Разложение первобытно-общинного строя и появление первых организационных и тактических форм вооруженной борьбы

Первые вооруженные отряды — дружины, свиты, представлявшие зародыш армии, первые организационные и тактические формы вооруженной борьбы появляются в период разложения первобытно-общинного строя. При первобытно-общинном строе отсутствовала частная собственность на средства производства, не было классов, государства, специальных отрядов вооруженных людей, следовательно, не было и войн. Имевшие место вооруженные столкновения между общинами и племенами не вытекали из характера общественных отношений.

К. Маркс в своей работе «Формы, предшествующие капиталистическому производству», говоря о первобытно-общинном строе, останавливается на причинах появления этих столкновений. К земле, пишет Маркс, которая является базисом коллектива — великой лабораторией, арсеналом, доставляющим и средства труда, и материал труда, и место для поселения, люди относились с наивной непосредственностью, как к собственности коллектива. Такого рода собственностью, например, являлся район охоты у индейских племен в Америке: племя считало данную территорию своим районом для охоты и силой отстаивало его от других племен. Если же оно пыталось изгнать другой коллектив из удерживаемого им района и лишить его таким образом естественных условий производства (земли), которыми они располагают, как своим «неорганическим телом», то между ними неизбежно возникал военный конфликт 1.

Русский исследователь XVIII в. Крашенинников, изучавший быт камчадалов, живших в условиях первобытно-общинного строя, оценивает военные столкновения отдельных коллективов следующим образом: «Богатства, силы и чести не ведают, чего ради нет между ними сребролюбия, любочестия и гордости…» Нападения они вели не для «распространения земли, не для приобретения власти, но по причине какой-нибудь обиды или для похищения съестных припасов» 2.

Подобные военные столкновения между общинами и племенами не приобретали характера войны и не были закономерным явлением, они происходили из-за недостатка пастбищ для скота, недостатка съестных припасов или, как говорит Крашенинников, ради отомщения за нанесенные обиды.

Военные столкновения между общинами и племенами потребовали, однако, организации обороны в виде укрепленных поселений (городищ). Поселения располагались на трудно доступных местах и укреплялись валом, рвом и палисадом. В качестве оружия применялись лук, копье, палица, праща, обычно служившие орудиями охоты и защиты от хищных зверей.

Нападения на укрепленные поселки производились чаще ночью. Нападающие прежде всего забрасывали землей и камнями наружный ров, который служил главным препятствием для подступа к палисаду, а затем сжигали палисад.

Оборонявшие городище при приближении противника пускали стрелы из луков, метали камни и, если это не останавливало нападающих, бросались на них с копьями.

Вооруженные столкновения в период разложения первобытно-общинного строя. Распад первобытно-общинных отношений, начавшийся в результате развития производства, роста производительности труда, а следовательно, и роста богатства, приводит к появлению сельской территориальной общины, члены которой в значительной мере ведут хозяйство индивидуально. Внутри общин возникает частная собственность на отдельные участки пахотной земли, на двор, движимое имущество, скот, а затем и на рабов.

Постепенно зародившиеся новые формы общественных отношений, образование крупных племенных объединений — союзов племен — привели к ликвидации военных столкновений между отдельными родами и племенами.

Военные столкновения, говорит Энгельс, которые раньше происходили только из-за того, чтобы отомстить за нападение, или из-за того, чтобы расширить территорию, ставшую недостаточной, становятся «постоянным промыслом» 3. Это было время «военной демократии», когда на историческую арену выступили межплеменные объединения — союзы племен. В силу этого военачальник становится постоянным должностным лицом. «Военачальник, совет, народное собрание образуют органы развивающейся из родового строя военной демократии. Военной потому, что война и организация для войны становятся теперь регулярными функциями народной жизни» 4, а демократией потому, что эти войны вел вооруженный народ, управлявщийся своим народным собранием, советом вождей и высшим военачальником 5. Войны усиливают власть верховного военачальника, а также второстепенных вождей. В это время «закладываются основы наследственной королевской власти и наследственной знати» 6.

В период разложения первобытно-общинного строя — появления частной собственности на средства производства и начала складывания классов и государства — военные столкновения по-степенно приобретают характер войны.

Военные столкновения, когда еще не существовало отделенной от народа «публичной» власти, которая могла быть ему противопоставлена, велись «самодействующей вооруженной организацией населения» 7. В период военной демократии все мужчины были вооружены и в случае необходимости организовывались в вооруженные группы. В это же время появляются небольшие постоянные отряды (дружины, свиты) вождей. Воины отряда (свиты) жили вместе со своим вождем, являлись его ближайшими соратниками, на вожде лежала забота об их вооружении и материальном благополучии. Постоянный отряд всегда находился при своем вожде. Этих воинов нельзя было заставить «вспахивать землю и ожидать жатвы», они содержались «путем насилий и войны» 8. Свита вождя являлась постоянным ядром народа-войска 9.

Вооруженный народ, составлявший во время военных столкновений вооруженные группы, организационно был подразделен на тысячи, сотни и десятки. Наличие десятичной организации у многих народов периода военной демократии не может вызывать сомнения. В основе организационного деления лежала родовая сплоченность. Сотня, спаянная родовыми узами и являвшаяся основным организационным подразделением, отличалась высокой боеспособностью и порядком. Главной военной силой у оседлых племен были пешие воины, у кочевых племен — конные воины.

Воины для боя выстраивались в тесно сомкнутые глубокие построения в форме одной или нескольких колонн.

Глубокое построение в период военной демократии вытекало из общественного уклада. Весь общественный уклад, пишет Энгельс, наглядно показывает, что в сплоченности все спасение, что обособленный, представленный своей собственной энергии, индивид обречен на беспомощность. Чем больше опасность, тем больше смыкаются люди. Свита вождя сражалась или на конях, или на колесницах, а в Индии на слонах. В Египте же, где коневодство появилось сравнительно поздно, постоянный отряд вождя сражался в пешем строю. Конница и боевые колесницы располагались впереди, на флангах или позади боевого расположения пеших воинов.

Перед выступлением в поход вожди набирали необходимое число вооруженных людей, устанавливали пути движения и объект для нападения. Походы были сравнительно кратковременными и производились на небольшие расстояния. Излюбленной формой военных действий было внезапное нападение и ложное отступление с целью подвести противника под удар засады. Само боевое столкновение, как правило, было кратковременным и решалось главным образом первым ударом.

Появление особых отрядов вооруженных людей — армии — как результат возникновения классов и государства. «Самодействующая вооруженная организация населения», писал В. И. Ленин, была возможна, когда не было раскола общества на классы, и невозможна, когда этот раскол произошел 10.

В период распада родовых отношений — «военной демократии» — вожди окружали себя военными дружинами (свитами). С возникновением военных дружин связано начало появления особых отрядов вооруженных людей. Дружина являлась политической и военной опорой складывающейся государственности.

Таким образом, начало процесса отделения вооруженной силы от народа восходит ко временам военной демократии. Дружина являлась не чем иным, как зародышем армии.

С возникновением классов и государства вооруженные силы отделяются от народа. Воинами является не все население, могущее владеть оружием, как это было во времена самодействующей вооруженной организации населения, а определенные группы людей, на которых возлагаются эти обязанности государственной властью.

Notes:

  1. К. Маркс, Формы, предшествующие капиталистическому производ¬ству, 1940 г., стр. 5, 24.
  2. Описание земли Камчатки, сочиненное Крашенинниковым, СПБ, 1786 г., т. II, стр. 17.
  3. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1951 г., стр. 170.
  4. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1951 г., стр. 169.
  5. Термином «военная демократия» Маркс и Энгельс обозначали политическую организацию (состояние политической надстройки) общества, находящегося в стадии разложения патриархально-родового строя и предшествовавшего образованию государства.
  6. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1951 г., стр. 170.
  7. Там же, стр. 177.
  8. Сочинение Корнелия Тацита, СПБ, 1886 г., т, 1 стр. 48.
  9. Там же.
  10. См. В, И. Ленин, Соч., т. 25, стр. 360—363.
Обновлено: 18.01.2022 — 19:43

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

История искусства © 2016 Frontier Theme