Западноевропейский костюм в раннем Средневековье (V—X вв.)

Король наш Карл, великий император,
Весь этот горный край до моря занял.
Взял приступом все города и замки,
Поверг их стены и разрушил башни.
«Песнь о Роланде»

В последней трети V в. под натиском варваров «рухнул» Рим. Погибло нечто большее, чем империя, погибли твердь, многовековые устои, которые существовали в сознании людей как что-то незыблемое и вечное. Варварские племена, разноязычные и воинственные, расселились по Западной Европе.

С этого момента начали формироваться феодальные отношения, связанные с владением землей. Время было очень тревожное. Возникали междоусобицы между феодалами и среди молодых государственных образований варваров. Поэтому становление культуры, искусства и костюма шло медленно.

Костюм этого периода включает те же одежды, которые носили в период варварства. Он состоит из штанов различной длины, рубашки шенс длиной выше колена, плаща и мягких кожаных башмаков (рис. III. 14).

Такой костюм оставался практически неизменным до VIII в., причем его носили как при дворе Карла Великого, так и простолюдины.

К IX в. в период правления Каролингов возникли связи между Франкским государством и Византией. Под влиянием византийской моды в костюме франкской знати появились длинные одежды из привозных тканей. В IX—X вв. знать полностью перешла на длинные многослойные одежды: туники, плащи, штаны (рис. III.15). Простолюдины носили более короткие одежды.

Рис. III.14. Мужские костюмы. Рис. 111.15. Длинная многослойная одежда знати

Рис. III.14. Мужские костюмы. Рис. 111.15. Длинная многослойная одежда знати

При изготовлении одежды, в том числе и для придворной знати, широко использовался текстиль местного производства. Это были лен, шерсть, ткани из пеньки, мех, кожа. Их окрашивали местными растительными красителями: шафраном, мареной, орешником. Однако нарядные одежды шились из привозных шелков и парчи.

Яркие однотонные повседневные одежды красиво гармонировали с поясами, пряжками и застежками из золота, бронзы, серебра (цв. вкл., рис. 24).
Обувь была в виде толстых чулок из кожи или полотна, перетянутых сверху ремешками или шнурками; у некоторых народов — с открытыми пальцами (см. рис. III. 14).

История искусства © 2016 Frontier Theme