Военное искусство древнего Китая

Древний Китай и его войско

Историю древнего Китая принято подразделять на следующие периоды: период до Иньского объединения племен, период Инь (XVIII—XII вв. до н. э.), период Чжоу (XII—VIII вв. до н. э.), период распада единого государства (VIII—III вв. до н. э.), период Цинь (256—206 гг. до н. э.) и период Хань (206 г. до н. э.— 220 г. н. э.).

Период Инь, или Шан, можно характеризовать как период возникновения древнейшего классового рабовладельческого общества на территории Китая. В это время начинается формирование деспотической государственной власти 1. Войско состояло из ополчения, набиралось в случае необходимости и после завершения военных действий распускалось. Родовая аристократия с усилением процесса разложения первобытно-общинных отношений и появлением рабства все более богатела и составляла привилегированные отряды, сражавшиеся на боевых колесницах. При царе в это время уже имелся небольшой постоянный отряд.

Оружие — топоры, мечи — изготовлялось из бронзы, наконечники копий и стрел — из бронзы и камня.

Судя по сохранившимся иньским надписям, войско состояло из пехоты, конницы и боевых колесниц. Численность войска, совершавшего походы, достигала примерно 5 тыс. человек. Отряд всадников насчитывал 300 человек. Войны велись очень часто как с целью завоеваний, так и с целью охраны своей земли от кочевников.

В XII в. до н. э. иньцы были завоеваны чжоускими племенами. С этого времени начинается новый период в истории древнего Китая. В период Чжоу складывается рабовладельческое деспотическое государство, социальной основой которого являлась эксплуатация рабов и крестьян-общинников. В древнем Китае, так же как и в других странах древнего Востока, продолжала играть большую роль сельская община, сохранявшаяся в течение очень продолжительного времени.

Царь был номинальным собственником всей зейли и вместе с тем располагал централизованным земельным фондом, приобретенным в результате завоеваний и захвата общинных земель.

В период Чжоу войско изменяется в связи с возросшей численностью ополчения из рабовладельцев. К древнему Китаю полностью относится положение Маркса и Энгельса о трех ведомствах в восточных рабовладельческих деспотиях. Ближайшими помощниками царя были три верховных советника — коллегия из трех лиц, «трех старцев», каждый из которых ведал одним из трех существующих ведомств: хозяйственным, военным и ведомством общественных работ (руководство всей ирригационной работой).

Начальник военного ведомства — «начальник войск царских поместий, укрощающий повстанцев» — сосредоточивал в своих руках все военное управление. Он занимался набором войск, их обучением и снабжением.

Схема 5. Древний Китай

Схема 5. Древний Китай

Войско в период Чжоу, так же как и в период Инь, состояло из пехоты, отрядов боевых колесниц и конницы, в которых служила главным образом рабовладельческая аристократия. При царе уже был сравнительно большой постоянный отряд. В провинциях имелись постоянные гарнизоны.

Развитие ремесленного производства в этот период сказывается на улучшении качества оружия. В XII в. до н. э. китайцы начали обрабатывать железо. В период Чжоу наряду с оружием, изготовленным из бронзы, стало применяться оружие из железа. На вооружении китайцев, помимо уже известного оружия — мечей, копий, боевых топоров, палиц, луков, щитов, впервые появляется самострел (лук, приспособленный к ложу). Самострел имел большую пробивную силу.

Государство Чжоу, просуществовав четыре столетия, распалось на ряд отдельных независимых областей, которые вели между собой почти непрерывные войны.

В III в. до й. э. в Китае вновь образуется сильное государство Цинь, а после его свержения — государство Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.).

Военное искусство древнего Китая, его военная техника и крепостное строительство стояли на высоком уровне. Достаточно сказать, что древние китайцы возвели огромную Великую китайскую стену.

О состоянии военного искусства древнего Китая можно судить по сохранившимся военным трактатам. На первом месте среди них стоит трактат «Сунь-цзы», названный именем крупного полководца и военного теоретика. Сунь-цзы жил в конце VI — начале V в. до н. э., в период, когда древний Китай распадался на несколько царств, непрерывно враждовавших между собой.

Рис. 19. Великая Китайская стена. Начата в 4—3 вв. до н. э.

Рис. 19. Великая Китайская стена. Начата в 4—3 вв. до н. э.

Способы ведения войны и боя по трактату о военном искусстве Сунь-цзы

Произведение Сунь-цзы начинается с обоснования значения искусного ведения войны. Война для государства — «это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели». Искусство воевать, от которого, по Сунь-цзы, зависит победа в войне, подчинено следующим моментам: «пути, «небу», «земле», «полководцу», «закону».

1. «Путь», или моральный закон. «Путь — это когда достигают того, что мысли народа одинаковы с мыслями правителя, когда народ готов вместе с ним умереть, готов вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнений. Во время войны моральный закон определяется согласием войска следовать за своим правителем, не страшась никакой опасности.

2. «Небо», что означает время года, время суток (ночь или день) и климатические условия.

3. «Земля» — условия местности.

4. «Полководец», который должен обладать пятью качествами — умом, беспристрастностью, гуманностью, мужеством, строгостью; он является «спасителем судеб народа» 2, хозяином безопасности государства.

5. «Закон» — воинский строй, командование (управление войском) и снабжение. Необходимо тщательно изучить противника, пишет Сунь-цзы, иметь на своей стороне преимущества в таких факторах, как воинская дисциплина, сила и численность войска, обученность воинов, уметь справедливо награждать и наказывать подчиненных.

Путь достижения победы составляют следующие пять положений. Побеждают, если знают, когда можно сражаться и когда нельзя; побеждают, когда умеют пользоваться и большими и малыми силами; побеждают там, где высшие и низшие имеют одни и те же желания; побеждают тогда, когда сами осторожны и выжидают неосторожности противника; побеждают те, у кого полководец талантлив. «Поэтому и говорится, если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя и его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение».

Всякая война основана на обмане, а это значит, когда вы можете нападать, показывайте вид, что не в состоянии нападать; действуя, вы должны притворяться бездействующим; когда вы находитесь близко от противника, заставьте его думать, что вы далеко; когда вы от него далеко, вы должны заставить его думать, что вы близко. Если противник сильнее, то избегайте его, если же он отдыхает — не давайте ему покоя. Если его силы объединены, то разделите их, нападайте на него, когда он не подготовлен; появляйтесь там, где вас не ждут. Так, по мнению Сунь-цзы, нужно готовить победу. «Все это обеспечивает воителю победу», однако Сунь-цзы делает оговорку, что «наперед преподать ничего нельзя».

Самым лучшим способом войны Сунь-цзы считал действия войск в поле и самым худшим — осаду укрепленных городов. Ведя войну, полководец должен придерживаться следующих правил: если его войско в десять раз больше войска противника, следует окружать его, если в пять раз — нападать, если в два раза — разделить армию противника надвое, в случае наличия равных сил — можно дать сражение, если же свои силы меньше — необходимо «оборониться от него», а если вообще что-либо хуже — нужно избегать неприятеля.

Искусный полководец не только побеждает, но побеждает с легкостью. Правильный бой и маневр делает армию непобедимой. Удар войска подобен тому, как если бы «ударили камнем по яйцу». Вообще в бою схватываются с противником «правильным боем», но «побеждают маневром» 3 Поэтому тот, кто «хорошо пускает в ход маневр, безграничен, подобно небу и земле, неисчерпаем, подобно Хуан-хэ и Янцзы-цзяну» 4.

Рис. 20. Изображение военных сцен

Рис. 20. Изображение военных сцен

Победит тот, кто владеет искусством маневрирования. Быстрота же действия должна быть подобна быстроте ветра. «В войне самое главное быстрота». Победа с легкостью достигается тогда, когда неприятельские войска покоряются без боя, города берутся без осады. Сражаться и уничтожать врага во всех сражениях, утверждал Сунь-цзы, еще не является высшим воинским мастерством, высшее мастерство состоит в том, чтобы «покорять чужую армию, не сражаясь». Таким образом, Сунь-цзы в достижении победы больше всего полагался на искусство маневрирования.

Если вы окружаете армию противника, поучал Сунь-цзы, то оставляйте «открытой ей одну сторону». Нельзя слишком энергично теснить приведенного в отчаяние врага. Причину этого Сунь-цзы видел в том, что противник, поставленный в безвыходное положение, будет сражаться с крайним напряжением сил. Для стойкости же своих воинов Сунь-цзы предлагал создавать именно такое положение, в котором возможности для отступления нет. «Ведя войско, следует ставить его в такие условия, как если бы, забравшись на высоту, убрали лестницу».

Большое внимание в трактате уделяется изучению противника и постановке разведывательной службы. «Вода, — говорит Сунь-цзы, — устанавливает свое течение в зависимости от места; войско устанавливает свою победу в зависимости от противника».

Сунь-цзы много внимания уделяет снабжению войск, изучению местности, по которой войска совершают поход и на которой дают сражение, оценке обстановки.

Значительный интерес вызывают те места трактата, в которых говорится о воинах. Тщательно заботься, учил Сунь-цзы, о воинах, не утомляй их; сплачивай их дух и соединяй их силы. Обращайся с воинами хорошо и заботься о них — это называется «победить противника и увеличить свою силу». Полководец должен «владеть умением пользоваться людьми» 5. «Уметь выбирать людей и ставить их соответственно мощи».

В трактате Сунь-цзы можно найти некоторые противоречия в оценках. Он, как видно из вышеизложенного, много говорит о правильном использовании воинов, однако не совсем доверяет им, почему и рекомендует для того, чтобы воины не побежали с поля боя, посылать их в такое место, «откуда нет выхода». Сунь-цзы недооценивает значение армии и переоценивает роль полководца.

Военная теория Сунь-цзы обобщает формы и способы войны и боя, применяемые древнекитайской рабовладельческой армией. Однако многие общие положения трактата, метко характеризующие те или иные явления военного искусства, широко используются в качестве иллюстрации при освещении современных форм и способов борьбы.

Мао Цзэ-дун в своей большой работе «Стратегические вопросы революционной войны в Китае» ссылается на трактат Сунь-цзы и называет Сунь-цзы «великим военным теоретиком древнего Китая» 6

Выводы

История военного искусства стран древнего Востока — это история возникновения первых армий и первых образцов ведения войны и боя, соответствующих примитивному рабовладельческому строю. Военное искусство каждой из стран древнего Востока имело свои особенности развития. Общим для них было крайне медленное развитие военного искусства. Это обусловливалось замедленным процессом развития примитивно-рабовладельческого способа производства. Медленный рост военной техники также определялся примитивностью техники вообще.

В странах древнего Востока войско комплектовалось из рабовладельцев, военных поселенцев, земледельцев и наемников. Каждое государство имела постоянный отряд, который вместе с рабовладельческим ополчением составлял собственно армию как орудие классового господства. Рабовладельцы участвовали и во внешних войнах, а также жестоко расправлялись у себя в стране с неоднократно восстававшими угнетенными массами — рабами и земледельцами.

Войско древнего Востока подразделялось на пехоту, конницу и отряды воинов, действовавших на боевых колесницах, слонах и верблюдах. Боевое использование слонов, верблюдов и колесниц — особенность военного искусства древневосточных стран.

Военное искусство с течением времени все более совершенствовалось. Развитие стратегии шло от организации и проведения кратковременных походов незначительными силами на короткие, расстояния до организации длительных походов, осуществляемых более крупными силами. Организация больших и сравнительно длительных походов крупными силами требовала более сложного руководства. Выбору направления движения армии и главного пункта для удара придавалось важное значение.

Сражения велись врукопашную и метательным оружием, в частности сложными самострелами (Китай). Тактическими формами сражения были фронтальное столкновение и удары во фланг.

В странах древнего Востока получает развитие военно-инженерное искусство. Города, как правило, имели военно-оборонительные сооружения.

Получает развитие осадная техника — появляются метательные машины, метающие камни и стрелы; тараны для пробивания стен и подвижные башни. Древний Китай дает пример строительства мощной оборонительной линии, предназначенной для обороны всей страны.

В древнем Китае впервые возникает военная теория.

Дальнейшее развитие военного искусства рабовладельческого общества связано прежде всего с древней Грецией, Римом и Карфагеном. История военного искусства этих стран составляет следующий период развития военного искусства рабовладельческого общества.

Notes:

  1. См. В. И. Авдиев, История древнего Востока, 1953 г., стр. 637—638.
  2. Н. И. Конрад, Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве, 1950 стр. 33.
  3. Под «правильным боем» нужно понимать положение, когда войска начинали сражение правильным, общепринятым тогда строем, под «маневром» — действия войск во фланг и тыл противника. По Сунь-цзы, искусство полководца состоит в умелом сочетании тактики прямого боя и тактики маневра, в направлении действий своих войск по уязвимым местам боевого порядка противника.
  4. Н. И. Конрад, Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве, 1950 г., стр. 39.
  5. Н. И. Конрад, Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве, 1950 г., стр. 52.
  6. Мао Цзэ-дун, Соч., т. I, стр. 325.
Обновлено: 31.01.2022 — 21:29

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История искусства © 2016 Frontier Theme