Закономерности вооруженной борьбы

Марксизм-ленинизм впервые дал всестороннее и глубокое обоснование законов науки как отражения объективных процессов, происходящих независимо от воли людей.

Развитие природы и общества совершается на основе объективных законов. Подлинное научное знание состоит в открытии объективных законов, отражающих процессы действительности. Люди не могут по своему произволу создавать или преобразовывать объективные законы, но они в состоянии открыть эти законы, познать их действия и, опираясь на них, использовать в интересах общества. Люди могут дать другое направление разрушительным действиям некоторых законов, ограничить сферу их действия, дать простор другим законам, пробивающим себе дорогу.

Закон есть выражение внутренней существенной связи явлений, определяющий направление, тенденцию их развития. В законе проявляется взаимосвязь и взаимообусловленность явлений. Только установив связь, взаимозависимость и взаимодействие явлений, то существенное, общее, что свойственно этим явлениям, можно познать их законы, их закономерность.

Наукой о наиболее общих законах развития природы человеческого общества и мышления является диалектический материализм. Диалектико-материалистическое мировоззрение вооружает советские военные кадры творчески развивающейся общественной теорией, а также методом научного познания закономерностей военного дела и методом их использования. Оно дает нашим военным кадрам возможность правильно ориентироваться в самой сложной военной обстановке, понимать внутреннюю связь и взаимодействие различных военных явлений, предвидеть ход военных событий, оно позволяет распознавать не только то, как развивается военное дело в настоящем, но и как оно должно развиваться в будущем.

Марксистская диалектика является методом позиания закономерностей развития военного дела и методом использования этих закономерностей в ходе войны, операции, боя. Всякая наука служит практике лишь тогда, когда она раскрывает закономерности явлений.

Если диалектический материализм изучает общие законы развития, то каждая наука изучает определенные формы развития, законы развития, свойственные лишь той или иной группе явлений. Общественные науки, например история, политэкономия, военная наука, каждая имеет свой предмет, свой объект, существующий вне и независимо от человеческого сознания. Действеннее та наука, которая более глубоко раскрывает закономерности изучаемых ею явлений. Развитие советской военной науки как теории идет по линии наиболее полного отражения объективных закономерностей вооруженной борьбы (при постоянно изменяющихся условиях, появлении новейшей техники, оказывающей влияние на способы ведения вооруженной борьбы) и всестороннего использования их в достижении победы над врагом. Закономерности военного искусства выражают сущность, природу определенных способов ведения военных действий и войны в целом, они выражают внутренние, присущие этим способам, необходимые связи, взаимозависимость и взаимодействие их различных явлений.

Субъективистское, волюнтаристическое истолкование военного искусства, способов ведения войны привело бы к военному авантюризму. Отрицание закономерностей развития военного искусства и приписывание воле решающего, первичного значения привело бы к тому, что советские военные кадры, Советская Армия, ведя войну, попали бы в царство хаоса, случайностей, очутились бы в рабской зависимости от этих случайностей. Командные кадры лишили бы себя возможности не то что понять, а просто разобраться в этом хаосе случайностей.

В то же время нельзя фетишизировать законы, отдавать себя в рабство законам, нужно «оседлать» их, использовать в интересах общества. Нужно вести борьбу как с попытками субъективистского, идеалистического направления в развитии военного дела, являющегося идейной базой авантюризма, так и с попытками протащить фатализм, отрицающий активную роль личности, партии, классов и проповедующего пассивность, бездействие, самотек.

Основой правильного понимания закономерностей развития военного искусства является марксистское положение о базисе и надстройке.

Военное искусство находится в зависимости от экономического строя общества (базиса), от развития производства. Соответствие военного искусства экономическому базису и производству впервые было обосновано Марксом и Энгельсом. «Ничто так не зависит от экономических условий, — писал Энгельс, — как именно армия и флот» 1.

Каждое общество имеет свой базис и соответствующую ему надстройку. Надстройка, указывает И. В. Сталин, не связана непосредственно с производством, с производственной деятельностью человека. Она связана с производством лишь косвенно, через посредство базиса. Изменения, происходящие в производстве — в уровне развития производительных сил, сначала воздействуют на базис — на экономический строй общества, изменения же в базисе отражаются на изменении надстройки и, следовательно, на изменении военного элемента надстройки — военных учреждений и военных идей. Базис и военный элемент надстройки находятся в диалектическом взаимодействии.

Влияние производства, производительных сил на военное искусство огромное и в конечном счете решающее, но влияние это не непосредственное, не автоматическое, осуществляется оно через посредство базиса. В свою очередь базис воздействует на уровень развития производительных сил, ускоряя или замедляя это развитие. Базис — экономический строй общества — может создать производительным силам возможности максимального влияния на развитие военного искусства или же затормозить это влияние.

Несостоятелен взгляд, будто бы в связи с тем, что раз в войне применяется техника, то военное искусство непосредственно связано с производством. Военная техника является одной из основ, определяющих развитие военного искусства. Однако высокая военная техника сама по себе еще не определяет высокого уровня военного искусства.

В машинный период войны бурное развитие военной техники, новых видов оружия наряду с другими факторами привело к появлению новых родов войск (в сухопутных силах, например, бронетанковые и механизированные войска, в военно-морских силах — соединения подводных кораблей), нового вида вооруженных сил — авиации, что сказалось на изменении способов войны, операции и боя. Современная война есть война моторов. Влияние техники на развитие военного искусства исключительно велико, однако в соотношении между человеком и техникой решающее значение остается за человеком с его морально-боевыми качествами, которые находятся в непосредственной зависимости от характера социально-экономического и политического строя общества. Военная техника влияет и не может не влиять на изменение способов войны, операции и боя. Более того, военное искусство находится в зависимости от состояния техники производства и военной техники. Новые, еще более повышенные требования предъявляет к военному искусству появление атомного оружия, поставившего вопрос о пересмотре ряда положений, касающихся способов и форм вооруженной борьбы в современных условиях.

Но при этом нельзя сводить влияние базиса и производства (способа производства) на военное искусство к материально-технической базе, военной технике. Способ производства определяет характер общественного строя, физиономию общества, его идеи, политические учреждения. Каков способ производства, таково в основном и само общество. Влияние способа производства на военное искусство необходимо связывать с людскими массами, с их определенным социальным качеством, с определенным типом армии (например, капиталистический) и со средствами борьбы, с военной техникой. Тип военного искусства, а следовательно, и его основные особенности складываются прежде всего под влиянием общественного строя. Появление новых технических средств борьбы не только не принижает, а наоборот, со всей силой показывает возросшее значение людских масс для исхода вооруженной борьбы. Только кадры, обладающие высоким моральным духом, глубоко понимающие особенности современной вооруженной борьбы, способны полностью использовать новейшую боевую технику, правильно решить вопрос о способах применения ее на поле боя и добиться победы над противником. Исход войны решается людьми, овладевшими техникой.

Военная техника, как и техника вообще, относится к таким явлениям, которые не входят ни в базис общества, ни в его надстройку. Своеобразие военной техники состоит в том, что она создается на протяжении всей истории, а не в один какой-либо исторический период, обслуживает различные классы, класс господствующий, эксплуататорский, и класс угнетенный. Однако само использование военной техники разными классами — различно.

На военное искусство влияют базис, производство и надстройки, из которых важнейшими является государство. Говоря о зависимости военного искусства от экономического и политического строя общества, от производительных сил, нельзя не учитывать других, весьма существенных факторов, влияющих на военное искусство. К ним относятся, например, характер войны, морально-боевой дух армии, боевой опыт армий, творчество люд¬ских масс, деятельность полководца.

Военное искусство русской армии в Отечественной войне 1812 года базировалось на более отсталом экономическом строе, чем военное искусство французской армии, и тем не менее победу одержала русская армия. Исключительную роль в подъеме русского военного искусства того времени сыграл освободительный характер войны, а также особенности устройства русской армии (воинская повинность на основе рекрутского набора), ее богатый боевой опыт, хорошо подготовленные офицерские кадры 2. Во главе русской армии стоял выдающийся полководец М. И. Кутузов.

При изучении закономерностей развития военного искусства необходимо также учитывать, что сходство в экономической структуре отдельных стран создает объективные предпосылки и для сходства их военного искусства. Повторяемость в военном деле при наличии постоянных условий есть проявление закономерностей развития общественной жизни, закономерностей, лежащих в основе способов ведения войны. Однако абсолютно тождественных явлений не бывает, и каждое явление имеет свои особенности.

Военное искусство Германии, в отличие, например, от военного искусства Франции в первой мировой войне 1914—1918 гг., имело некоторые своеобразные черты, особенности, связанные с историческими условиями развития. Но военное искусство как Германии, так и Франции было капиталистическим, определялось капиталистическим способом производства, т. е. имело общее сходство в главном.

На военное искусство оказывают огромное влияние конкретно-исторические условия развития страны. Они и лежат в основе национальных особенностей военного искусства того или иного государства.

*

Закономерности развития военного искусства определяются общими законами общественного развития. Такие законы общественного развития, вскрытые марксистской диалектикой, как переход количественных изменений в коренные, качественные, единство и борьба противоположностей, как источник развития и др., имеют силу для всех явлений общества, в них обобщается наиболее существенное, присущее каждому явлению.

Но у общественных явлений, кроме общих свойств и признаков, имеются свои специфические особенности, которые отличают их друг от друга 3. Явления военного искусства имеют свои особенности, отличающие их от других,— в этом их качественная определенность.

Законы вооруженной борьбы (ведения войны) бывают общие и присущие той или иной общественно-экономической формации. Общим законом, например, является зависимость или соответствие способов ведения войны (военного искусства) экономическому базису и производству. Такими же общими законами является зависимость способов войны от типа армии и от военной техники. Однако, говоря об общих законах, необходимо подчеркнуть, что их действия преломляются через конкретные исторические условия, характерные для той или иной формации.

В отличие от общих законов каждый новый базис, новая экономическая структура общества неминуемо вызывает к жизни особые общественные законы, особые закономерности вооруженной борьбы. Они действуют в течение определенного периода, после чего благодаря изменениям социально-экономических условий теряют силу, уступают место новым законам. Использование особых законов встречает сильнейшее сопротивление отживающих классов, отстаивающих старый строй. А это означает, что использование законов в классовом обществе имеет классовую подоплеку, причем знаменосцем их использования в интересах общества «…всегда и везде является передовой класс, тогда как отживающие классы сопротивляются этому делу» 4 Передовой класс создает передовую армию, которая отстаивает его интересы, он способен использовать закономерности, лежащие в основе достижения победы в войне.

Закономерности вооруженной борьбы меняются и в пределах одной формации. Например, домонополистическому капитализму соответствовал мануфактурный период войны, монополистическому капитализму — машинный период войны. Закономерности вооруженной борьбы в машинный период войны отличаются от закономерностей вооруженной борьбы мануфактурного периода.

Закономерности вооруженной борьбы необходимо рассматривать в свете общих закономерностей. Военное искусство, способы ведения военных действий и войны в целом представляют собой связное единое целое, где все явления взаимозависимы и взаимообусловлены, находятся в постоянном взаимодействии.

Всеобщая связь явлений — одна из существеннейших сторон всей общественной жизни, а также войны как общественного явления. Внутренняя необходимая связь военных явлений, их взаимодействие и взаимообусловленность лежат в основе именно того, что в военном деле господствует не случайность, а необхо¬димость, закономерность.

Действующая армия выступает как единое целое, где все виды и рода войск находятся во взаимной связи, во взаимодействии. При этом каждый род войск является лишь частью целого. Стоит его вырвать из этого единого целого и поставить перед ним непосильную задачу, и он, этот род войск, будет обречен на гибель. Связь и взаимодействие в армии чрезвычайно сложны, многообразны, всесторонни. От гармонического развития всех видов и родов войск и умелой организации их взаимодействия зависит победа в войне.

Взаимодействие всех видов и родов войск выступает как закон, лежащий в основе достижения победы в войне.

Известно, что порочность немецкой военной теории заключалась в переоценке отдельных родов войск, в отрыве их друг от друга. Так, в первой мировой войне германское командование делало ставку на артиллерию и недооценивало значение впервые появившихся танков. При подготовке ко второй мировой войне гитлеровское командование переоценивало значение танков и авиации. Танки в немецко-фашистской армии считались основным средством наземной борьбы. В немецком флоте и в первую и во вторую мировые войны основная ставка делалась на подводные лодки.

Многие современные буржуазные военные деятели переоценивают возможности воздушного флота, отводя ему решающую роль в будущей войне. Ненаучность и реакционность буржуазных теорий проявляются в переоценке новых, атомных средств борьбы.

Способы и формы ведения войны, операции и боя находятся в таком диалектическом единстве, где все явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга, взаимодействуют друг с другом. Неразрывная связь и взаимозависимость, как уже сказано, существуют между политикой и стратегией, а также между стратегией, оперативным искусством и тактикой.

Исключительно большое значение в достижении победы имеет сочетание обороны и наступления, различных способов и форм, осуществляемых стратегией, оперативным искусством и тактикой. Вся история военного искусства свидетельствует о том, что войну можно выиграть лишь наступлением, однако оборона также является закономерным явлением.

Задача военного искусства состоит в том, чтобы овладеть всеми способами и формами ведения войны, довести их до совершенства и умело сочетать их в зависимости от конкретной обстановки.

Явления военного искусства нужно рассматривать не только с точки зрения их взаимной связи и обусловленности, но и с точки зрения их развития, с точки зрения их возникновения и отмирания.

Способы ведения войны, формы войны постоянно развиваются и изменяются. Отмирают старые способы ведения войны, появляются новые. Придерживаться старого, например линейной тактики, значит терпеть поражение. Врагом марксистского понимания военного дела является догматизм, непонимание того, что военная наука есть развивающаяся теория. Разрабатывать вопросы советского военного искусства — значит не скользить по поверхности, а проникать вглубь явлений, в самую суть процесса его развития и уметь видеть в зародыше те явления, которые призваны играть такую роль, которая будет влиять на ход и исход войны.

Марксизм-ленинизм учит, что новое, прогрессивное — неодолимо. Непобедимость нового объясняется его соответствием назревшим потребностям материальной жизни общества. Но из этого отнюдь не следует, что всякое новое прогрессивное явление побеждает само собой, без сознательной деятельности людей. Сложные и многообразные задачи, стоящие перед советскими военными кадрами, требуют от них высокой теоретической подготовки. Ведение современной войны представляет собой сознательные действия многомиллионной армии, не терпящие стихийности и самотека.

Важное значение для практической деятельности людей имеет вопрос о возможности и действительности. Нужно строго отличать возможности, имеющиеся в нашем общественном строе, от конкретного превращения их в действительность. Одной возможности для достижения победы недостаточно. В военной истории были случаи, когда имелись все возможности для победы, но военные руководители не замечали этих возможностей, не умели воспользоваться ими, и армии терпели поражения 5. Возможность нельзя отрывать от действительности и отождествлять с нею. В стратегии, оперативном искусстве и тактике отрыв возможности от действительности приводит к авантюризму.

В ходе Великой Отечественной войны Коммунистическая партия не только умело использовала для достижения победы возможности, имеющиеся в нашем строе, но и ускоряла создание таких условий, которые усиливали самую возможность победы над фашистской Германией (перестройка всего народного хозяйства на военный лад, ликвидация численного превосходства противника в танках и самолетах и т. д.).

Развитие военного искусства, способов ведения военных действий и войны в целом идет по восходящей линии от низшего и простого к высшему и сложному, например, от военного искусства мануфактурного периода войны к военному искусству машинного периода войны.

Непрерывное усложнение способов ведения войны, организации вооруженных сил, непрерывное возрастание размаха вооруженной борьбы — это общие объективные закономерности, прослеживаемые на протяжении многовекового боевого опыта.

Марксизм-ленинизм рассматривает развитие как переход количественных изменений в качественные. Количественные и качественные формы изменения находятся в тесной связи и взаимообусловленности.

Изучая способы ведения войны, нельзя забывать, что они находятся не в статике, а в непрерывном развитии, что количественные изменения хотя и не нарушают до определенного времени их существующего качества, однако меняют их отдельные черты.

Крупные качественные скачки в развитии военного искусства происходили на базе социальных революций. Социальные революции, изменяя существующий строй и устанавливая господство новых производственных отношений, вели к возникновению новой армии и нового военного искусства. Но при этом нельзя забывать связи и преемственности в развитии военного искусства.

Скачки, являющиеся необходимым условием перехода от старого качества к новому, в условиях советского строя имеют свои существенные особенности — происходят они без взрыва, постепенно. Закон перехода от старого качества к новому путем взрыва обязателен для общества, разделенного на враждебные классы, и не обязателен для общества, не имеющего враждебных классов. Развитие советского военного искусства, его каче¬ственные изменения происходят путем скачков без взрыва, путем постепенного накапливания элементов нового качества.

В ведении войны исключительно важное значение имеет определение момента для решительного удара, определение коли-чественных и качественных форм изменения. Коммунистическая партия, совершая Октябрьскую социалистическую революцию, правильно определила момент для перехода к решительному штурму. Удар был нанесен в момент, когда условия для этого созрели, а силы были собраны и подготовлены для того, чтобы совершить скачок от одного качества к другому. Нужно пра¬вильно учитывать количественную эволюционную’ сторону разви¬тия и не забегать вперед. Преждевременное наступление обречено на провал.

Внутреннее содержание процесса развития военного искусства, способов ведения войны и военных действий составляет борьбу между старым и новым, между отмирающим и нарождаю¬щимся, между отживающим и развивающимся.

В борьбе за преодоление противоречий исключительное зна-чение имеет сознательность, организованность и воля людей. Внутренние противоречия в нашем социалистическом обществе преодолеваются сознательной деятельностью советских людей и в развитии советской военной науки — сознательной деятель¬ностью советских военных кадров, направляемых Коммунисти¬ческой партией.

* *

Марксизм-ленинизм признает огромную роль субъективной стороны развития общественной жизни. В войне, в ее ведении исключительно велика роль субъективных факторов. Победа не приходит сама, ее завоевывают люди.

Буржуазные теоретики, игнорируя закономерности общественного развития, сводят исторический процесс к борьбе тех или иных идей, к действиям выдающихся деятелей, полководцев.

Марксизм-ленинизм считает, что решающей созидательной силой общества являются народные массы, что «…не герои делают историю, а история делает героев, следовательно, — не герои создают народ, а народ создает героев и двигает вперед историю» 6. Однако признание народных масс главной созидательной, творческой силой во всяком обществе не означает отрицания или принижения роли личности в истории. Марксизм-ленинизм рассматривает деятельность великой личности (и полководца) в связи с деятельностью людей, борьбой классов.

Научный материалистический взгляд на роль личности и народных масс в истории ничего общего не имеет с культом личности, означающим сведение истории к деятельности героев, королей, полководцев и игнорирование роли масс, классов, партий. Культ личности, пропагандируемый буржуазными и мелкобуржуазными партиями, враждебен народу.

Коммунистическая партия решительно борется против отступлений от марксистско-ленинского понимания вопроса о роли личности в истории и сползании к культу личности. Сползание к культу личности ведет к принижению роли партии, роли народных масс.

Народные массы — решающая сила исторического развития и решающая сила в войне. Исход войны зависит от воли народных масс к победе, от их боевой активности на фронте и трудовой инициативы в тылу. Нужно правильно понимать взаимоотношение народных масс, классов, партий, вождей, исторических деятелей, полководцев.

Творческая деятельность советских людей, советской армии и ее военачальников в ходе войны опирается на использование объективных законов общественного развития и закономерностей вооруженной борьбы. Деятельность армий и ее полководцев исторически обусловлена. Объективной основой их деятельности является развитие материальных условий общества, изменения в способе производства материальных благ.

Марксизм-ленинизм рассматривает свободу и необходимость в их взаимосвязи и взаимодействии. Подлинно свободная деятельность людей заключается не в воображаемой независимости от общей исторической закономерности, в основе которой лежит необходимость, а в познании этих закономерностей и овладении ими. Свобода есть осознанная необходимость. «…Истинное царство свободы… может расцвесть лишь на этом царстве необходи¬мости, как на своем базисе» 7.

Исход войны определяется постоянно действующими факторами, он определяется объективными условиями и субъективным умением руководителей, сознательной деятельностью войск.

Объективные условия, в которых заложена возможность исхода войны, сами по себе не могут привести к победе. Победа является результатом совокупного действия объективных и субъективных факторов. «Военачальник не может пытаться завоевать победу в войне, выпрыгивая за рамки, которые ставятся материальными условиями, однако он может и должен завоевать победу в рамках этих условий. Хотя арена деятельности военачальника ограничена объективными материальными условиями, однако на этой арене он может создать много красочных, величественных, живых постановок» 8.

Свобода базируется на познанной необходимости. Она состоит не в том, чтобы практическая деятельность направлялась вопреки объективным закономерностям. Личности обеспечен успех только тогда, когда она действует в соответствии с необходимостью, с закономерностью, с интересами и потребностями прогрессивного класса, своего народа. Подлинно великими людьми являются те люди, которые, проникая вглубь явлений, открывают закономерности и используют их в своей практической деятельности в интересах народа, т. е. действуют в соответствии с исторической необходимостью, закономерностью, ускоряя этим самым ход истории.

Полководец, действующий в соответствии с исторической необходимостью, одерживает победы. Опираясь на закономерности и умело используя их, он двигает вперед военное искусство. Выдающийся полководец использует все сложившиеся в ходе войны условия и предупреждает, ликвидирует влияние неблагоприятных факторов.

Деятельность полководца, его искусство руководить войсками и добывать победу наряду с другими факторами имеет первостепенное значение. Велик тот полководец, который служит интересам народа, нации, передовым классам и в своей полководческой деятельности искусно использует объективные условия, объек¬тивные закономерности. Высоко оценивая деятельность полко¬водца, марксизм-ленинизм считает, что полководец, какими бы выдающимися способностями он ни обладал, не может изменить основного направления развития военного искусства. Полково¬дец, чтобы не попасть в положение Дон-Кихота, должен пони¬мать сложившиеся условия и вести войну в соответствии с ними, а не так, как подсказывает какая-нибудь фантазия, не так, как ему придет в голову.

Действия по произволу, вопреки исторической закономерности, обречены на провал. Военные планы не будут соответствовать действительности, если они составлены по произволу или по внешним отрывочным данным. Решение, принятое на основе такого плана, будет ошибочным.

Познание советскими военными кадрами закономерностей развития военного искусства составляет непременное условие для организации победы над врагом, дает возможность предвидеть ход войны, операции и боя и организовать деятельность армии, соединений и частей на основе этих закономерностей и в соот-ветствии с предвидением хода и направления развития военного искусства. Однако одним- лишь познанием закономерностей во-оруженной борьбы не определяется военное искусство воена-чальников, необходимо еще умелое использование их. Советская военная наука не только познает закономерности вооруженной борьбы, но указывает пути их использования в интересах победы. Познав закономерности вооруженной борьбы, совет¬ская военная наука разрабатывает способы их использова¬ния, например, победа достигается взаимодействием видов и ро¬дов войск — это закономерность, но для того, чтобы добиться победы, нужно избрать определенные, соответствующие об¬становке способы и формы использования видов и родов войск. Советская военная наука разрабатывает вопросы веде¬ния войны на основе знания объективных условий вооруженной борьбы и ее закономерностей. Закономерности осуществляются не помимо деятельности вооруженных сил, а через их деятельность.

Способы ведения войны определяются способом производ¬ства, но значит ли, что они появляются сами собой, без созна¬тельной деятельности людей? Безусловно, нет. Советская воен¬ная наука, советские военные кадры вели и ведут в связи с появлением новейшей техники разработку способов и форм ведения войны, операции и боя. Действенность этих способов и форм находится в зависимости от их соответствия способу про¬изводства, уровню развития техники. Те или иные положения науки, в связи с изменением объективных условий, пересматри¬ваются и заменяются другими, если они противоречат новым объективным условиям. Несостоятельность многих способов во¬оруженной борьбы, выдвигаемых буржуазными военными теоре¬тиками, состоит в том, что они противоречат объективным за¬конам ведения современной войны.

Советская военная наука, устанавливая, что подлинное на¬учное познание есть познание военных явлений в их необходи¬мости, не отрицает в то же время случайностей, их влияния на военные события. Случайность проявляется и действует в пре¬делах закономерных процессов.

«Творить мировую историю, — писал Маркс, — было бы, ко-нечно, очень удобно, если бы борьба предпринималась только под условием непогрешимо благоприятных шансов. С другой стороны, история имела бы очень мистический характер, если бы «случайности» не играли никакой роли. Эти случайности входят, конечно, сами составной частью в общий ход развития, уравнове-шиваясь другими случайностями. Но ускорение и замедление в сильной степени зависят от этих «случайностей», среди которых игурирует также и такой «случай», как характер людей, стоя-‘ щих вначале во главе движения» 9.

Но случайности (случайные причины) не являются решаю¬щими в ходе и исходе войны. Нужно правильно понимать взаи¬мосвязь необходимого и случайного и умело использовать или своевременно нейтрализовать случайности, в зависимости от их полезного или вредного действия.

Notes:

  1. Ф. Энгельс. Анти-Дюринг, Госполитиздат, 1945 г., стр. 156.
    4
  2. Технико-военные данные воюющих сторон в то время были, собственно, одинаковыми.
  3. См. И. Сталин. Марксизм и вопросы языкознания, Госполитиздат, 1951 г., стр. 35.
  4. И. Сталин. Экономические проблемы социализма в СССР, Госдолитиздат, 1952 г., стр. 49—50.
  5. См. И. Сталин. Соч., т. 13, стр. 3L
  6. История ВКП(б). Краткий курс, стр. 16. .
  7. К. Маркс. Капитал, т. III, Госполитиздат, 1949 г., стр. 833,
  8. Мао Цзэ-дун. Избранные произведения, т. 1, Издательство иностранной литературы, 1952 г., стр. 325—326.
  9. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные письма, Госполитиздат, 1947г., стр. 264.
Обновлено: 17.01.2022 — 11:06

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История искусства © 2016 Frontier Theme