Поп-арт

Поп-арт появился в США и Великобритании во второй половине 1950-х гг. (от popular art — общедоступное искусство). Отказавшись от всех традиций прежнего искусства, в том числе и сложных абстрактных композиций, представители этого течения создавали произведения, в которых соединились элементы живописи и скульптуры. В их композициях красочные мазки могли сочетаться с предметами быта, фотографией, муляжем, репродукциями, обрывками газет и рекламных изданий. Произведение поп-художника может иметь три измерения и занимать целый выставочный зал.

Картины художников поп-арта изображают (и часто очень реалистично) бутылки кока-колы, банки с консервами, рекламные плакаты. Иногда творения поп-мастеров — это огромные мягкие телефоны, пишущие машинки.

Крупным представителем английского поп-арта является Ричард Гамильтон. Широкую известность получил его коллаж, созданный в 1956 г. и получивший название «Что же это такое, что преображает современное жилище, делает его таким привлекательным?».

На картине зритель видит комнату, заполненную разнообразными товарами: у стены включенный телевизор, на маленьком столике перед ним — большая банка с ветчиной. На полу — магнитофон. Перед лестницей — пылесос с невероятно длинным шлангом, который держит в руках домработница. На стене висит плакат с картинкой из комикса. В середине комнаты стоит супермен в плавках. В его руке — огромный леденец на палочке, напоминающий теннисную ракетку. На диване — обнаженная красотка в колпаке для сушки волос. Выполненные с фотографической точностью фигуры людей своей неподвижностью напоминают скульптуры. Главные герои картины — это вещи, которые правят людьми.

В отличие от американских мастеров поп-арта (Р. Лихтенштейна, Э. Уорхола), которые в своих работах прославляли мир вещей и товаров, английские художники, работавшие в этом направлении, создавая подобные произведения, критиковали потребительскую психологию людей и таким образом выражали свой протест против вещизма.

Граффити

Во второй половине XX в. появилось новое, необычное искусство. Оно сформировалось в молодежной среде США, а позднее проникло в Европу. Свое название это направление получило от итальянского слова graffiti, что буквально означает «процара-пывание» (в древности — надписи, имеющие бытовой или магический характер, на сосудах, на стенах строений и на других предметах).

Сначала любители граффити разрисовывали с помощью распылителей с краской стены зданий, вагоны метро, ограды. Со временем это своеобразное творчество начало завоевывать картинные галереи, где размещались картины, выполненные в такой технике. Но, несмотря на это, граффити по-прежнему остается и занятием подростков, расписывающих транспорт и стены домов, что нередко вызывает недовольство окружающих.

В стиле граффити работал умерший в 1990 г. от СПИДа американец К. Харинг, писавший не распылителями, а мелками. Его произведения выставлены во многих музеях мира («Молчание = смерть»). Работы Харинга напоминают картины немецкого мастера граффити А. Р. Пенка («Стандарт», 1971).

Современные художники ищут новые пути в искусстве, стараясь придумать нечто необычное, не похожее на то, к чему привыкли зрители. Так возникла инсталляция — продуманное расположение различных предметов в помещении. С помощью подобного творчества художники пытаются выразить свое отношение (нередко критическое) к окружающему миру.

Многие художники и скульпторы современной эпохи используют при создании своих произведений не только бросовые материалы, песок, но также применяют компьютеры, видеотехнику, а некоторые придумали даже такое: они создают композиции, которые вскоре уничтожают. Сейчас подобное искусство кажется нам странным, но, возможно, через какое-то время оно станет привычным, ведь и прекрасные творения импрессионистов когда-то не признавались современниками.

История искусства © 2016 Frontier Theme