Первые вооруженные отряды — дружины, свиты, представлявшие зародыш армии, первые организационные и тактические формы вооруженной борьбы появляются в период разложения первобытно-общинного строя. При первобытно-общинном строе отсутствовала частная собственность на средства производства, не было классов, государства, специальных отрядов вооруженных людей, следовательно, не было и войн. Имевшие место вооруженные столкновения между общинами и племенами не вытекали из характера общественных отношений.
К. Маркс в своей работе «Формы, предшествующие капиталистическому производству», говоря о первобытно-общинном строе, останавливается на причинах появления этих столкновений. К земле, пишет Маркс, которая является базисом коллектива — великой лабораторией, арсеналом, доставляющим и средства труда, и материал труда, и место для поселения, люди относились с наивной непосредственностью, как к собственности коллектива. Такого рода собственностью, например, являлся район охоты у индейских племен в Америке: племя считало данную территорию своим районом для охоты и силой отстаивало его от других племен. Если же оно пыталось изгнать другой коллектив из удерживаемого им района и лишить его таким образом естественных условий производства (земли), которыми они располагают, как своим «неорганическим телом», то между ними неизбежно возникал военный конфликт[ref]К. Маркс, Формы, предшествующие капиталистическому производ¬ству, 1940 г., стр. 5, 24.[/ref].
Русский исследователь XVIII в. Крашенинников, изучавший быт камчадалов, живших в условиях первобытно-общинного строя, оценивает военные столкновения отдельных коллективов следующим образом: «Богатства, силы и чести не ведают, чего ради нет между ними сребролюбия, любочестия и гордости…» Нападения они вели не для «распространения земли, не для приобретения власти, но по причине какой-нибудь обиды или для похищения съестных припасов»[ref]Описание земли Камчатки, сочиненное Крашенинниковым, СПБ, 1786 г., т. II, стр. 17.[/ref].
Подобные военные столкновения между общинами и племенами не приобретали характера войны и не были закономерным явлением, они происходили из-за недостатка пастбищ для скота, недостатка съестных припасов или, как говорит Крашенинников, ради отомщения за нанесенные обиды.
Военные столкновения между общинами и племенами потребовали, однако, организации обороны в виде укрепленных поселений (городищ). Поселения располагались на трудно доступных местах и укреплялись валом, рвом и палисадом. В качестве оружия применялись лук, копье, палица, праща, обычно служившие орудиями охоты и защиты от хищных зверей.
Нападения на укрепленные поселки производились чаще ночью. Нападающие прежде всего забрасывали землей и камнями наружный ров, который служил главным препятствием для подступа к палисаду, а затем сжигали палисад.
Оборонявшие городище при приближении противника пускали стрелы из луков, метали камни и, если это не останавливало нападающих, бросались на них с копьями.
Вооруженные столкновения в период разложения первобытно-общинного строя. Распад первобытно-общинных отношений, начавшийся в результате развития производства, роста производительности труда, а следовательно, и роста богатства, приводит к появлению сельской территориальной общины, члены которой в значительной мере ведут хозяйство индивидуально. Внутри общин возникает частная собственность на отдельные участки пахотной земли, на двор, движимое имущество, скот, а затем и на рабов.
Постепенно зародившиеся новые формы общественных отношений, образование крупных племенных объединений — союзов племен — привели к ликвидации военных столкновений между отдельными родами и племенами.
Военные столкновения, говорит Энгельс, которые раньше происходили только из-за того, чтобы отомстить за нападение, или из-за того, чтобы расширить территорию, ставшую недостаточной, становятся «постоянным промыслом»[ref]Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1951 г., стр. 170.[/ref]. Это было время «военной демократии», когда на историческую арену выступили межплеменные объединения — союзы племен. В силу этого военачальник становится постоянным должностным лицом. «Военачальник, совет, народное собрание образуют органы развивающейся из родового строя военной демократии. Военной потому, что война и организация для войны становятся теперь регулярными функциями народной жизни»[ref]Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1951 г., стр. 169.[/ref], а демократией потому, что эти войны вел вооруженный народ, управлявщийся своим народным собранием, советом вождей и высшим военачальником[ref]Термином «военная демократия» Маркс и Энгельс обозначали политическую организацию (состояние политической надстройки) общества, находящегося в стадии разложения патриархально-родового строя и предшествовавшего образованию государства.[/ref]. Войны усиливают власть верховного военачальника, а также второстепенных вождей. В это время «закладываются основы наследственной королевской власти и наследственной знати»[ref]Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1951 г., стр. 170.[/ref].
В период разложения первобытно-общинного строя — появления частной собственности на средства производства и начала складывания классов и государства — военные столкновения по-степенно приобретают характер войны.
Военные столкновения, когда еще не существовало отделенной от народа «публичной» власти, которая могла быть ему противопоставлена, велись «самодействующей вооруженной организацией населения»[ref]Там же, стр. 177.[/ref]. В период военной демократии все мужчины были вооружены и в случае необходимости организовывались в вооруженные группы. В это же время появляются небольшие постоянные отряды (дружины, свиты) вождей. Воины отряда (свиты) жили вместе со своим вождем, являлись его ближайшими соратниками, на вожде лежала забота об их вооружении и материальном благополучии. Постоянный отряд всегда находился при своем вожде. Этих воинов нельзя было заставить «вспахивать землю и ожидать жатвы», они содержались «путем насилий и войны»[ref]Сочинение Корнелия Тацита, СПБ, 1886 г., т, 1 стр. 48.[/ref]. Свита вождя являлась постоянным ядром народа-войска[ref]Там же.[/ref].
Вооруженный народ, составлявший во время военных столкновений вооруженные группы, организационно был подразделен на тысячи, сотни и десятки. Наличие десятичной организации у многих народов периода военной демократии не может вызывать сомнения. В основе организационного деления лежала родовая сплоченность. Сотня, спаянная родовыми узами и являвшаяся основным организационным подразделением, отличалась высокой боеспособностью и порядком. Главной военной силой у оседлых племен были пешие воины, у кочевых племен — конные воины.
Воины для боя выстраивались в тесно сомкнутые глубокие построения в форме одной или нескольких колонн.
Глубокое построение в период военной демократии вытекало из общественного уклада. Весь общественный уклад, пишет Энгельс, наглядно показывает, что в сплоченности все спасение, что обособленный, представленный своей собственной энергии, индивид обречен на беспомощность. Чем больше опасность, тем больше смыкаются люди. Свита вождя сражалась или на конях, или на колесницах, а в Индии на слонах. В Египте же, где коневодство появилось сравнительно поздно, постоянный отряд вождя сражался в пешем строю. Конница и боевые колесницы располагались впереди, на флангах или позади боевого расположения пеших воинов.
Перед выступлением в поход вожди набирали необходимое число вооруженных людей, устанавливали пути движения и объект для нападения. Походы были сравнительно кратковременными и производились на небольшие расстояния. Излюбленной формой военных действий было внезапное нападение и ложное отступление с целью подвести противника под удар засады. Само боевое столкновение, как правило, было кратковременным и решалось главным образом первым ударом.
Появление особых отрядов вооруженных людей — армии — как результат возникновения классов и государства. «Самодействующая вооруженная организация населения», писал В. И. Ленин, была возможна, когда не было раскола общества на классы, и невозможна, когда этот раскол произошел[ref]См. В, И. Ленин, Соч., т. 25, стр. 360—363.[/ref].
В период распада родовых отношений — «военной демократии» — вожди окружали себя военными дружинами (свитами). С возникновением военных дружин связано начало появления особых отрядов вооруженных людей. Дружина являлась политической и военной опорой складывающейся государственности.
Таким образом, начало процесса отделения вооруженной силы от народа восходит ко временам военной демократии. Дружина являлась не чем иным, как зародышем армии.
С возникновением классов и государства вооруженные силы отделяются от народа. Воинами является не все население, могущее владеть оружием, как это было во времена самодействующей вооруженной организации населения, а определенные группы людей, на которых возлагаются эти обязанности государственной властью.