Во второй половине XVI в. в общественной и культурной жизни Италии произошли значительные изменения. Усиление феодальной реакции и наступление церкви на проявление гуманизма во всех сферах жизни привело к тому, что в итальянском искусстве наметился кризис.
К этому времени лишь Венеция оставалась республикой, хотя и она уже не была сильной и мощной державой, как прежде. Но даже утратив свое былое политическое значение, Венеция осталась в Италии последним центром гуманистических идеалов.
В Венеции в эти годы работали такие замечательные живописцы, как Паоло Веронезе и Якопо Тинторетто.
Веронезе (Паоло Кальяри)
Паоло Кальяри родился в 1528 г. в Вероне. Первым учителем его был Антонио Бадиле. Некоторое время после поступления в художественную мастерскую Бадиле Веронезе работает над созданием фресок и композиций, написанных маслом, предназначенных для украшения виллы Эмо. До наших дней дошли также фрагменты фресок для виллы Соранцо, выполненные Веронезе в 1540-е гг. Стиль художественно-изобразительной композиции «Время и Слава», аллегорические фигуры Умеренности и Справедливости во многом напоминают технику росписи Дж. Романо.
Ранний период становления творческого метода художника характеризуется влиянием мастеров Северной Италии, в большей степени художника и архитектора Микеле Санмикеле. Преклонение юного Веронезе перед творчеством последнего найдет наибольшее выражение в его более поздних произведениях. В композицию наряду с другими пейзажными элементами будут включены архитектурные постройки, по стилю напоминающие сооружения Сан-микеле.
В 1553 г. Веронезе покидает Верону и отправляется в Венецию, где и происходит становление и развитие его живописной манеры.
Уже в 1556 г. Веронезе завершает работу над художественным циклом «История Эсфири», ставшим лучшим среди его произведений. Фрески из этого цикла (самой известной из которых является «Триумф Мардохея») украсили потолок церкви Сан-Себастьяно.
Каждый из героев, созданных художником, хорошо виден зрителю. Фигуры отличает необычайная пластика и легкость движений.
Чтобы донести до зрителя смысл композиции, автор использует яркие и смелые цветовые сочетания. В целом картина создает ощущение радости и праздника. Основной мыслью композиции является прославление Венеции, которую олицетворяет необычайной красоты молодая женщина с желто-золотыми длинными волосами.
Судя по данной работе, Веронезе можно смело причислить к ряду мастеров Высокого Возрождения. В то же время некоторая театральная пафосность и искусственная манерность движений фигур отдаляет образы молодого живописца от монументальных образов Леонардо да Винчи, Рафаэля и Микеланджело.
Тем же чувством официальной парадности проникнута и картина «Юнона, раздающая дары Венеции», созданная приблизительно в 1553 г. Изображенные здесь герои лишены возвышенности и монументальности, что было характерно для художественных образов этого периода. Они приземлены, обыденны, в них полностью отсутствует величие и какая-либо внутренняя сила и энергия.
Большой интерес среди более поздних работ Веронезе представляют фрески, выполненные приблизительно в 1565 г. для виллы Барбаро. Характер этих картин полностью соответствует стилю здания-дворца, окруженного чудесным садом с цветущими деревьями. Стены виллы украшают фрески на мифологические сюжеты, в канву которых гармонично вплетены сцены из быта. Так, в композицию «Олимп» включен образ прекрасного молодого человека, входящего в дом и низким поклоном приветствующего хозяев. Однако, внося в общее повествование бытовые реалии, художник тем самым не пытается решить какую-либо художественную задачу (как, например, раскрытие характера героя).
Особая выразительность создается в композиции благодаря иллюзионистическим художественным приемам, используемым живописцем. Такие приемы будут широко применять в своем творчестве мастера барокко. За счет подобных элементов (пейзаж, размещенный между колоннами, нарисованные двери, через которые в зал якобы входят герои) у зрителя создается впечатление визуального увеличения пространства помещения. В результате фреска оживает, становясь своеобразным театральным действом, несущим радость и счастье.
Программа для фресок Веронезе была составлена Даниэле Барбаро, который посредством живописи хотел выразить вечные понятия любви, добра, милосердия, быстротечности времени, истории развития цивилизации. Результат превзошел все ожидания заказчика. Сельская вилла превратилась в памятник искусства, подлинный шедевр архитектуры и живописи.
Постепенно происходит изменение художественного метода Веронезе. В его композиции оказывается включенным большое количество фигур. Однако ощущения хаотичности не возникает. Происходит это благодаря мастерскому владению художником цветом и принципами композиционного построения. Богатая цветовая палитра и пластика образов отличает произведения Веронезе, отдаляя их от полотен мастеров Ренессанса (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело).
Среди произведений подобного характера большой интерес представляют «Принесение во храм» (конец 1550-х), «Помазание Давида елеем» (конец 1550-х), фреска «Св. Себастьян перед императором» (1558), «Бахус раскрывает людям секрет вина» (ок. 1561), «Мученичество св. Себастьяна» (ок. 1565), «Христос и сотник» (ок. 1565), «Александр Македонский и семья Дария» (ок. 1565-1570) , «Пир в доме Левия» (1573). Все перечисленные выше композиции отмечены настроением праздника и полноты человеческой жизни.
Размеры картины «Пир в доме Левия» поистине колоссальны: 5,5 x 13 м. Первоначально картина была названа «Тайная вечеря». Однако инквизиция посчитала слишком свободной авторскую трактовку библейского сюжета, и потому художник вынужден был изменить название живописного произведения.
Что же так возмутило представителей трибунала инквизиции? Художник написал не только персонажей из Святого писания, но и фигуры простых людей: купцов, воинов, слуг, шутов и карликов. Со всей широтой, характерной для художественного метода Веронезе, здесь показан яркий праздник, пиршество. Среди безудержного веселья в центре композиции размещена группа апостолов и Христа, ведущих таинственную беседу.
В конце 60 — начале 70-х гг. 16 столетия Веронезе обращается к написанию станковых полотен, причем его работы отличаются очень большими размерами (например, размер картины «Брак в Кане» составил 10×6 м). Среди произведений, написанных художником в это время, наибольший интерес представляют композиции, созданные в период с 1571 по 1573 г. по заказу семьи Куччина. Это уже упоминавшийся «Брак в Кане», а также «Мадонна семейства Куччина», «Несение креста», «Поклонение волхвов».
Композиция «Мадонна семейства Куччина» предельно проста. В левой части картины расположены фигуры святых и Мадонны, которая держит на руках ребенка. Справа изображены члены семьи Куччина. Эту группу окружают фигуры, олицетворяющие веру, надежду, любовь. Последние показаны вовсе не небесными существами, а вполне реальными людьми. Здесь они — те же члены патриархального семейства.
Грандиозное пиршество запечатлел Веронезе на полотне «Брак в Кане». На фоне прекрасной архитектурной постройки помещены фигуры людей, среди которых центральное место отведено Иисусу Христу. В композицию включено около 130 фигур, среди которых легко можно узнать лица властителей государств (Сулейман I, Карл V) и художников (Тициан, Бассано, Тинторетто). Автор представил и самого себя в виде одного из музыкантов. Цветовая гамма картины отличается пышностью и разнообразием ярких, насыщенных красок, используемых художником. Розоватые и ярко-алые тона одежд пирующих гармонично сочетаются с голубовато-белыми колоннами, снежными облаками и бирюзовым небом. Веронезе, смешивая самые разные краски (красную, пепельную, прозрачно-голубую, белую, жемчужную, серебристую,
зеленоватую, синюю), выступает здесь как талантливый мастер-колорист.
Композиция картины также совершенна. Несмотря на большое количество фигур и обилие второстепенных элементов (архитектурный ансамбль, пейзаж), все в картине оказывается подчиненным общему замыслу художника. Герои размещены на полотне в три ряда, расположенные один над другим. Так, бурно веселящихся людей в первом, нижнем, ярусе сменяет группа во главе с Иисусом. В свою очередь, над последней располагаются фигуры, находящиеся на лоджии. Сцену пиршества людей венчает купол неба с белоснежными воздушными облаками и одиноко парящими
птицами. Герои как бы оказываются отгороженными от всего остального мира стенами архитектурных построек слева и
справа и сверху — нежно-голубыми небесами.
Та же тема пиршества составляет основу и других композиций, созданных в период с начала 1560 по 1570 г. («Пир
в доме Фарисея», «Трапеза Григория Великого»). В портретных работах Веронезе уделяет основное внимание передаче внешнего сходства с оригиналом. Внутренний мир героя автора мало интересует. Именно поэтому образы, запечатленные на портретах, представлены несколько идеализированно.
Их позы и жесты театральны и манерны. Однако колористическое и композиционное мастерство живописца позволяет отнести подобные полотна к числу лучших произведений эпохи Ренессанса. Среди портретов мастера особое место занимают «Мужской портрет», «Белла Нани» (1550-е) , «Граф де Порто с сыном Адриано» (1556) , «Жёнский портрет» (ок. 1560).
Поздний этап развития творчества Веронезе отмечен противоречиями художественного метода живописца. По всей вероятности, это было связано с теми историческими событиями, которые происходили в то время в Италии: усиление общественной реакции, открытая борьба контрреформистов с мастерами, проповедующими гуманистические идеалы искусства Возрождения. Поэтому пессимистические настроения так часто появляются в поздних работах художника. Яркое подтверждение тому — такие его композиции, как «Оплакивание Христа» (между 1576-1582) и «Похищение Европы» (1580). Для передачи мрачного настроения мастер использует пастельные холодные краски, отличные от ярких тонов ранних полотен.
В 1570-е гг., несмотря на наметившийся кризис в творчестве, Веронезе продолжает работать над заказами на праздничные, парадные композиции. В результате случившегося в 1574 г. пожара большая часть шедевров живописи, украшавших стены Дворца дожей, погибла в огне. Веронезе были заказаны новые художественно-изобразительные композиции. Среди них алтарное произведение «Обручение св. Екатерины» (1575), аллегорическая композиция
«Триумф Венеции» (1585). Образ Венеции здесь представлен по-прежнему монументальным и возвышенным. Однако такое
изображение давно уже не соответствовало действительности.
Особенным драматизмом отличаются некоторые произведения художника, выполненные в этот же период: «Поклонение волхвов», «Голгофа» (ок. 1575-1579), «Распятие» (ок. 1576), «Агарь и Исмаил» (1580) . Однако драматизм не является сильной стороной таланта и характерной чертой творчества Веронезе. В композиции постепенно происходит смещение смыслового акцента произведения с драматического конфликта на технику передачи цвета или с внутреннего мира героя на изображение праздничных сторон жизни и ее радостей.
В произведениях на мифологическую тему по-прежнему сильно декоративное, зрелищное начало. В этих работах также появляется возвышенность и идеализированность образов. Среди подобных произведений особенно выразительны «Венера и Адонис» (ок. 1576-1584), «Венера и Марс» (ок. 1576-1584), «Аллегории Любви» (вторая половина 1570-х). На драматическом конфликте героев построены такие полотна Веронезе, как «Лукреция» (ок. 1580-1585), «Чудо св. Пантелеймона» (1587).
Скончался Паоло Веронезе 19 апреля 1588 г. Его похоронили в Венеции в церкви Сан-Себастьяно. В творчестве Веронезе отразились лучшие черты искусства Ренессанса: гуманизм, жизнелюбие, богатство красок.
Тинторетто (Якопо Робусти)
29 сентября 1518 г. в Венеции в семье красильщика шелка Робусти родился мальчик. Назвали его Якопо. Быт семьи Робусти отличался скромностью. Это наложило своеобразный отпечаток на характер Тинторетто (тинторетто — «красильщик»). По свидетельству современников, его отличала душевная доброта, благорасположение к людям, бескорыстие, пренебрежительное отношение к удовольствиям жизни. Выполняя заказы, Тинторетто брал с заказчика ровно столько, сколько хватило бы на покупку кистей и красок.
Все творчество Тинторетто пронизано идеями Возрождения. С юных лет его окружали выдающиеся личности этого периода: Даниэле Барбаро, братья Веньер, Царлино. Произведения живописца, бывшего к тому же прекрасным музыкантом, во многом напоминают музыку Царлино: та же динамичность, сила чувств, разноплановость в трактовке образа.
Художественно-изобразительному мастерству Тинторетто учился у Бонифацио Веронезе. Однако метод и стиль живописца сложился под влиянием таких мастеров Возрождения, как Микеланджело и Тициан.
Все творчество Тинторетто принято условно делить на три этапа: ранний — последняя половина 1540 — начало 1550-х гг. (отмечен следованием традициям Ренессанса); зрелый — с 1550 по 1570-е гг. (в это время Тинторетто — представитель искусства эпохи Позднего Возрождения); поздний — с конца 1570-х гг.
Среди ранних работ Тинторетто особенный интерес представляет полотно «Тайная вечеря», датированное 1547 г. Уже здесь художник обнаруживает себя как мастер, искусно владеющий цветом, тоновыми переходами и умением точно и тонко передать пластику движений человеческого тела. Это произведение явилось основополагающим для дальнейшего развития творчества живописца.
Другим значительным полотном, завершившим первый этап становления творчества Тинторетто, стала картина с библейским сюжетом, получившая название «Чудо св. Марка» (1548). Произведение повествует о том, как юноша-христианин был спасен от язычников святым Марком, слетевшим с небес. Картина в целом характеризуется завершенностью и целостностью композиционного построения. Подобное впечатление создается благодаря особой расстановке фигур: взгляды и движения всех героев направлены в центр, туда, где лежит раненый юноша. Особенно интересна фигура молодой женщины с ребенком на руках, помещенная в левой части композиции. Она как бы продолжает высокую героическую тему в творчестве Тициана, наметившуюся еще в 1520-1530-егг. (полотно «Введение Марии во храм»).
Одной из центральных фигур композиции является образ святого Марка, парящего в небесах. Включая в художественное повествование эту фигуру, мастер как бы визуально раздвигает рамки картины, делая ее более объемной и выразительной. Кроме того, фигура Марка создает динамику в картине, внося оживление в кажущуюся застывшей группу людей.
Тот же элемент используется мастером и в более ранней работе, в «Процессии св. Урсулы», где в размеренное шествие людей стремительно вторгается летящий ангел. Создается ощущение, что ангел появляется откуда-то извне, как будто бы он влетает в картину из реального мира.
Интересна и трактовка Тинторетто мифологических сюжетов. Так, на полотне «Венера и Вулкан», созданном в период с 1545 по 1547 г., запечатлены образы прекрасной Венеры, спящего в колыбели Амура и Вулкана, сладострастно взирающего на молодую богиню.
С 1550-х гг. начинается качественно новый этап развития творчества Тинторетто. Характерной для этого периода работой художника является полотно «Введение Марии во храм», созданное приблизительно в 1555 г. Композиция существенно отличается от разделенной на несколько частей одноименной картины Тициана.
У Тинторетто изображена длинная широкая лестница, ступени которой ведут к дверям храма, где Марию ожидает первосвященник со служками. Слева и справа размещены художником отдельные фигуры людей.
Хрупкая, маленькая Мария кажется еще меньше рядом с почти колоссальной фигурой молодой женщины на фоне огромной
лестницы. Построенная на таком контрасте композиция необычайно выразительна и создана для того, чтобы передать всю значительность происходящего события, показать жизнь в движении, космические размеры мирового пространства.
Другим произведением, раскрывающим характер живописи Тинторетто на зрелом этапе его творчества, стала картина под названием «Похищение тела св. Марка», создание которой относится к периоду с 1562 по 1566 г. Одним из ведущих героев здесь, наряду с венецианцами, является пейзаж. Причем именно ему принадлежит главная роль в раскрытии темы повествования и замысла художника. Во время похищения венецианцами мощей святого начинается ураган: надвигаются черные мрачные тучи, сверкает молния. Кажется, сама природа содействует, помогает людям. Такое участие сил природы в делах человека, показанное в произведении, вносит в композицию необычайную экспрессию, придавая ей драматический характер.
Необычна и художественная интерпретация живописцем библейского сюжета последней трапезы Христа с апостолами, представленная в композиции «Тайная вечеря». У Тинторетто известный сюжет оказывается лишенным того религиозного величия, какое характерно для одноименной работы Леонардо да Винчи. Образы, созданные Тинторетто, помещены в обстановку обыкновенного трактира с квадратным столом, соломенными стульями, деревянными табуретками, черной лестницей, ведущей на верхний этаж. Мрачная атмосфера харчевни передана здесь предельно реалистично.
Такой способ художественного выражения во многом напоминает манеру мастеров Кватроченто. Однако Тинторетто отличает от них уверенность, что главным для живописца является не детальное изображение интерьера, а, возможно, более реалистичная передача самой обстановки, атмосферы, окружающей героев.
В композиции «Тайная вечеря» наиболее полно отразилось миропонимание художника. Он, пожалуй, как никто из живописцев-предшественников понимал, что мир разносторонен, в жизни не может быть четкого и ясного деления на добро и зло, черное и белое. И потому задачей искусства является прежде всего показать эту разносторонность и часто противоречивость жизни. Пытаясь раскрыть суть какого-либо события, Тинторетто помещает последнее в поток жизни. В результате смысл картины становится высвеченным, заостренным и более ясным.
Этот прием и использует мастер в «Тайной вечере». Иисус произносит вещие слова, что один из апостолов предаст его, именно в тот момент, когда участники трапезы увлечены самыми разнообразными занятиями: кто-то тянется за бутылкой вина, стоящей на полу, кто-то занят едой, кто-то вообще отрешен от всего происходящего. Однако все они в оцепенении застыли, когда услышали слова Христа. Те, кто не был чем-то занят, успели выразить свои чувства: один прижимает руки к сердцу, другой с удивлением откидывается назад, третий возмущенно взмахивает руками. Несмотря на многообразие фигур, все они объединены одним чувством: возмущения и негодования.
Композиционное построение «Тайной вечери» решается автором необыкновенно удачно: картина не только показывает разных, непохожих друг на друга людей в обыденной жизни, но и объединяет их в одно целое общим чувством.
Со второй половины XVI столетия Тинторетто, пытаясь уйти от конфликтов действительности, обращается к прекрасной поэтической сказке, сюжетам, далеким от мрачной жизненной реальности.
Ярким примером тому служит картина, названная «Спасение Арсенои». Время ее создания относится к 50-м гг. XVI в. В основе художественного повествования лежит достаточно известный в то время сюжет, взятый из французской повести XIII в. Два молодых человека, юноша и рыцарь, закованный в латы, в маленькой лодке подплывают к замку, словно выросшему из моря. Здесь их ожидают прекрасные девушки. На первый взгляд композиция кажется легкой и воздушной и во многом напоминает сюжет сказочной поэмы. Однако при внимательном рассмотрении проявляется более глубинный смысл картины. Блеск металлических лат рыцаря, контрастирующий с нежными оттенками тела красавицы, морские волны как символ неустойчивости и ненадежности, легкая лодка — все эти элементы призваны передать в драматический конфликт человека с окружающей его действительностью.
Однако наибольший интерес из произведений поэтического цикла Тинторетто представляет полотно «Сусанна и старцы» (ок. 1560), написанное на известный библейский сюжет. Центральное место в композиции отведено образу прекрасной Сусанны, выходящей из купальни. Холодный и светлый колорит картины (прозрачно-голубые тени, нежно-розовое тело героини, зеленоватые шпалеры, сине¬зеленые воды ручья, виднеющегося вдали) создает ощущение легкого теплого ветерка и прохлады.
В 1570 г. Тинторетто заканчивает работу над созданием картины «Происхождение Млечного Пути». Работа необычайно динамична и выразительна. Она основана на известном мифологическом сюжете, рассказывающем о том, как Юпитер, пожелавший наградить бессмертием своего сына, рожденного от обыкновенной земной женщины, велел приложить его к груди Юноны. Брызги молока испуганной Юноны и образовали великий Млечный Путь.
Движение создается за счет передачи художником пластики фигур: стремительно врывающейся служанки и медленно откидывающейся назад Юноны. Умелое владение мастером цветовыми переходами и использование сочетаний светлых и темных оттенков позволило живописцу создать картину, необычную по характеру: нежную, легкую и воздушную. Вместе с тем образы не вызывают ощущения сверхъестественного и неземного. Боги здесь — те же люди с присущими им человеческими чувствами и эмоциями.
Анализируя подобные работы Тинторетто, нельзя, пожалуй, говорить о том, что они являются основными в творчестве мастера. Наряду с т. н. поэтическими произведениями художник создавал и полотна, главной темой которых были люди. Конфликт человека с окружающей его средой наиболее полно был выражен в картине «Распятие», созданной в 1565 г. для скуолы ди Сан-Рокко. Полотно разместили на одной из стен помещения, между двумя окнами. Свет, льющийся из окон, визуально раздвигает пространство композиции, делая последнюю более обозримой. Благодаря такому расположению картины цвета также приобретают несколько иное, в сравнении с первоначальным, звучание. В зависимости от того, под каким углом световые лучи падают на полотно, краски либо затухают, либо высвечиваются и становятся необычайно яркими, что отражается на восприятии характера произведения, которое приобретает острый драматический, более оптимистический оттенок.
Героями композиции являются не только Иисус и двое разбойников, распятые на крестах. Не менее значимыми для раскрытия замысла художника оказываются фигуры последователей Христа, припавших к его стопам, а также группы людей, собравшихся для того, чтобы просто поглазеть на казненных.
Окруженный разноцветными сполохами Иисус представлен здесь мастером-живописцем прекрасным мучеником, погибшим во имя человечества. Однако его фигура не олицетворяет Божественное существо, сошедшее на землю с небес. Это — человек, необыкновенно сильный духом и телом.
Изображая большое количество героев, каждый из которых выражает свои собственные чувства и эмоции, Тинторетто таким образом стремится показать все многообразие мира. Для художника важно не только точно передать пластику человеческого тела, но и отразить внутренний мир разных по характеру людей. Так, контрастной по отношению к образу Христа является фигура сурового начальника, поставленного следить за ходом казни. Его лицо выражает самодовольство и удовлетворение всем происходящим.
Все образы, выписанные художником, отличаются жизненной правдивостью и реальностью: распятый Иисус, обессилевшая от горя Мария, чванливый начальник, опечаленный старец Иоанн, восхищающийся подвигом своего учителя.
Своеобразным дополнением к данной композиции являются два панно, размещенные тут же, в скуола ди Сан-Рокко, на противоположных стенах комнаты. Данные работы мастера известны под названиями «Христос перед Пилатом» и «Несение креста». Все три работы, объединенные общей темой и общими образами, образуют цикл-трилогию с религиозно-христианским сюжетом.
На зрелом и позднем этапах развития творчества Тинторетто все чаще обращается к созданию монументальных произведений. Среди них особый интерес представляют полотна и фрески верхнего (выполнялись в период с 1576 по 1581 г.) и нижнего (работа велась с 1583 по 1587 г.) залов скуолы ди Сан-Рокко: «Тайная вечеря», «Мария Египетская в пустыне», «Искушение Христа», «Иссечение Моисеем воды из камня», «Поклонение пастухов».
В «Поклонении пастухов» особенно ясно видна народная жанровая линия, часто используемая Тинторетто. Вполне реально и естественно передана здесь более чем скромная обстановка хлева, в котором расположилась Мария с младенцем. Значительность происшедшего события раскрывают выразительные лица пастухов, поклоняющихся посланнику Божьему. Смысловой и экспрессивный акценты расставлены также при помощи особого сочетания света и теней в картине.
Изображение народных масс становится ведущей темой творчества Тинторетто на позднем этапе развития. Среди подобных произведений особое место в искусстве занимает полотно «Битва при Заре», датированное приблизительно 1585 г. Основное внимание автора как и в «Распятии», направлено на изображение большого скопления людей. Однако мастер не ставит своей задачей показать первенство какой-либо одной группы или доминирование одних над другими. Более всего художника занимают вопросы передачи динамики сражения и движения персонажей. Именно поэтому живописец показывает зрителю то группу лучников, то пушкарей, то пехотинцев. Особый драматизм, динамика и ритм происходящего переданы мастером через включение в картину элементов, являющихся неотъемлемой частью батальных сцен: ярко-красных, огненных вспышек, вздымающихся к небу столбов дыма, стремительно летящих стрел и пушечных ядер.
Тинторетто выступает здесь как непревзойденный мастер цвета, благодаря чему общая композиция приобретает необычайную выразительность и динамичность. Создается впечатление, что через какое-то мгновение мы услышим звуки падающих и разрывающихся ядер, крики воинов, почувствуем запах дыма…
К 1580-м гг. относится написание Тинторетто полотна под названием «Рай». Это произведение является ярким примером величественности и монументальности образов, которые характеризуют поздний этап творчества художника. Общепризнанным среди искусствоведов считается мнение о том, что картина «Рай» и «Битва при Заре» являются символами, воплощающими падение могущества патрицианской Венеции. Однако такая трактовка смысла произведений великого мастера выглядит узкой и раскрывает художественную задачу автора только с одной стороны. Более обширный анализ работ живописца позволяет говорить и о другой теме, звучащей в композициях подобного характера. Тогда авторский замысел можно обозначить как попытку отразить разнообразие мира и полноту человеческих характеров и чувств.
Среди последних работ мастера особенно выделяются две: «Сбор манны» и «Тайная вечеря» (созданная для церкви Сан-Джорджо Маджоре). Оба полотна написаны в 1594 г.
В «Тайной вечере» за счет использования художником особых светотеневых и тоновых переходов создается необычное ощущение чуда, которое вот-вот произойдет. Внимание зрителя приковывают к себе фигуры апостолов, верных учителю и религиозной идее. Эффект сказочности и фантастичности усиливается введением в композицию образов ангелов, будто бы появившихся из дыма, образуемого чадящими ночниками.
Необыкновенную выразительность картина приобретает благодаря умелому сочетанию элементов сказочных (парящие ангелы) и обыденных (простая обстановка харчевни). Передача особой атмосферы, царящей в закусочной, помогает зрителю понять главную мысль живописца, старавшегося изобразить духовное единение людей, их волнение и всю гамму чувств, возникших после слов Христа о возможном предательстве его одним из учеников.
Полотно «Сбор манны» является своеобразным гимном, воспевающим благородный труд. Серебристо-зеленоватыми красками написан пейзаж. В тех же тонах показаны и одежды людей: пряхи, сидящей у прядильного станка, кузнеца, крестьянина, прачки, стирающей белье. Несколько в стороне от них размещены фигуры женщин, собирающих манные крупицы. Манна не падает людям с неба. Хлеб добывается тяжелым трудом. Эти сентенции и становятся, пожалуй, главными в интерпретации художественного замысла живописца.
Столь же интересны и разнообразны по характеру и портретные работы Тинторетто. Самой ранней из них является «Портрет венецианки», созданный в конце 1540 — начале 1550-х гг. На полотне мастером запечатлен образ красивой молодой женщины, утонченной и грациозной. Необычайная женственность, загадочность, мечтательность и благородство женщины подчеркиваются тонкими линиями и насыщенными красками.
Созданные значительно позднее портреты лишены той легкости, которая характерна для «Портрета венецианки». Так, на «Портрете Себастьяно Веньер» и «Портрете старика» представлены внутренне глубокие образы. Живописец изобразил людей, на лицах которых лежит печать тревог и мрачных мыслей.
Особый интерес представляет автопортрет Тинторетто, написанный в 1588 г. На темном фоне пространства зритель видит фигуру изможденного жизненными невзгодами старца. Образ его лишен внешней красоты. Однако, вглядевшись пристальнее в лицо героя картины, мы понимаем, что перед нами — внутренне прекрасный и духовно сильный человек. Взгляд персонажа не обращен непосредственно к зрителю, герой не ведет беседу с ним. Скорее здесь запечатлен разговор старца с самим собой и со своим прошлым.
Посредством использования особой техники перехода одного тона в другой в композиции создается динамизм, отражающий внутреннее смятение героя и направление его мыслей. И вот уже перед нами не статичная фигура, а живой человек, терзаемый сомнениями и раздираемый противоречиями.
Среди других портретных работ Тинторетто — замечательные картины «Лоренцо Соранцо» (1553), «Человек с золотой цепью» (ок. 1555) , «Дама в трауре» (1555-1556), «Портрет воина в золоченых доспехах» (ок. 1555-1560). Особое место в творчестве художника занимают портреты с образами старцев, взгляд которых отражает душевную энергию. Это такие работы, как портрет Якопо Соранцо (ок. 1550-1551), полотна «Винченцо Дзено» (ок.1560), «Альвизе Корнаро» (ок. 1564), «Старик с седой бородой» (ок. 1568).
Тинторетто скончался 31 мая 1594 г. и был похоронен в Венеции. Творчество этого замечательного представителя венецианской художественно-изобразительной ренессансной школы складывалось и во многом было определено кризисом и противоречиями Позднего Возрождения, связанными с проблемой развития художественного метода в изображении действительности. Искусство знаменитого мастера является ярким примером выражения самобытности и творческой индивидуальности художника. Произведения Тинторетто оказали огромное влияние на становление и развитие художественного почерка испанского художника Эль Греко, работавшего в конце XVI — начале XVII в.