-Шаррукине свидетельствуют о высокой технике их выполнения. Водостоки в жилых домах Ашура были устроены из камня, обожженного кирпича или терракоты. В Дур-Шаррукине был настоящий подземный туннель, проложенный для сбора и стока вод (табл. 105, фиг. 3).

Таблица 104. Дворец Саргона в Дур-Шаррукине (Хорсабад, 722 — 705 гг. до н. э.). 1. Реконструкция дворца. 2. План дворца (а — главный	вход, б — дворы «сераля», в —дворы «хана», г — дворы «гарема», д — летний павильон царя и храм, е — зиккурат).— 3. Вход во дворец (реконструкция Шипье).

Таблица 104. Дворец Саргона в Дур-Шаррукине (Хорсабад, 722 — 705 гг. до н. э.). 1. Реконструкция дворца. 2. План дворца (а — главный вход, б — дворы «сераля», в —дворы «хана», г — дворы «гарема», д — летний павильон царя и храм, е — зиккурат).— 3. Вход во дворец (реконструкция Шипье).

Крепостное строительство. Ассирия вела энергичную военную политику и воздвигала много оборонных сооружений. Устройство и планировка сохранившихся стен Ашура и Ниневии указывают на высокую технику крепостного строительства (табл. 102, фиг. 1—3; табл. 103, фиг. 2). С севера и востока Ниневия была укреплена рвами, стены окружали город двумя рядами и были снабжены зубцами, между которыми ставились особые щиты для защиты от стрел и камней, выбрасываемых метательными орудиями. Имелось и особое здание арсенала. О внешнем виде ассирийского укрепленного города могут дать представление часто встречающиеся рельефы с изображением военных сцен. Например, на известном рельефе из Ниневии, Хранящемся в Берлине, изображен лагерь с палатками, на заднем плане которого видна стена с чередующимися невысокими башнями (табл. 103, фиг. 3).

На высоком уровне стояла у ассирийцев и техника дорожного строительства, потребность в котором вызывалась военным характером государства и развитой торговлей при отсутствии водных путей сообщения.

Памятники ассирийской архитектуры<

Ашур. Город Ашур (в новое время — Калат Шергат), раскопанный в 1903—13 гг. археологом Андрэ, был основан шумерами около 3000 г. до н. э. (табл. 102, фиг. 1). Ашур играл роль «священного» города. В бывшем дворце властителей Ашура между XI и VII вв. до н. э. стояли саркофаги царей страны. В городе было не менее 34 храмов и часовен. Стоя на скале высотою в 25 м, окруженный течением Тигра и каналами, город Ашур должен был представлять исключительно живописное зрелище. Для его силуэта были характерны три зиккурата: один относился к главному храму Ашура, два других — к упомянутому двойному храму бога Ану и его сына Адада (табл. 102, фиг. 2 и 5).

Построенный в XI в. до м. э. храм Алгу-Адада имел перед симметрично расположенным фасадом, как бы распадающимся на две части, двор с колодцем; его ворота носили крепостной характер. Храм до нас не дошел, реставрация, сделанная Андрэ (табл. 102. фиг. 5), воспроизводит массивный характер постройки и указывает на ее большую компактность и высотность по сравнению с подобными храмами Южного Двуречья (например храмом Ану-Антума в Уруке).

Дворец Ашурнасирпала в Калахе. Следующим по времени значительнейшим памятником архитектуры Ассирии был дворец Ашурнасирпала в Калахе (современный Нимруд). В этом дворце, построенном между 884 и 859 гг. до и. э., уже заметны те приемы сочетания архитектуры со скульптурой, изобразительными искусствами и декоративной, орнаментацией, которые потом достигли высшей точки развития в Дур-Шаррукине и в Ниневии.

Обильно украшенный скульптурой калахский дворец дает представление о двух декоративных элементах архитектуры, постоянно встречающихся и впоследствии. Это, во-первых, описанные выше крылатые статуи священных животных, гениев, быков или львов, охраняющих входы, так называемые «ламассу»; и, во-вторых, — повествовательные рельефные ортостаты, располагавшиеся в нижней части кирпичных или глинобитных стен. Характерным для ассиро-месопотамской, как и для хеттской композиции является размещение главнейших изображений и надписей внизу стен, на уровне глаз. Ортостаггные плиты, ставшие впоследствии чисто декоративными, имели, при поверхности свыше 7 кв. м, толщину иногда не более, чем в 20 см. Их происхождение было явно конструктивным; первоначальным их назначением было укреплять и поддерживать мaccy битой земли, глины илй сырца, составлявшую террасы или стены крупных ассирийских построек, и способствовать гидроизоляции субструкций.

Дворец Саргона в Дур-Шаррукине. Наиболее известным памятником ассирийской архитектуры остается до сих пор дворец Саргона II в Дур-Шаррукине — современном Хорсабаде ; (табл. 104, фиг. 1-3; табл. 105, фиг. 1-3). Город Дур-Шаррукин был выстроен в течение 4 лет (711—707 гг. до н. э.) по заранее задуманному плану по распоряжению Саргона, наметившего его для своей резиденции. Площадь города составляла около 280 гектаров (1780 м х 1685 м). Сетка его улиц была прямоугольной. Дворец возвышался над городом на огромной, специально сложенной террасе. Высота ее гладких, обращенных к городу стен, составляла 14 м. Сооруженная из «битой земли», она заключает 1.300 000 куб. м кладки. Вся кладка пронизана системой сточных и вентиляционных каналов и укреплена со всех сторон массивными каменными глыбами весом до 24 тонн; На террасу вели пандус и лестницы. Строительство подобных террас было характерным приемом в Южном Двуречье, где оно вызывалось необходимостью защитить сооружения от разливов рек. В Дур-Шаррукине терраса выполняла задачи оборонного характера, одновременно придавая дворцу исключительно величественный вид.

Дворец был расположен таким образом, что наполовину выходил за пределы городской стены. Несомненно, что дворец был задуман как крепость, защищающая его жильцов не только от внешнего врага, но и от обитателей самого города. Он состоял из 210 зал и 30 дворов. Монументальный вход в огромный комплекс дворов и в зал был очень декоративен и строго симметричен: но в плане всего дворца господствовала асимметрия, композиция комплекса был замкнутой. Отчетливо выделяются три или даже четыре труппы помещений, различных по своему назначению и изолированных одна от другой. В центре всей площади находился «сераль» (Названия «сераль», «хан», и «гарем», — более позднего происхождения; они применяются в научной литературе для обозначения соответствующих главных частей древнейших дворцов, ввиду сходства их в этом отношении с более поздними, например арабскими и турецкими, дворцами Ближнего Востока) — официальная часть дворца (табл. 104, фиг. 26) с большими приемными залами и дворами. В серале была сосредоточена наибольшая роскошь убранства. Парадные залы были облицованы каменными плитами с рельефными изображениями. Направо от главного входа а, который вел из города на парадный двор, помещались более тесные и скромно декорированные служебные помещения — «хан» в. Слева от входа, по другую сторону большого двора, разделявшего все три группы помещений, находился «гарем» со своими дворами г. В четвертую группу дворцовых помещений входили храмы и зиккурат е. В глубине всей площади стояло здание павильонного типа д, по-видимому, летнее жилище царя. Оно построено по типу сиро-хеттского бит-хилани, как обычно строились в поздних ассирийских дворцах такие помещения. Все эти группы помещений имели выходы на средний двор, а между собой сообщались только небольшими проходами, легко преграждаемыми в случае надобности. В основе такой планировки лежало стремление создать возможность обороны даже в отдельных помещениях в случае попыток дворцового переворота.

До сих пор неясен вопрос о перекрытии главных зал ассирийских дворцов. В калахском дворце Ашурнасирпала ширина зала не превышала 7 м, во дворце Саргона она достигала 10 м; ширина дверей равнялась 3 м. Судя по текстам Ашурнасирпала, в Калахе были деревянные плоские потолки из стволов кедра и пальмы. Во дворце Саргона чрезвычайная массивность стен позволяет думать о применении сводчатого перекрытия. Доказано его применение для входов (украшенных по полуциркульному своду поливными плитками) и для храмов. Во дворце Саргона камень использован больше, чем в других ассирийских дворцах. Только очень высоко стоящая строительная техника могла позволить воздвигать такие арки, как полуциркульная арка главного входа этого дворца, имевшая пролет в 4,30 м при высоте замка в 5,46 м от пола (табл. 104, фиг. 3). Стены Дур-Шаррукина были сложены до высоты 1,10 м из камня, а выше были выполнены сырцовой кладкой. По вертикали они были расчленены чередующимися выступами и углублениями. Высота ортостатов доходила до 3 м. Нижний фриз одного из входов гарема облицован плитами с изображением зверей, птиц, деревьев.

Главный вход фланкировали две башни с аркой между ними (табл. 104, фиг. 3). Внизу они имели фриз, образованный фигурами колоссальных «ламассу» (всех «ламассу» во дворце было не менее 28), между которыми находился горельеф, изображающий национального героя шумеро-ассирийского эпоса Гильгамеша, душащего льва.

Отделка дворца (облицовка стен ортостатами с рельефными изображениями, штукатурка и поливные плитки, украшения из бронзы, наряду с вертикальным членением стен) может быть признана в целом наиболее характерным образцом декоративных приемов ассирийского зодчества.

Ниневия. Дворцы Синахериба и Ашурбанипала. Памятник ассирийского строительства последнего периода сохранились в Ниневии, древнем городе, особенно застраивавшемся при Синахерибе, сыне Саргона. Синахериб построил в Ниневии грандиозный дворец на террасе, достигавший 30 м вышины. Раскопки дворца дали, однако, меньше для истории архитектуры, чем дворец в Дур-Шаррукине.

От дворца последнего из крупных властителей Ассирии, Ашурбанипала, в Ниневии сохранились исключительные по художественному интересу рельефы, хранящиеся ныне в Лондоне (табл. 103, фиг. 4).

В целом, однако, искусство эпохи Ашурбанипала свидетельствует уже о некотором измельчании стиля и об отсутствии монументальной силы в сооружениях этого времени.

Роскошь и перегрузка деталями заменили здесь простоту и силу, которые характерны для более ранних памятников Ассирии.

Особенности стиля ассиро-вавилонской архитектуры

Массивность. Основным средством художественного воздействия архитектуры Месопотамии была монументальная, объемная масса.

Впечатление от массивности сооружений в значительной степени увеличивалось благодаря наличию монументальных террас-платформ, на которых возвышались месопотамские сооружения. Египетские памятники, даже в том случае, когда они контрастировали с окружающей природой, никогда не отрывались от нее. Месопотамские сооружения, приподнятые на массивные глиняные пьедесталы, резко отрывающие архитектуру от окружающего ландшафта, подчеркивали с громадной силой и остротой основные черты художественного воздействия архитектуры стран Двуречья: ее массивность и тяжесть.

Пространственные особенности. В египетской архитектуре одним из приемов решения внутреннего пространства было последовательное его развертывание по продольной оси. В Ассирии и Вавилонии мы имеем дело либо с асимметричной, сбитой с осей системой размещения помещений, либо с явно выраженным поперечным развертыванием пространства.

Продолжая развитие пространственной схемы древнего жилища Северной Месопотамии, ассирийские храмы часто имели вход в одной из длинных стен сбоку (храм Иштар в Ашуре).

Ассирийские дворцы имели несимметричную схему расположения основных групп и ряд дворов, окруженных узкими помещениями, вход в которые большей частью располагался в длинной стене.

Асимметрично были расположены большие входные дворы во дворце Саргона в Дур-Шаррукине и въезды в них, хорошо охраняемые башнями крепостного типа. Входы в следующие помещения были смещены с оси наружной двери. Характерная для крепостного строительства ломаная линия определяла в поздней Ассирии и планировку большинства дворцовых комплексов.

Однако в Ассирии значительное распространение получает и анфиладное полусимметричное расположение помещений в группах основных зал. Так, идущий по ломаной линии вход из большого двора сераля в Дур-Шаррукине приводит в квадратный приемный двор, из которого по всем направлениям расходятся находящиеся на прямых осях анфилады поперечно расположенных зал (своей длиной повторяющих ширину двора). Такая же система двух выходящих во двор анфилад построена вокруг главного квадратного помещения гарема. Однако здесь эти анфилады приводят к продольно расположенным залам. Раньше в Древнем Двуречье такие анфилады во дворцах встречались редко. Теперь же они получают главенство в основных помещениях.

В дальнейшем продольные осевые направления еще больше начинают вытеснять живописное расположение помещений ранних планировок. Однако новые принципы композиции еще не доведены до конца. Пересечения анфилад не совпадают с центрами средних квадратов. Парадно оформленные двери не находятся точно на оси фасадов и дворов. Принцип симметрии на фасадах действует пока еще на коротком расстоянии. Соседние с архитектурно подчеркнутым входом элементы — башни и полукруглые арки добавочных дверей — ставятся на равных расстояниях от композиционного центра. Однако дальнейшие части фасада (или интерьера) делаются произвольной длины. Поэтому при наличии многих симметрично решенных фрагментов зданий в Дур-Шаррукине нет ни одного до конца проведенного симметричного фасада.

Планировка городов в военных деспотиях Ассирии и Вавилона приобрела черты организованного военного лагеря, окруженного жилыми кварталами со свободной планировкой. Вавилон был четко вписан в прямоугольник с правильной сеткой основных улиц. Еще большей правильностью обладал план города Борсиппа, доведенный, подобно плану города Дур-Шаррукина, почти до точного квадрата.

Черты большой правильности обнаруживаются в планах поздних ансамблей. Во дворце Навуходоносора в Вавилоне основные пять дворов расположены на одной прямой, выходящей на улицу священных процессий. В средних трех дворах входные проемы расположены на одной оси по принципу анфилады. Продолжение этой оси (идущей почти точно по линии запад—восток) определяет положение основных ворот въезда во дворец, однако вследствие поворота линии улицы священных процессий внутренние двери первого двора не попали на ось главной анфилады. В планировке дворцового комплекса последовательно проведено чередование поперечно вытянутых и квадратных дворов, разделенных узкими небольшими помещениями, подчеркивающими размеры открытых пространств дворов. Три задних двора в поперечном направлении были построены симметрично; причем добавочные симметричные анфилады имели увеличивающуюся глубину; ко дворам добавлялись с юга сначала одна, затем две и, наконец, три комнаты (одновременно с увеличением числа комнат уменьшался их размер).

Отличие в планировке храма и дворца, наблюдавшееся, например, в раннем Ашнунаке, в Вавилоне сгладилось. Храм Нин-Max около ворот Иштар повторяет в основном схему дворца. Общая продольная ось главных помещений не совпадает с осью внешнего входа. Функционально оправданная в крепостном строительстве усложненность линии входа перешла в храмовую схему в качестве общего композиционного приема. Как во дворце, боковые помещения храма были распределены неравномерно по длинным сторонам объема.

По сравнению со строгой последовательностью развертывания помещений по продольной оси в египетском храме ансамбли Двуречья производят впечатление случайного сочетания дворов, длинных и узких помещений, маленьких каморок. Между тем, в этой видимой случайности заключается своеобразное понимание ансамбля и внутреннего пространства, где живописно-функциональное построение плана и поперечное развертывание больших помещений стали привычными для архитектуры стран Двуречья и исходными для архитектурного развития Ирана, а также всей мусульманской архитектуры Востока.

Стена и свод. Свободно стоящая колонна не получила в архитектуре стран Двуречья такого большого развития, как в Египте. Взамен этого исключительное значение, в качестве средства художественного воздействия, приобрела стенная поверхность. Можно смело сказать, что стена, как таковая, была важнейшей художественной темой в архитектуре Месопотамии.

Дальнейшее логическое развитие стенной поверхности проявилось в Месопотамии в появлении сводчатых покрытий. Коробовый свод, абсидальные помещения с конхами, купол — все эти приемы криволинейных перекрытий возникали как естественный переход стенной поверхности непосредственно из вертикального направления в горизонтальное.

Принципы решения стенной поверхности. Стена в архитектуре стран Двуречья обычно не приобретала структурных расчленений на несущие и несомые части. Наоборот, в стене, в ее декоре всегда подчеркивалась однородность поверхности, и вследствие этого вся ее трактовка приобретала специфический декоративный характер.

Эта концепция возникла еще на заре своего развития в тростниковой конструкции, которая сплошь покрывалась циновками. С переходом на глинобитные и кирпичные конструкции этот принцип сохранился на все время дальнейшего развития месопотамской архитектуры в качестве пережитка. В общем можно отметить несколько характерных приемов решения стенной плоскости.

Продолжая традицию Древнего Двуречья, месопотамские зодчие украшали стены зданий вертикальными желобками и членили их значительным количеством башнеобразных выступов.

Повторяется также старый прием обработки стены рядом соприкасающихся друг с другом столбиков. Однако при этом стала значительно сложнее обработка завершения стены, которая покрылась зубчатым ступенчатым парапетом. Эти зубцы легко получались при кладке верха стены из обожженного кирпича. Окаймляющие полосы подчеркивали сложность завершения; нависающие верхние части башен, видные на многих ассирийских изображениях, еще больше осложняли силуэт сооружений.

Значительную роль в ассиро-вавилонской архитектуре играли арки и своды. Главный вход дворца в Дур-Шаррукине состоит из ряда удаляющихся в глубину арок, зажатых между мощными башнями. Кривая арки ясно подчеркивалась обрамлением. Ее клинья оставались открытыми, иногда ее очерчивал фриз из глазурованных кирпичей.

Нижняя часть стен во второстепенных местах была совершенно гладкой, а во входах и парадных помещениях украшалась каменными ортостатами, употребление которых было заимствовано из хеттской архитектуры. Скульптурные изображения животных и людей покрывали сплошной лентой огромные пространства приемных зал и обычно передавали историю побед и завоеваний. Входы часто символически охранялись духами-охранителями в виде крылатых быков с человеческими головами. Все эти скульптурные изображения подчинялись архитектурным формам, следуя за изломом стен, и своим плоским рельефом еще более подчеркивали преобладание и мощь стены.

Представление об ассирийских колоннах мы имеем, главным образом, на основании сохранившихся изображений. Очевидно, колонны применялись редко. В большинстве случаев они имели простую геометрическую форму. Их базы и капители часто имели форму гладкой или орнаментированной луковицы. Некоторые образцы капителей в виде закручивающихся двух-ярусных валиков или корзинки с загибающимися листьями являлись предтечами ионийских и коринфских капителей. Из хеттского искусства была перенята форма базы в виде льва или сфинкса с валиком на спине, на который опирался ствол колонны.

Синтез искусств. Большое значение в ассиро-вавилонской архитектуре имел цвет. Наличие различных горизонтальных поясов, покрытых несколькими основными цветами, в сочетании с вертикальным членением на небольшие выступы и углубления, богатое применение цветной керамики, плиток с красочным узором и блестящей поверхностью и поливных кирпичей разных цветов, обилие медных украшений и множество каменных и медных рельефных изображений животных, применение некоторых драгоценных пород камея, золота и серебра в тронных залах и святилищах — все это предоставляло архитектору богатую палитру для художественного выражения. Для низа стен употребляли черную краску, а для верхней ее части зеленую, белую, желтую, темно-красную и синюю. Скульптурные изображения раскрашивались в синие, алые и фиолетовые тона. Фоном в эмалевой облицовке служил темно-синий цвет; для изображений употреблялись желтый, зеленый, черный и белый цвета.

В орнаментах объединялись геометрические фигуры и стилизованные растения. Чаще всего применялись уступчатые зубцы, арабески, пальмовые листья, лотосы и розетки, похожие на египетские. Все эти мотивы достигали большого изящества и в соответствии с занимаемым ими местом получили разнообразную форму и величину. Высокого уровня достигло искусство кладки разнообразных узоров и изображений из поливного цветного кирпича.

Эти своеобразные приемы трактовки стенной поверхности стали исходной точкой развития всей позднейшей архитектуры стран мусульманского Востока.

История искусства © 2016 Frontier Theme