Военное искусство — стратегия, оперативное искусство и тактика

Военное искусство является составной частью военной науки и включает в себя тактику, оперативное искусство и стратегию, т. е. занимается изучением вопросов, относящихся к способам ведения военных действий и войны в целом.

Закономерности военного искусства являются объективными, отражающими явления войны, операции, боя.

Советская военная стратегия, оперативное искусство и тактика на каждом историческом этапе вооруженного отпора Советского государства империалистическим державам определяются не произвольно, а в неразрывной связи с конкретными обстоятельствами, причинно обусловливающими определенные, а не любые способы и формы борьбы.

Советская военная наука вооружила командные кадры Советской Армии знаниями закономерностей современной вооруженной борьбы, законами стратегии, оперативного искусства, тактики, законом организации вооруженных сил: «Формы организации армий, роды и виды войск приспособляются обычно к формам и способам ведения войны. С изменением последних меняются первые» 1. В мирное время Коммунистическая партия требует руководствоваться положением «учить войска тому, что нужно на войне».

Способы и формы ведения современной войны и военных действий зафиксированы в уставах и наставлениях Советской Армии. Уставы и наставления Советской Армии, переработанные на основе опыта, накопленного нашими Вооруженными Силами за годы Великой Отечественной войны и развития военной техники в послевоенный период, отражают закономерности ведения войны и военных действий.

Устав — основа жизни и деятельности армии. Необходимость изменения тех или иных уставных положений всегда вызывается изменениями, происходящими в самой жизни, в объективной действительности. Уставы тем ценнее, чем они полнее соответствуют объективным законам современной вооруженной борьбы.

Советское военное искусство:

— Составляет неотъемлемую часть военной науки, т. е. находится в органической связи с экономическими и моральными факторами, и наряду со стратегией и тактикой включает как самостоятельную отрасль военного искусства — оперативное искусство.

— Характеризуется решительным и сокрушающим характером, гигантским размахом и невиданной активностью вооруженной борьбы.

— Творчески подходит к выбору способов и форм вооруженной борьбы в зависимости от объективно сложившейся обстановки.

— Правильно решает вопросы взаимодействия различных родов войск в бою и операции на основе массированного применения артиллерии, танков и авиации. Советскому военному искусству чужда «теория» отрыва одного рода войск от другого и о способности одного какого-либо рода войск решить судьбы войны.

— Правильно решает проблему резервов в современной войне и, в отличие от буржуазной военной теории «убывающей силы наступления», характеризуется нарастающими ударами в ходе войны и операции.

— Правильно расценивает объективные условия ведения военных действий и характеризуется реальностью планирования, тщательной подготовкой операции и боя и всесторонним их обеспечением. Для него характерно массированное применение сил и средств в решающем месте и в решающий момент.

— Является творческим, новаторским военным искусством. Ему чужды шаблон и догматизм. Советское военное искусство решительно отбрасывает устаревшие, отжившие способы и формы и заменяет их новыми, оно отличается целеустремленностью, творческим своеобразием, сочетанием всех способов и форм военных действий и умением найти новые способы и формы и искусно применить их (например, окружение и уничтожение крупных группировок противника, система последовательных и одновременных сокрушительных ударов).

В соотношении стратегии, оперативного искусства и тактики, составляющих предмет военного искусства, важнейшая роль принадлежит стратегии.

Военная стратегия охватывает способы ведения войны и подготовки и использования вооруженных сил в войне. Она имеет дело с ведением войны, военных кампаний и совместных операций нескольких фронтов и флотов (стратегическая операция).

Важнейшими задачами стратегии являются определение сил и средств, необходимых для победоносного ведения войны, выбор направления главного удара, подготовка вооруженных сил и театров военных действий к войне, выбор способов и форм вооруженной борьбы, искусное их применение и сочетание.

Военная стратегия разрабатывает план войны, занимается определением роли отдельных видов войск, организацией их взаимодействия в ходе войны, расстановкой боевых сил, выделением и правильным использованием резервов, а также другими вопросами, связанными с подготовкой и ведением войны в целом, военных кампаний и стратегических операций.

Военная стратегия основывается на правильном использовании постоянно действующих факторов, решающих судьбу войны. Военная стратегия связана с политикой и находится от нее в непосредственной зависимости. «Стратегия в узко-военном смысле этого слова является частью стратегии политической» 2. Политика определяет цели и характер войны и ставит задачи военной стратегии. Она определяет необходимые средства для подготовки страны к войне, осуществляет направляющее руководство военной стратегией на всем протяжении войны, направляет весь ход войны для достижения поставленных ею целей. Политическая стратегия руководит военной стратегией, однако результаты, достигнутые военной стратегией в ходе войны, влияют на политическую стратегию — увеличивают или ограничивают ее возможности.

Из этого следует, что политическая стратегия, занимая руководящую роль по отношению к военной стратегии, должна в ходе войны учитывать результаты военной стратегии. Политика и военная стратегия неразрывно связаны между собой. Правильное взаимодействие политики и стратегии — одно из решающих условий победы.

Одним из коренных пороков немецкой военной идеологии являлся разрыв между политикой и стратегией. Немецкие военные идеологи Мольтке, Гинденбург, Людендорф и другие считали, что военная стратегия на время войны «остается вполне независимой от политики» (Мольтке) 3. По их мнению, политика находится в подчинении у военной стратегии. «…Все вообще политические соображения, — писал Мольтке,— должны были подчиняться стратегическим. Меч… обнажен, отныне решение зависело от него» 4.

Политика и военная стратегия должны находиться в полном соответствии, политика должна ставить перед стратегией посильные задачи и в ходе войны учитывать стратегические результаты. Великая Отечественная война, приведшая к полному разгрому гитлеровскую Германию и милитаристскую Японию, является блестящим примером полного соответствия советской политики и советской военной стратегии.

Советская стратегия, учил Ленин, должна быть пронизана величайшей решительностью, она должна быть направлена на истребление врага. «Воюя, надо не сбивать противника, а уничтожать». Это замечательное положение целиком и полностью относится и к другим отраслям военного искусства.

Отраслью военного искусства является оперативное искусство. Военное искусство издавна подразделялось на стратегию и тактику. Оперативное искусство в полном объеме было впервые разработано советской военной наукой.

В современной войне решение крупных стратегических задач требует усилий многих армий и нескольких фронтов, действующих на фронте огромной протяженности. Победа в войне достигается не одним, двумя или несколькими генеральными сражениями, а проведением ряда военных кампаний и операций.

Операции проводятся крупными войсковыми объединениями (армией, фронтом), а также различными видами вооруженных сил, действующих как самостоятельно, так и совместно. Способы подготовки и ведения операции для осуществления стратегических целей в войне составляют предмет оперативного искусства. Важнейшими задачами его являются определение замысла операции, планирование использования сил и средств, выбор способов и форм, связанных с применением и вождением войсковых объединений — армий и фронтов, их искусное применение и сочетание в операции, организация оперативного взаимодействия разнородных сил и средств, привлекаемых к участию в операции. Оперативным искусством руководит стратегия, в свою очередь результаты операции сказываются на стратегии.

Следующей отраслью военного искусства является тактика, которая охватывает способы подготовки и ведения боя, боевую деятельность соединений, частей, подразделений.

Важнейшей задачей тактики является определение замысла боя, способов и форм боя в соответствии с требованиями проводимой операции и их искусное применение и сочетание в бою, организация и непрерывное поддержание взаимодействия родов войск и боевых порядков. Тактика подразделяется на тактику общевойсковую и тактику родов войск.

Тактика находится в зависимости от оперативного искусства и стратегии. Оперативное искусство определяет тактические действия; тактика является средством для решения задач операции. В свою очередь результаты тактики сказываются на решении задач оперативного и стратегического значения. Они увеличивают или ограничивают возможности операции и стратегии. Соответствие стратегических, оперативных и тактических усилий — одно из решающих условий достижения победы.

Между стратегией, оперативным искусством и тактикой, составляющими предмет военного искусства, существует тесная связь и взаимозависимость.

Современная буржуазная военная теория продолжает подразделять военное искусство на две отрасли — стратегию и тактику; вопросы же, связанные с отдельными операциями (оперативное искусство), распределяются между стратегией и тактикой.

Вопрос о взаимоотношениях между стратегией и тактикой неоднократно ставился буржуазной теоретической мыслью. Немецкая военная школа (Клаузевиц, Мольтке, Людендорф и др.) переоценивала роль тактики и недооценивала роль стратегии. Тактике немецкие военные теоретики отводили первенствующее значение. По Клаузевицу, на войне существует единственное средство — бой. «Война, — писал он, — обладает только одним средством — боем…» 5 «…Тактические успехи на войне имеют первенствующее значение» 6.

Другой немецкий военный теоретик, Мольтке, считал стратегию системой подпорок к тактике. «Перед тактической победой,— писал он,— смолкают требования стратегии, и она приспосабливается к вновь создавшемуся положению вещей.

Стратегия — это система подпорок» 7.

Недооценка роли стратегии и переоценка роли тактики характерны и для многих военных теоретиков США и Англии.

Исключительно большое значение в достижении победы имеет учет различных способов и форм, осуществляемых стратегией, оперативным искусством и тактикой. Советская Армия в Великой Отечественной войне показала непревзойденные образцы стратегического, оперативного и тактического искусства. Советское военное искусство проявилось как в наступлении, так и в обороне, причем оборона сочеталась с подготовкой контрнаступления, а наступление — с прочной обороной. Советское военное искусство диалектически сочетает наступление и оборону.

Противоположную точку зрения, основанную на разрыве этих двух видов военных действий, выражали французская и немецкая стратегия перед второй мировой войной. Французы, как известно, делали ставку преимущественно на оборону, немцы — на наступление.

Немецкая военная стратегия, рассчитанная на быстротечную войну, на достижение победы одним мощным стратегическим ударом, провалилась. Одну из причин этого провала нужно искать в военной теории немцев, построенной на модернизации военного искусства мануфактурного периода войны, когда полководец стремился решить участь войны одним ударом — генеральным сражением.

В Великой Отечественной войне Советская Армия наносила нарастающие по своей силе удары по врагу. Советская военная наука правильно решила вопрос о стратегических резервах и их использовании. Были разрешены вопросы взаимодействия фронтов и групп фронтов, сухопутных, военно-морских и воздушных сил, вопросы взаимодействия армии и партизанских отрядов и соединений. Советская Армия проводила операции на большую глубину и полностью разрешила одну из самых решительных и самых сложных форм операции — операцию на окружение и уничтожение крупных группировок врага. В одном только 1944 году было проведено свыше 10 крупных операций на окружение. Советская военная наука детально разработала операцию на окружение: определила этапы операции, создание внешнего и внутреннего фронтов окружения и выявила лучший метод уничтожения окруженной группировки противника — дробление. Советская Армия окружала противника в различных условиях: и при его наступлении, и при обороне, и во время преследования противника в оперативной глубине.

В годы войны Советская Армия искусно применяла фронтальный удар как радикальный способ прорыва глубоко эшелонированного мощного оборонительного рубежа противника. Советское командование применяло сильный фронтальный удар на одном направлении, серию дробящих ударов на нескольких других направлениях, удар, рассекающий фронт на большую глубину.

Советская военная наука решила и такую важнейшую проблему, как взаимодействие всех родов войск в операции и бою на основе массированного применения артиллерии, танков и авиации.

Коммунистическая партия, Советское правительство уделяют большое внимание развитию советской военной науки. Советские Вооруженные Силы обеспечены самой совершенной боевой техникой, они располагают всеми видами современного оружия, в том числе атомным и водородным оружием. Советские Вооруженные Силы неустанно повышают свою боеспособность и боевую готовность.

Notes:

  1. И. В. Сталин. Соч., т. 5, стр. 169.
  2. М. В. Фрунзе. Избранные произведения, Воениздат, 1950 г., стр. 322.
  3. Стратегия в трудах военных классиков, т. 11, 1926 г., стр. 177.
  4. Мольтке. Военные поучения, Воениздат, 19§6 г., стр. 43,
  5. Клаузевиц. О войне, т. 1, Воениздат, 1936 г., стр. 70.
  6. Там же, стр. 256.
  7. Стратегия в трудах военных классиков, т. 11, 1926 г., стр. 178—179.
Обновлено: 17.01.2022 — 10:22

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История искусства © 2016 Frontier Theme