[ref]Введение к курсу истории военного искусства ставит целью рассмотреть важнейшие отправные положения, составляющие методологическую основу всего курса истории военного искусства, а также дать общую характеристику курса.[/ref]]Марксизм-ленинизм, вскрывший законы развития человеческого общества, впервые научно обосновал подлинную природу войны и армии. Марксистско-ленинское учение о войне и армии — это учение о классовой природе и сущности войны и армии, о закономерностях их возникновения и развития.
Основой правильного понимания происхождения и классовой сущности войны и армии является учение марксизма-ленинизма о развитии общества.
Правильно понять действительную сущность войны и армии возможно лишь, когда история развития общества рассматривается прежде всего как история развития производства, история способов производства, сменяющих друг друга на протяжении веков, как история самих производителей материальных благ, история трудящихся масс, являющихся главной созидательной, творческой силой всякого общества.
Ключ к пониманию такого общественного явления, как война, нужно искать в способе производства, в экономической и политической структуре общества.
Война — явление общественное, конкретно-историческое. Войны не вечны, они — неизбежное явление классовых антагонистических обществ (рабовладельческого, феодального, капиталистического), экономический базис которых основан на частной собственности на средства производства, на отношениях эксплуатации одного класса другим, на отношениях господства и подчинения. С уничтожением последней классовой формации — капитализма — прекратятся войны.
Войны возникли с появлением частной собственности на средства производства, с расколом общества на антагонистические классы. Первобытно-общинный строй не знал частной собственности на средства производства, классов и эксплуатации человека человеком. Это было общество, в котором «для рабов еще нет места», «нет его и для порабощения чужих племен», это была организация «без солдат, жандармов и полицейских, без дворянства, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без процессов…»[ref]Ф. Энгельс. Происхождение, семьи, частной собственности и государства, Госполитиздат, 1952 г., стр. 99.[/ref] При первобытно-общинном строе не было социальных условий, порождающих войны, а поэтому не было и специально вооруженных отрядов людей. Вооруженные столкновения между отдельными родами и племенами, иногда происходившие при первобытно-общинном строе, не могут быть названы войнами, так как они не вытекали из самого характера общественных отношений. По своей природе эти военные столкновения принципиально отличаются от войн классового общества.
Только в классовом обществе происходят войны, которые ведутся господствующими классами с целью грабежа чужих земель, завоевания и порабощения других народов, а также между классами одного и того же государства. В каждом классовом обществе — и в рабовладельческом, и в феодальном, и в капиталистическом — происходили войны, продолжавшие политику господствующих, эксплуататорских классов, а также войны, продолжавшие политику угнетенных, эксплуатируемых классов. Антагонизм классов, антагонистическая природа экономического базиса классового общества неизбежно ведет к войнам.
«Война, — определяет В. И. Ленин, — есть продолжение политики иными средствами. Всякая война неразрывно связана с тем политическим строем, из которого она вытекает. Ту самую политику, которую известная держава, известный класс внутри этой державы вел в течение долгого времени перед войной, неизбежно и неминуемо этот самый класс продолжает во время войны, переменив только форму действия»[ref]В. И. Ленин. Соч., т. 24, стр. 364.[/ref].
Для того, чтобы правильно понять войну, нужно выяснить, из-за чего ведется данная война, какие классы ее ведут и какие социально-экономические условия ее вызвали, нужно выяснить классовый характер войны[ref]См. В. И. Ленин. Соч., т. 23, стр. 21, и т. 24, стр. 362.[/ref].
Классовый характер войны определяется именно тем, какую политику война продолжает, какой класс, в каких целях ведет войну.
Для понимания войны, как продолжения политики тех или иных классов, необходимо вскрыть сущность политики. Надо изучить политику перед войной, политику, ведущую и приведшую к войне. Война насквозь есть политика, продолжение осуществления определенными классами тех же целей, но другим путем. Политика, определяет марксизм-ленинизм, есть концентрированное выражение экономики, борьба между классами. Политика выражает отношения между классами (их коренные интересы, вытекающие из их экономического положения), а также между нациями и между государствами. Такое определение политики вскрывает ее классовую сущность и разоблачает буржуазно-идеалистические взгляды, согласно которым политика в классовом обществе выражает интересы всего общества в целом. В классовом обществе, разделенном на антагонистические классы, нет и не может быть общенародной политики.
Политику того или иного государства принято подразделять на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя и внешняя политика неразрывно связаны между собой. Внешняя политика, проводимая тем или иным господствующим классом, вытекает из его политики вообще, из его внутренней политики. Война есть отражение внутренней политики, которую данный господствующий класс ведет[ref]См. В, и. Ленин, Соч., т. 23, стр. 31 и т. 30, стр. 131.[/ref].
Совершенно неправильно считать, что ленинское определение войны как продолжение политики насильственными средствами совпадает с высказываниями о войне Клаузевица.
Известно, что Клаузевиц — один из основоположников немецкой военной идеологии, — говоря о войне, определял ее как продолжение «государственной» политики. Клаузевиц — идеолог юнкерско-буржуазной Пруссии, его взгляд на политику и войну идеалистический. Агрессивную политику прусского юнкерства Клаузевиц представлял как политику всего общества в целом. Война, по Клаузевицу, вытекает не из классовой, а «общенациональной» политики. Прусский военный идеолог отрицал классовую сущность политики и, следовательно, классовую природу войны. Он рассматривал войну вне связи с экономическим строем и политикой господствующего класса.
Клаузевиц признавал лишь один вид войны — внешнюю войну (войну между государствами), которую считал исторически необходимой. Справедливые войны угнетенных классов и угнетенных народов Клаузевиц не включал в понятие войны. Следовательно, он также не признавал и различную классовую природу войн.
Правильное понимание характера войны имеет исключительно важное значение. Понять характер войны — это значит понять причину и движущие силы той или иной войны, расстановку сил в войне и перспективы ее развития.