Архитектура времени III — VI династии (ок. 2780-2550 гг. до н.э.)
Древним царством принято называть период, охватывающий время от III династии до VI династии включительно. Объединение Верхнего и Нижнего Египта, начатое фараонами I династии, было окончательно завершено при фараонах III династии. Политический центр был перенесен с юга, из Таниса, в Мемфис, расположенный на границе Дельты и узкой долины Среднего и Верхнего Египта. Важное стратегическое значение этого пункта было, по-видимому, понято уже первыми объединителями Египта. Поселение, расположенное здесь, было обнесено «белой стеной» и превращено в укрепленный пункт. Начиная с III династии, оно стало политическим и административным центром, резиденцией фараона. Территории прежних свободных общин, подчиненные центральной власти, превратились в административные округи, позднее известные под греческим названием «номы».
Для развития архитектуры Древнего царства большое значение имело развитие и окончательное установление заупокойного культа. Представление о вечном существовании было связано с сохранением тела. Поэтому в Египте очень рано развилось бальзамирование тела, но в первое время оно применялось только к трупам фараонов и знати. Несовершенство бальзамирования стимулировало возникновение портретных изображений умерших из твердого камня.
Гробница, этот вечный дом покойного, в Древнем царстве ярко отражала классовую организацию общества. Погребения знати выделялись среди погребений остального населения размерами и оборудованием. Подобно тому, как при жизни фараон возвышался над всем населением Египта, так и после его смерти стремились выразить его величие колоссальными размерами царской могилы, монументальностью ее внешней формы и техническим совершенством ее отделки.
Строительная техника. Камень, которым изобиловал Египет, начали употреблять в строительстве гробниц„ как наиболее прочный, «вечный» материал.
Основными орудиями этого времени служили: каменное сверло, долото, тесло, пила, полировальный камень, тяжелый каменный молот и более легкий деревянный молоток. Некоторые орудия были из меди.
Следует совершенно отвергнуть предположение об употреблении в Древнем царстве железа для выделки орудий. Хотя в египетских захоронениях раннего времени железо и встречается, но всегда в ничтожном количестве и метеорного происхождения, на что указывает и его название — «небесный металл».
Глыбы камня выламывали в каменоломнях при помощи деревянных клиньев, которые вгоняли в высверленные каменным сверлом отверстия, а затем намачивали водой. В каменоломне глыбу обрабатывали только вчерне, окончательной отделке ее подвергали на месте постройки.
Геродот рассказывает, что при постройке пирамиды Хеопса для постепенного подъема строительных блоков на плоскогорье, где строилась пирамида, предварительно проложили дорогу, вымощенную шлифованным камнем. Строительство этой дороги велось десять лет. По мнению Геродота, эта работа только немногим легче сооружения самой пирамиды. Остатки таких наклонных плоскостей с углом подъема в 4 — 5 градусов были найдены около пирамид Древнего царства. Дорога к пирамиде Хефрена имела длину 494,6 м, а ее подъем составлял 45,8 м. Глыбы, из которых сложена пирамида Хеопса, достигают 2,5 т веса. Единственным, приспособлением для их передвижения служили, деревянные полозья, а самое передвижение осуществлялось преимущественно человеческой силой (табл. 11, фиг. 11 и 13).
Такие же наклонные плоскости, имеющие угол подъема около 15, устраивали вокруг пирамиды, первоначально представлявшей собой ступенчатое сооружение (табл. 11, фиг. 12). По этим наклонным плоскостям камень втаскивали на постройку. Следы борозд на боковых сторонах каменных глыб указывают, что их поднимали рычагами с применением крюков и канатов.
Возможно, что в Древнем царстве уже знали, каю об этом говорит Геродот, особую систему «качалок» для подъема отдельных каменных глыб (табл. 17, фиг. 7). Возможно также, что египтянам» были знакомы и деревянные леса. Отсутствие развитой техники обуловило использование человеческого труда самым расточительным образом и развитие в колоссальном масштабе простой кооперации, о которой говорит Маркс.
Геродот рассказывает, что при постройке пирамиды Хеопса в течение каждого трехмесячного строительного цикла непрерывно работало по 100 тыс. чел. Современная наука считает эту цифру сильно преувеличенной, но и предполагаемая ею цифра в 36 000 чел. очень высока.
Строительные рабочие были размещены в тесных казарменных помещениях рядом с постройкой. Следы такого рабочего поселка были обнаружены раскопками около пирамиды Хефрена. По приблизительному подсчету он вмещал до 5 000 человек (вероятно, рабов-каменотесов).
Типы сооружений. Жилой дом. Основные типы построек предыдущего времени сохранились и в данный период.
Поселения этого времени мало изучены, так как большая их часть погребена под наслоениями позднейших культур. Жилой дом сохранял свою прямоугольную форму, а основными строительными материалами по-прежнему были глина и тростник. Некоторое представление о внешней форме жилых домов знати дают саркофаги (табл. 10, фиг. 1 и 2). Гробница покойника по-прежнему считалась «вечным домом», и саркофаги Древнего царства сделаны по типу постройки из дерева с плоской крышей.
Следует отметить, что в Древнем царстве жилые дома знати уже были окружены садами. Метан — вельможа времени III династии — владел усадьбой площадью около 10 000 кв. м. Сад вокруг дома, как гласит надпись, был засажен прекрасными деревьями, смоковницами и виноградными лозами, и в нем был устроен большой пруд.
Огромное строительство этого времени было связано с ирригационными мероприятиями центральной власти. Однако памятников этого строительства не сохранилось. Судить о характере и размахе строительства, которое велось государством, можно лишь по гробницам, из которых величайшими были пирамиды.
Гробницы. Наиболее характерным типом пирамид являются надгробия фараонов IV династии, расположенные на левом берегу Нила и носящие название «гизехских», по имени арабского поселения Гизе, расположенного на пути к ним. Гизехские пирамиды, однако, являются лишь завершением длительного процесса развития египетской гробницы. Одной из ее древнейших форм, повидимому, была «мастаба»[ref]На современном арабском языке «мастаба» значит — скамья, по сходству с глинобитными завалинками хижин феллахов.[/ref] — прямоугольное (кирпичное, сооружение с широким основанием, наклонными стенами (угол наклона около 75°) и плоской крышей (табл. 10, фиг. 3 и 4).
Мастаба. Мастаба периода Древнего царства обычно заключала в себе две части. Подземная часть состояла из небольшого склепа и идущего от него наклонного коридора (или вертикального (колодца), который замуровывался в день погребения (табл. 12, фиг. 5 и 6). Надземная часть представляла собой молельню. Важной частью этой молельни была ложная дверь, через которую двойник покойного мог выходить и возвращаться обратно (табл. 12, фиг. 7). Перед этой дверью ставились приношения. В простейшем случае ложная дверь помещалась на восточной сплошной стене мастаба. Затем приношения стали вноситься за загородку, как в мастаба Kaaпера (табл. 12, фиг. 8). И, наконец, появился тип мастаба, где ложная дверь была внесена внутрь мастаба. Эта группа очень разнообразна по количеству помещений, начиная от небольшой комнаты с ложной дверью (табл. 12, фиг. 9) и кончая сложной системой внутренних зал, стены которых покрывались большим количеством изображений, заменявших реальные приношения покойному (табл. 12, фиг. 10).
Мастаба ставились группами у подножья пирамид и включались в их ансамбль.
Гробница, выстроенная в Бет-Халафе фараоном III династии Джосером, имела форму мастаба огромных размеров (табл. 12, фиг. 11). Но, увеличиваясь только по площади застройки, мастаба теряла характер монументальности. Оставаясь местом погребения фараона, она не отвечала больше своему назначению — подчеркивать внешней формой его величие. Поэтому при том же фараоне Джосере был сделан новый и решающий шаг. От распластывания архитектурного сооружения по горизонтали перешли к вертикальному решению. Мастаба осталась формой наземной части могилы знатного лица, для царя же стали строить «ступенчатую пирамиду», т. е. как бы ряд уменьшающихся мастаба, поставленных друг на друга.
Комплекс в Саккара
Место для пирамиды Джосера и окружающего ее некрополя было выбрано очень удачно. Занимая высшую точку нагорья пустыни за селением Саккара, пирамида Джосера, выстроенная из мелких тесаных блоков белого известняка, господствует над некрополем, четно выделяясь на фоне красно-желтых песков пустыни. Основание ее прямоугольно по
аналогии с мастаба. Общая высота всех шести уступов равна 60 м (табл. 13, фиг. 1 и табл. 15, фиг. 1).
Раскопки, произведенные вокруг пирамиды[ref]Раскопки были произведены под «руководством американского археолога Ферта (Firth) в 1924 г.[/ref] показали, что она являлась только центральной частью грандиозно задуманного погребального комплекса. Памятники, посвященкные заупокойному культу Джосера, были окружены гигантской стеной в виде прямоугольника, стороны которого имели протяжение в 544,9 м с юга на север и в 277,6 м с востока на запад. Стена, имевшая более 9 м в высоту, членилась в вертикальном направлении правильно чередовавшимися впадинами и выступами (табл. 14, фиг. 1). Она напоминала стены крепостных сооружений и царских гробниц древнейшего времени (табл. 11, фиг. 9 и 10).
Ограда имела всего один вход с востока, хотя вдоль четырех стен было устроено 14 ложных дверей. Имитация деревянной двери в камне — одно из самых любопытных явлений всего этого комплекса заупокойных построек (табл. 12, фиг. 7). Через единственный вход проникали сперва в узкий проходной зал (табл. 13, фиг. 2а и табл. 14, фиг. 2), западным своим концом вливавшийся в небольшой поперечно расположенный зал, а затем во двор, окружавший пирамиду и связанные с ней постройки. Тяжелый потолок этого проходного зала был сложен из каменных блоков, снизу округленных, что придавало им вид древесных стволов (табл. 15, фиг. 3).
Трехчетвертные колонны «связками». Пёрекрытие зала поддерживалось сорока короткими поперечными стенками (по 20 с каждой стороны), торцы которых были обработаны трехчетвертными колоннами в форме пучков круглых стеблей растения (табл. 14, фиг. 2 и 3). Колонны были сложены из барабанов высотою каждый около 23 см; высота всей колонны была равна 5,5 нижним диаметрам, а кверху колонна сильно сужалась (до 2/3 нижнего диаметра).
С юго-восточной стороны пирамиды расположен ряд небольших культовых сооружений с выпуклыми крышами и каннелированными полуколоннами (табл. 13, фиг. 2 г и 3 и табл. 15, фиг. 2). Эти сооружения являются копией в камне-деревянных культовых хижин древнейшего времени. Волнообразная крыша таких хижин поддерживалась свободно стоящими деревянными колонками.
Каннелированные полуколонны. Каннелированные полуколонны исключительно тонких не повторяющихся позже пропорций (высота колонн доходила до 24 нижних диаметров) были найдены еще в одном из святилищ при пирамиде Джосера (табл. 13, фиг. 2д и фиг. 4). Таким образом, каннелюры, характерные для так наз. «протодорической» колонны Среднего царства, появились уже на полуколоннах и трехчетвертных колоннах III династии (табл. 14, фиг. 5 и 6).
Папирусообразные капители. В одном из помещений были найдены полуколонны, трехгранные стволы которых венчались в форме метелок папируса; не являясь опорными частями, они выполняли чисто декоративную роль (табл. 13, фиг. 2 е и табл. 14, фиг. 4). В данном случае мы встречаемся уже с изображением папируса, его цветка и трехгранного стебля, с так называемой папирусообразной капителью, характерной для более поздних периодов египетской архитектуры. Ни в одном из помещений не встречается свободно стоящей колонны. В эпоху третьей династии знали только трехчетвертную колонну и полуколонну даже там, где она служила опорой. В то же время деревянная колонна давно применялась в качестве свободно стоящей опоры. Очевидно, египетские зодчие не вполне еще овладели техническими возможностями нового материала — камня.
Значение комплекса в Саккара. Пирамида Джосера тесно связана со всей предшествовавшей историей строительства Древнего Египта. Она знаменует крупный шаг вперед и одновременно является синтезом всех достижений прошлых периодов. Важно отметить, что эта пирамида с окружающими ее строениями является первым в Египте примером архитектурного ансамбля. Известно также и имя автора этого ансамбля, великого жреца города Гелиополя, Имхотепа. Надпись на цоколе культовой статуи фараона Джосера говорит об Имхотепе как о «первом после царя Верхнего Египта наследственном вельможе», что свидетельствует об огромном значении зодчего в Египте, где архитектура была ведущим видом искусства.
Приемы планировки. В ансамбле пирамиды Джосера видно уже зрелое композиционное мастерство. Несомненно, что весь комплекс сделан по заранее обдуманному плану. В нем подчеркнуто доминирующее значение пирамиды, рядом с которой нет других крупных форм, и выделено главное направление движения, приводящее прямым ходом через длинный входной зал на основной двор перед пирамидой. Подчиненные группы ансамбля спрятаны за изломанными переходами. Вся композиция распадается на ряд законченных ансамблей; она сложна, но приведена к большой цельности путем введения вспомогательных стен, продолжающих стороны пирамиды. Все отдельные комплексы сооружений вписаны в полученные отрезки общего плана.
В ансамбле Саккара появляется характерное для Древнего царства расчленение архитектурных сооружений на ряд отдельных внешних объемов, видимых массами людей, и на группы сравнительно небольших интимных пространств, изолированных от внешнего мира крепкой стеной. Внешние ограждения и входы носят характер крепостного строительства. Входы в большинстве случаев хорошо спрятаны, узки и их путь очень изломан. Только главный ход с массивной обработкой стен ведет прямо, но и его узкое пространство напоминает крепостные ворота.
Во всем проявляется очевидное стремление защитить и изолировать гробницы от внешнего мира.
Выделение пирамиды. В противовес обработке массивной внешней стены и главного прохода, приводящего к мощной и величественной пирамиде, все остальные части комплекса решены в тонких изящных формах, явно подражающих легким деревянным конструкциям. Этот подчеркнутый контраст должен был выявить доминирующее значение основного объема.
В главной группе преобладающее значение имеет каменная масса. Пирамида мощна и устойчива. Архаическая расчлененность на ряд ступеней, являющаяся следствием ее происхождения из формы мастаба, хорошо подчеркивает ее большие размеры. Благодаря равномерно уменьшающимся вверх ступеням пирамида как бы растет и становится органически законченным объемом.
Массивы каменной кладки. Назначение сооружения (каменный холм, гробница), с одной стороны, и неполное овладение новым материалом — камнем, с другой, продиктовали подчеркнутую массивность зданий. Проходы были очень узки. Египетские зодчие еще не оправились с задачей перекрытия больших пространств, и интерьеры культовых сооружений сводились к небольшим камерам.
Подражательность форм. Заметен разрыв между формой и конструкцией. Формы подражают или легкой каркасно-деревянной системе стоек с архитравом, или глинобитным сооружениям с криволинейным верхом. Членение стен трактуется как каркас. Архитектурные возможности нового материала — камня — еще не осознаны. Еще нет умения выложить из камня тонкую стену или поставить свободную каменную опору. Облицовка стен подземных культовых помещений плитками зеленого фаянса изображает плетеные тростниковые цыновки, которыми в жилых домах завешивали глинобитные стены (табл. 14, фиг. 7).
Развитие колонн. В трактовке опор видны в зачатке почти все типы колонн, которые впоследствии развились в Египте. Колонна входного зала уже получила тектоническое расчленение на базу, несущий ствол и капитель-абаку. Ствол, суженный кверху, обработан выпуклыми и вогнутыми вертикальными связками. В верхней его части выделена криволинейная полоса под абакой. Появились два типа колонн — геометрических (во входном зале) и подражающих растениям) — изобразительных. Колонны перекрыты прямым архитравом без профилей и карниза.
Характерна обычная для Египта одноэтажность всех частей культовых построек.
Архитектурные приемы. Интересны некоторые архитектурные приемы Имхотепа. Желая подчеркнуть главенство единственной строго симметричной формы — пирамиды, он много раз сознательно нарушал какой-нибудь деталью симметрию подчиненных главной пирамиде объемов. Очень часто в симметричный фасад вставлена дверь или скульптура, сбивающие в нем ось симметрии (табл. 13, фиг. 4 и табл. 15, фиг. 2).
Другой прием его состоял в создании контраста между сильным горизонтальным расчленением главного объема — пирамиды — и монотонными вертикалями всех остальных форм. Снаружи, например, виден только длинный ряд вертикальных членений стены и над ними спокойные горизонтали пирамиды.
Интересен и тот факт, что при движении внутрь сооружения отдельные формы последовательно теряют свою массивность. (Широкие лопатки наружной стены сменяются массивными столбами входного зала. При дальнейшем продвижении внутрь применяются уже тонкие хрупкие колонны, сильно контрастирующие с центральной пирамидой.
Имхотеп много раз использовал метрическое повторение однообразных элементов. Впоследствии это стало одним из главных приемов египетской архитектуры.
Ансамбль Саккара имеет особое значение в архитектуре Египта. Он является самым ранним ансамблем, и вместе с тем, в нем уже содержатся основные черты позднейших течений архитектуры Египта: массивная мощь и величественность Древнего и Нового царства и одновременно интимность и стройность архитектуры Среднего царства.
Переход от ступенчатой пирамиды к гладкой. Переход от ступенчатой пирамиды к классической форме времени IV династии — гладкой пирамиде с квадратным» основанием — совершился не сразу. К началу IV династии относятся ступенчатая пирамида фараона Снофру в Медуме (табл. 15, фиг. 4) и южная пирамида в Дашуре (табл. 15, фиг. 5) с ломаным профилем, приближающаяся уже к классической форме.
Пирамида в Медуме важна тем, что на ее примере можно представить себе технику сооружения пирамид. Внутренним ядром всей постройки в данном случае явилась естественная скала, обычно же ядром пирамиды служило подобие мастаба с квадратным основанием и незначительным наклоном стен. Здесь основное, очень высокое ядро будущей пирамиды как бы окутывалось кладкой понижающихся ступеней; они придавали устойчивость и прочность центральной части и вместе с тем создавали характерное для ступенчатых пирамид впечатление монументальности. Оставалось сделать следующий шаг — забрать камнем ступени, чтобы получить классическую гладкую форму пирамиды. Этот последний шаг сделали строители в эпоху IV династии.
Пирамиды IV династии
Комплекс пирамид в Гизе. О грандиозных размерах строительства в эпоху IV династии можно судить по пирамидам фараона Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура); памятников гражданской архитектуры и остатков ирригационных сооружений этого времени не сохранилось.
Расположенные на границе Ливийской пустыни пирамиды колоссальностью размеров и геометрической простотой своей формы производят сильное впечатление и в наше время. Гигантскими треугольниками, то светлыми, то темными, в зависимости от освещения, вырисовываются они на фоне пустыни (табл. 16, фиг. 1; табл. 17, фиг. 1 и табл. 10, фиг. 1).
Яркое описание их мы находим у французского ученого Жомара, одного из спутников Наполеона в его экспедиции 1798—99 гг.
«Вершины их, — говорит Жомар, — видимые издали, производят впечатление вершин высоких гор. Но по мере приближения к этим правильным массам, это первое впечатление сменяется удивлением; когда же вы наконец подойдете к подошве большой пирамиды, вас охватывает глубокое и сильное волнение, чувство потрясения и подавленности, вызываемое величием и простотой форм, контрастом между человеком и колоссальным творением рук его; глаз не может его охватить, мысль с трудом может объять его… стараешься понять, какая сила сдвинула, нагромоздила, уложила такое огромное количество колоссальных камней, сколько людей работало, сколько времени им потребовалось, какими приемами они пользовались; и чем меньше находишь объяснений для всего этого, тем более восхищаешься мощью, которая преодолевала все эти препятствия».
Современные размеры пирамид несколько меньше тех, которые они имели 4—5 тыс. лет тому назад. Они утратили свою облицовку и свою верхнюю часть (то и другое сохранилось частично только у пирамиды Хефрена). Пирамида Хеопса вместо своей первоначальной высоты — 146,59 м в настоящее время имеет около 137 м. Пирамида Хефрена утеряла всего около 2 м на 143,5 м своей высоты. Пирамида Микерина имела прежде высоту в 66,4 м, а в настоящее время — только 62 м. Длина каждой из четырех сторон основания пирамиды Хеопса равна 230,35 м, иными словами, ее периметр составляет около километра. По произведенному приблизительному подсчету, для ее сооружения понадобилось около 2 521 ООО каменных блоков весом до 2,5 т каждый.
Пирамида Хеопса. Теперь можно считать доказанным, что строительство пирамид было длительным процессом, на протяжении которого они не раз подвергались переделкам. Так было и с пирамидой Xeonca. В процессе строительства решение ее внутреннего пространства несколько раз изменялось. Материалом для постройки послужил желтоватый известняк, добывавшийся неподалеку от самой пирамиды. Облицовка же ее, от которой почти ничего не сохранилось, была из белого известняка. Массивная кладка пирамиды прорезана коридорами высотою не более метра, и шириною около 1,5 м (табл. 17, фиг. 2 и 3). Они ведут от наружного входа к погребальной камере фараона — небольшому помещению (10,43 м длины, 5,20 м ширины, 5,31 м высоты) с совершенно гладкими стенами. В этом помещении стоял саркофаг — прямоугольный каменный ящик без всяких украшений (табл. 17, фиг. 6). Вход в пирамиду находился с северное стороны, на высоте 15 м от уровня земли (табл. 17, фиг. 2). Узкий коридор ведет сперва вниз, под углом в 26° 41′. Приблизительно на расстоянии 9 м от входа коридор разветвляется на две ветви: одна ведет под пирамиду в глубь скалы, где находится небольшое помещение, назначение которого не выяснено; другая поворачивает вверх и ведет к так называемой «большой галлерее. У самого входа в эту галлерею ответвляется еще один горизонтальный коридор, который ведет в склеп, называемый гробницей царицы.
«Большая галлерея». «Большая галлерея» (табл. 17, фиг. 36 и 4), ведущая в погребальную камеру фараона, имеет в высоту 8,5 м, в длину 47 м и в ширину 1,5 м. Потолок большой галлереи перекрыт выступающими одна над другой горизонтально положенными плитами камня, образующими ложный свод. Поражает совершенство обработки камня в этой галлерее. Отдельные глыбы камня настолько плотно притесаны друг к другу, что, по словам одного арабского писателя, «в швы между ними не то что иголки, волоса нельзя просунуть». Наклонная плоскость пола, так же как и поверхность стен, гладко отполирована, и оттого вся галлерея кажется высеченной в каменном массиве.
Перекрытие погребальной камеры. Интересна конструкция перекрытия над царским склепом. Она состоит из 5 (рядов гранитных горизонтально положенных блоков с пустотами между ними и заканчивается двумя блоками известняка, положенными наклонно, в форме двускатной крыши. Эта конструкция, невидимому, имела целью передать вертикальное давление огромной тяжести кладки высотой в 100 м на боковые стенки царской усыпальницы и обеспечить возможно большую прочность ее перекрытия (табл. 17, фиг. 5).
Окружение пирамиды Хеопса. Пирамида Хеопса, как и пирамида Джосера, была окружена массивной каменной стеной, от которой сохранились только остатки (табл. 16. фиг. 2). Эта стена была совершенно гладкой; строители погребальных ансамблей времени Хеопса и его преемников в противоположность архитектурным приемам III династии, отказались от всякого членения как самой пирамиды, так и связанных с нею сооружений. С восточной стороны к пирамиде примыкали не сохранившийся теперь храм с выдвинутыми вперед пропилеями и погребения ближайших родственников царя, являвшиеся частью ансамбля царского погребения. Мастаба царских приближенных были расположены с западной стороны пирамиды правильными рядами, образующими настоящие кварталы с улицами, пересекавшимися под прямым углом. Несмотря на большой срок строительства, постепенно складывавшийся некрополь был приведен к единому плану.
Пирамида Хефрена, построенная вслед за пирамидой его отца Хеопса, имела меньшую высоту (143,5 м), но сохранилась лучше и, расположенная несколько выше, производит более грандиозное впечатление (табл. 18). Хорошо сохранилась на ее вершине часть облицовки из известняка, а также часть камней двух нижних рядов облицовки, сделанных из гранита. Склеп Хефрена, к которому ведут два длинных хода, расположен под пирамидой ниже ее основания.
Еще более поздняя и меньшая по размерам пирамида Микерина дополняет ансамбль, подчиняясь уже заданной схеме расположения. Как все пирамиды IV династии, она имеет у своего подножия с восточной стороны заупокойный храм с вынесенным далеко вперед входным залом.
Постепенное уменьшение размеров пирамид сопровождалось повышением богатства их обработки. Ценные породы камня вводятся во все большем количестве. В пирамиде Микерина боковые грани покрыты гранитом уже наполовину.
Характеристика комплекса в Гизе. Ансамбль в Гизе является высшим достижением строительного искусства Древнего царства. В нем наиболее ярко проявилось полное совпадение архитектурной формы с конструктивными возможностями эпохи, классически раскрыто назначение сооружения и в сильном, убедительном образе были выражены идеи того времени.
Авторы ансамбля были безусловно выдающимися зодчими.
Идея пирамиды. Религиозно-политическая идея пирамиды сводится к прославлению неизмеримой мощи и власти фараона — «бога великого», «сына солнца». С полным напряжением сил всей страны, путем мобилизации в невиданных размерах труда рабов, создавалось из «вечного камня» жилище для его «бессмертной плоти». Могущество фараонов, окрепшее благодаря объединению ранее разрозненных номов, позволило им выделить гробницу «бога-фараона» из гробниц всех остальных смертных, включая и аристократию. Это привело к колоссальным размерам сооружений, превзошедших обычные масштабы человеческих построек, что должно было производить впечатление сверхчеловеческих сооружений (основание пирамиды Хеопса по ширине «в два раза больше Красной площади в Москве). Египетские пирамиды — одни из самых грандиозных и монументальных созданий человека: в древности они считались одним из «семи чудес света».
Торжественность и величественность монументального образа, ставшие с этого времени художественным принципом архитектуры Египта, достигались в Древнем царстве абсолютной величиной и простотой форм.
Назначение пирамиды. Назначение пирамиды — служить жилищем духа и тела умершего человека — было выражено в пластической форме, развившейся из раннего жилого дома и погребального кургана. В Гизе у подножия пирамиды собраны и ее исходные формы: группы мастаба знати, напоминающих жилой дом, и ряд ступенчатых малых пирамид, являющихся промежуточной стадией формирования пирамиды. Исключительно устойчивая, спокойная форма пирамиды (прекрасно отвечает задаче передать образ вечного сооружения для сохранения бессмертного тела бога-фараона.
Геометризм. Отличительные свойства пирамиды — это статичность ее объема, обобщение, отвлеченная чистота ее поверхности и подчеркнутое значение массы.
В противоположность памятникам III династии в пирамиде отсутствуют членения объемов, исчезли декоративные детали. Формы сведены к простым, доведенным до геометрической чистоты объемам. Так сделан даже саркофаг Хеопса.
Эта отвлеченность делает величину пирамиды, взятой в отрыве от окружения, неопределимой. Но следует учесть, что колоссальная величина ее была (подчеркнута в ансамбле окружающими пирамиду сооружениями нормальной величины. Группы гробниц у подножия пирамиды соответствуют величине человека и тем самым подчеркивают масштаб пирамиды.
Пирамида Хеопса как снаружи, так и во внутренней погребальной камере представляет пример предельной простоты и отвлеченности форм. Позднее начинается их постепенное усложнение. В заупокойном храме пирамиды Хефрена стены остаются еще нетронутыми, но в композицию введены свободно стоящие скульптуры. Саркофаг третьей пирамиды — Микерина — представляет собой уже сложное сооружение, подражающее формам дерева (табл. 12, фиг. 2).
Масса. Каждый элемент ансамбля Гизе представляет собой сплошную глыбу материала. Подчеркнутое значение массы и внешнего объема архитектуры в Саккара еще резче проявилось в Гизе. Основной точкой зрения стал взгляд издалека, с расстояния, откуда можно охватить глазом всю пирамиду. Масса и внешняя форма превалировали над внутренним пространством. Внутренние ходы пирамиды и мастаба были недоступны для посетителя. Начавшееся в Саккара членение ансамбля на небольшие замкнутые дворы-храмы и на огромные внешние объемы пирамид, открытые для всех и властвующие над зрителем, стало еще более решительным.
Ансамбль. Для ансамблей IV и V династий характерны долгие сроки строительства. Ансамбли складывались несколькими поколениями и состояли из ряда самостоятельных равноценных элементов. Ансамбль Джосера в Саккара был законченной композицией с одним центром — ступенчатой пирамидой. Новый же комплекс в Гизе состоял из трех больших пирамид с подчиненными им самостоятельными группами.
Пирамиды господствуют в окружающем их пейзаже. Волнистый рельеф песчаных холмов легко связывается с их геометрической формой. Суровая линия песчаного горизонта служит основанием величественному объему пирамиды. Цельность этого ансамбля поразительна.
Храм Хефрена. Единственный сохранившийся интерьер ансамбля в Гизе, предназначавшийся для небольшого числа посетителей, — это интерьер заупокойного храма Хефрена. В нем впервые поставлена разработанная затем в Новом царстве проблема анфиладного расположения помещений, проблема интерьера, развернутого в глубину. Снаружи храм и его далеко выдвинутые вперед пропилеи или входной зал (табл. 16, фиг. 2 и табл. 18, фиг. 2 и 3) представляют собой глухие массивные сооружения. Самый храм не имеет самостоятельного входа (не считая бокового служебного); попасть в него можно только через входной зал, который в период разливов служил пристанью. С храмом этот «входной зал» соединялся крытым коридором, освещавшимся через небольшие отверстия в потолке. Расположенные по бокам входы в зал малы и выделены лишь небольшими сфинксами. В этом здании мы вновь встречаемся с приемом планировки сооружений Джосера; пути движения изломаны и сначала ведут через узкие коридоры крепостного типа. Выход к главному храму спрятан: сразу его трудно найти.
Планировка входного зала симметрична и проста; он состоит из поперечного и продольного помещений. Выход соединен с концом поперечного зала. Входной зал скрывал вход (так же как скрыта самая гробница в теле пирамиды) и одновременно служил местом сбора лишь для избранного круга посетителей.
Интерьер храма. Крытый коридор подводит к храму под углом и с поворотами. Затем, неожиданно для зрителя, открывается богатая анфилада помещений. Глубинная композиция храма построена на чередовании поперечного и продольного пространства; за двумя тесными залами, заставленными колоннами, расположен залитый солнцем двор со статуями. Заканчивается перспектива рядом узких глубоких ниш, за которыми спрятана алтарная группа.
Интерьер построен на контрастах: на контрасте широтности и глубинности (примем основное помещение — двор — решено широтным, оно идет поперек движения), на контрасте сумрака и яркого света, контрасте открытого двора, затесненных колоннами зал и узких глубоких ниш.
Все сооружение проникнуто величественностью. Здесь, так же как в пирамиде, все формы упрощены, доведены до предела геометрической чистоты. Отсутствуют украшения на стенах и столбах. Отделкой служит гладкая поверхность великолепного полированного камня.
Нарочитой простотой подчеркнута красота естественной раскраски материала. Единственным украшением были свободно стоящие самостоятельные скульптуры, смягчающие суровость помещений.
Овладение камнем, как материалом. Формы стали тектоничны. Подражание чужеродному материалу, так ярко проявлявшееся в Саккара, исчезло. Опоры впервые отделились от стены, каменные столбы встали свободно. Инертная масса сменилась системой сильных опор, на которых лежат горизонтальные массивные каменные блоки. Формы начали полностью совпадать с конструкцией, архитектура овладела новым материалом. Но все еще применялись излишние запасы прочности и не было полной свободы в обращении с камнем.
Монументальная круглая скульптура комплекса в Гизе. Строитель пирамиды Хефрена впервые сделал удачную попытку использовать скульптуру в архитектурном ансамбле. Мы имеем» в виду не столько гигантский гизехский сфинкс, имеющий 20 м высоты и около 60 м длины, высеченный частью в естественной скале (табл. 18, фиг. 1 и табл. 10, фит. 2), сколько великолепные портретные статуи Хефрена, высеченные из диорита.
Статуи Хефрена были установлены во входном зале его заупокойного храма, откуда начинался прецессионный коридор. В настоящее время остались только углубления в каменном полу от их прямоугольных постаментов (табл. 18, фиг. 4). Одна из этих статуй (хранящаяся в Кайре) имела в высоту более полутора метров (табл. 18, фиг. 5). В этой статуе, как и во всей египетской скульптуре, характерно строгое подчинение фигуры призматической форме каменного блока, из которого она высечена (фронтальность, статичность позы, геометризм всей фигуры). Именно эти
черты отлично гармонируют с простыми геометрическими линиями входного зала Хефрена. Эти темные массивные фигуры, поставленные на равных друг от друга расстояниях, должны были дополнять, подчеркивать впечатление ритма, создаваемого блоками опор. Верхнее освещение усиливало цветовую игру розовых полированных стен, полов, выложенных плитами светлого алебастра и темного базальта, и черно-зеленого диорита статуй. Строитель архитектурного ансамбля Хефрена — такой же большой художник, как его предшественник Имхотеп. Он сумел подчинить скульптуру архитектурному целому, ввести ее в архитектурный ансамбль, как одну из важнейших составных частей.
Строительство V и VI династий
Комплекс пирамиды Сахура в Абусире. Пирамида фараона Сахура близ Абусира (табл. 19, фиг. 1 и 2) — наиболее типичная и лучше всего изученная гробница V династии. Она представляет собой дальнейшее развитие основных принципов строительства предыдущего периода, хотя в ряде деталей как бы возвращается к типу, созданному Имхотепом. В высоту пирамида имеет всего 49,60 м. Царский склеп устроен на уровне земли. Над ним сохранились мощные разгрузочные блоки камня, поставленные в форме двускатной крыши (табл. 19, фиг. 2). Кладка основного ядра пирамиды состоит из блоков желтого известняка, для облицовки использован белый известняк, верхушка пирамиды гранитная. Вход в пирамиду, устроенный на ее северной стороне, закрывался, как в других пирамидах, гранитной глыбой, которая опускалась после введения саркофага в склеп. Взаимное расположение культовых помещений всего ансамбля не изменилось по сравнению с предыдущим периодом, но изменился характер «их оформления.
Входной зал — небольшая постройка в долине, служившая пристанью во время разливов Нила, — сохранял наклонную линию стен и плоскую крышу (табл. 49, фиг. 1 и 7). Крытый коридор, освещаемый верхними световыми отверстиями, вел от этой постройки к заупокойному храму, а через него во двор, окружавший пирамиду. Стены коридора были расписаны цветными изображениями фараона в образе сфинкса, попирающего врагов.
Заупокойный храм. Центральный двор заупокойного храма был окружен галлереей, крышу которой поддерживали шестнадцать колонн с круглыми монолитными стволами и пальмообразными капителями (табл. 19, фиг. 4, 5 и 6). Зеленая раскраска капителей и синий потолок с золотыми звездами должны были создавать впечатление пальмовой рощи, уходящей вершинами в ночное небо. Поверх черного цоколя галлереи проходила желтая полоса как бы деревянной панели. Роспись, изображающая фараона в виде победоносного завоевателя, охотника и т. п., была отделена от этой панели красной полосой с черными обрамлениями.
В архитектурном ансамбле пирамиды Сахура широко использованы не только цветовые эффекты естественного камня, но и раскраска деталей, цветные рельефы и роспись, как это делалось в мастаба вельмож.
В постройках Сахура и его современников вновь появилась колонна, получившая теперь конструктивное значение (табл. 19, фиг. 4, 5 и 6). Круглые стволы колонн из красного гранита, аналогично столбам свободно стоявших деревянных опор древнейших построек, поддерживали в перистильном дворе плоские кровли заупокойного храма.
Колонны эпохи V династии повторяют тот тип трехчетвертных колонн, который имеется в постройках Саккара и который впоследствии в Новом царстве стал преобладающим (табл. 20). Однако толщина ствола стала больше: высота его составляла около 7 нижних диаметров (в Новом царстве колонны продолжали утолщаться). На стволе колонны впервые появились рельефы (картуши с именами фараонов), которые позже стали покрывать всю его поверхность. Антаблемент был упрощен. В Абусире, так же как в Саккара, над архитравной балкой была вынесена вперед гладкая горизонтальная карнизная плита.
Комплекс храма солнца в Абусире. Ко времени V династии, кроме абусирских пирамид, относится находящийся там же, к югу от Гизе, храм »Ра — бога солнца, выстроенный фараоном Ниусерра и композиционно очень близкий к комплексу пирамид (табл. 19, фиг. 8). От пристани, расположенной внизу и находившейся в черте города, до храму вел мощеный коридор с верхним светом. Коридор продолжался в толще стены, окружавшей святилище, огибал двор святилища с южной стороны и поворачивал затем направо, к цоколю гигантского культового обелиска, стоявшего в глубине двора. Постамент обелиска, имевший 40 м в ширину, представлял собою высокое сооружение, напоминающее мастаба.
С северной стороны двора находились амбары, кладовые храма и бойни жертвенного скота. В мощеных полах устроены желоба для стока крови и нечистот. Характерно применение рельефа на стенах как в коридоре, так и на цоколе обелиска.
Около храма находилась священная ладья бога солнца. Она была сделана до камня и поставлена прямо на песке, как ставился объект культа в древнейших культовых хижинах.
Мастаба Ти. Обычным типом гробницы, вельмож при V и VI, династиях были мастаба c более развитой надземной частью, чем при IV династии; так, в мастаба Мереружа было более 30 комнат (табл. 21, фиг. 2). Одним из лучших образцов является мастаба Ти (V династия). Перед входом она имела двухколонный портик, за которым был расположен открытый дворик, окруженный колоннадой из квадратных столбов (табл. 21, фиг. 3 и 4). Под полом этого дворика начинался наклонный ход в склеп. Далее вел коридор, разделенный дверями на две части. Справа находилась комната для жены умершего, а в конце молельня с двумя ложными дверями (табл. 21, фиг. 6) и параллельное ей узкое помещение для статуй. Характерно наличие здесь двух ложных дверей, которые посвящались Северу и Югу. Ложная дверь в мастаба имела несколько разновидностей. Чаще всего это была группа рамок наличников, подражающих настоящей двери. Иногда этот рисунок двери был очень упрощен. Нередко в композицию вводилась вся фигура умершего, стоящая в проеме двери, или только его голова, выглядывающая из-за притолоки (табл1. 21, фиг. 1).
Сравнительная характеристика архитектуры IV, V и VI династий. В стилистическом отношении пирамиды VI династии, поскольку можно судить по сохранившимся их остаткам, не отступали от традиций предыдущего периода. С технической же стороны в строительстве этого времени можно заметить значительный упадок; вместо каменной кладки ядро пирамиды представляло при VI династии насыпь из щебня, только снаружи укрепленную тесаным камнем. Меньшей прочностью отличались также и мастаба частных лиц.
Объяснение этого упадка заключается в нарастании глубоких социальных противоречий, вызвавших к концу Древнего царства восстание эксплуатируемых классов, и в постепенной утере фараонами их могущества и былых экономических возможностей.
Стиль эпохи IV династии выражал величайшую мощь правления фараонов. С утратой царями их былого могущества исчезли и возможности дальнейшего культивирования этого стиля.
Рельеф, росписи, скульптура в сооружениях Древнего царства
Магическое назначение изображений. С развитием заупокойного культа, наряду с заботой о сохранении тела покойного, возникает задача снабжения его в потустороннем мире всем, чем он пользовался при жизни. Фараона, как бога, обеспечивают жертвоприношениями. Магические тексты пирамид дают ему возможность пользоваться после смерти всеми благами «полей Иалу» — местопребывания богов. Для простых смертных, хотя бы и ближайших родственников царя, блаженство за гробом обеспечивается магией изображений, высекаемых на стенах погребальных камер и культовых помещений их мастаба. Подобно тому, как портретная статуя из вечного камня должна была заменить подверженное разрушению тело, так и изображения бытовых сцен, земледельческих и ремесленных работ в обширных владениях покойного, охоты и рыбной ловли (табл. 21, фиг. 5), сцен меновой торговли и т. п. должны были магически обеспечивать двойнику покойного возможность вечного пользования всеми благами, окружавшими его при жизни.
Рельеф. Изображения эти высекались на стенах в форме плоских рельефов и раскрашивались. Плоский рельеф часто заменялся техникой, условно называемой «врезанным» рельефом. Углубления такого изображения заполнялась краской вровень с плоскостью стен так, что весь рельеф получал характер цветных силуэтов.
Египетский художник никогда не разрывал связи с двухмерной плоскостью стены. Всякое объемное трехмерное тело он сводил к двухмерности, отказываясь от иллюзорно-перспективного изображения, от глубины. Этим объясняется характерный для Египта, хотя и странный для нашего глаза, разворот человеческой фигуры на плоскости.: лицо и ноги в профиль, плечи в фас, нижняя часть тела в три четверти. Отказываясь от перспективного изображения, египтянин отказывался также и от пользования светотенью. Цвет в египетских расписных рельефах и рисунках был условным. При помощи цвета стремились лишь передать общее впечатление от реальных предметов.
Прочность египетских рельефов объясняется свойствами материала, на котором они высечены, и стойкостью земляных красок, набор которых был очень несложен: ультрамарин (тертая лапис-лазурь), зелень (малахит), охра. Строго подчиняясь двухмерности стены, рельефы и росписи вместе с их магическим назначением служили для украшения стены, составляя одно целое с архитектурным сооружением.
Для египетских рельефов и росписей характерны три основных признака: передача человеческого тела в условном изображении: 1) плечи в фас, лицо и ноги в профиль, Цижняя часть тела в три четверти; выделение фигуры фараона или знатного человека путем увеличения размеров его изображения по отношению к окружающим его фигурам; 3) построчное расположение изображений, иногда использованное для условной передачи пространства путем размещения задних фигур в выше лежащем ряду.
Все эти три признака уже налицо в древней палетке фараона Нармера (тронное имя фараона Менеса —
I династия), изображающей его; заносящим палицу над головой пленного врага (табл. 22, фиг. 2).
Скульптура. От архаического периода дошли до нас образцы подлинно реалистичоского искусства. Лучшим примером может служить относящаяся к этому периоду статуэтка фараона (из Абадоса), сделанная из слоновой кости (табл. 22, фиг. 1). Эта статуэтка при своей округлости и пластической проработке деталей обладает очевидным портретным сходством и обнаруживает черты большой реалистической наблюдательности скульптора.
Однако реалистический стиль этих ранних изображений вскоре переработался в условное, обобщенное искусство, развивавшееся в пределах установленных канонов. Эти композиционные каноны сложились в эпоху Древнего царства и определили, так же как архитектура Древнего царства, направление всего дальнейшего египетского искусства.
Одним из основных канонов был тип фигуры, сидящей на троне или кресле в строго фронтальной позе. Таковы: фигура фараона Джосера (табл. 22, фиг. 3), фигура Нофрет — жены Рахотепа, сына фараона Снофру (табл. 22, фиг. 4) и фигура царевича Хемона (табл. 23, фиг. 1).
Портретная статуя, по верованиям египтян, должна была обладать сходством для обеспечения загробной жизни умершему. Однако стиль этих статуй был подчинен общим требованиям к искусству, существовавшим в Древнем царстве. Подобно архитектурному стилю этого времени, статуи были сильно обобщены, и в изображениях исключены несущественные, случайные детали. Формы были строго геометризированы и статичны. В почти симметричных позах этих фигур четко угадывается форма; глыбы камня, из которой они высечены. Условная раскраска статуй, где мужская фигура красилась в кирпично-красный цвет, а женская — в желтый, еще больше усиливала идеализацию образа. Несмотря на очевидное портретное сходство, в этих фигурах преобладали общие типические черты.
В эту же эпоху сложились и другие канонические типы, обладающие теми же формальными качествами: тип сидящей фигуры (писец — табл. 22, фиг. 5) и тип движущейся фигуры с выдвинутой вперед левой ногой. К последнему типу относится деревянная статуэтка Шейх-эль-Беледа (табл. 23. фиг. 2). Эта статуэтка сделана более мягко и реалистично. В ней наглядно показам старик с ожиревшим телом. Несвязанная формой камня рука сильно вынесена вперед. При несколько более свободной позе фигура обладает, однако, теми же чертами обобщения и условности, как и каменные фигуры фараона и знати.
Рельефы V династии (табл. 23, фиг. 4 и 5) обладают теми же тремя основными признаками условных изображений, подчиненных плоскости стены, какие характеризуют палетку Нармера. Изображения подчеркивали плоскости, ограничивающие объем, и отказывались от какой-либо передачи глубины и пространства.
Росписи. Менее долговечные росписи не имели большого распространения в Древнем царстве, стремившемся к использованию «вечных» материалов. Живописец обычно был подчинен скульптору, раскрашивая его рельефы. Рядовые изображения написаны условными повторяющимися цветами: вода — однотонно голубая или же голубая с черными полосками, песок — грязно-желтый с красными точками и т. д. Сохранившаяся в гробнице в Медуме (IV династии) роспись (группа, гусей) обладает при тех же условиях большой красочной свежестью; она создает ритмическую композицию, подчиненную плоскости стены, и одновременно тонко передает некоторые (натуралистические подробности (табл. 23, фиг. 3).
Значение ансамблей Древнего царства. В Древнем царстве архитектура была ведущим видом искусства. Это дало возможность зодчим того времени создать ряд больших ансамблевых композиций. Овладение техникой обработки камня при наличии даровой человеческой силы в условиях простой кооперации труда позволило им возвести постройки, поражающие своими размерами и монументальностью. Они умело вводили в архитектурную композицию скульптуру, рельеф и роспись, — уже не в виде случайного декоративного элемента, а как органическую часть этой композиции. Египетская архитектура, тесно связанная с культом, должна была в основных формах оставаться консервативной, подчиненной установленному канону. Но в пределах этого канона, в зависимости от изменений общественных условий и усовершенствования строительной техники, можно заметить видоизменения в стиле, позволяющие говорить об отсутствии неподвижности в египетском искусстве.
Всеобщая история архитектуры / Академия архитектуры СССР. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1944—1949.