Советская военная наука, зародившись вместе с Советскими Вооруженными Силами, впитала в себя все то лучшее, что дало военное искусство в прошлом. Советская военная наука опирается на приобретенный опыт ведения войн и военных действий. Только на основе знания истории военного искусства можно глубоко раскрыть объективные закономерности вооруженной борьбы.
История военного искусства есть история возникновения и развития способов ведения военных действий и войны в целом, рассматриваемых исторически, исходя из развития общественно-экономических формаций и классовой борьбы. История военного искусства, изучая основные этапы развития способов ведения военных действий и войны в целом, не может не изучать армию — конкретного носителя военного искусства. Только после того как будет определен классовый тип той или иной армии, система комплектования, внутренняя организация, система воспитания и обучения, а также ее военно-техническая база (военная техника), можно дать правильное освещение военного искусства.
Следовательно, история военного искусства изучает способы ведения военных действий и войны в целом, применяемые в определенную историческую эпоху определенной армией (например, капиталистической). История военного искусства в исследовании любого вопроса в качестве своей основы имеет определенную войну (историю войн)[ref]История войн изучает войны, их появление, вызванное определенными политическими (классовыми) условиями, их характер, развитие и особенности, или, говоря иначе, история войн изучает войны, которые вели в различные эпохи определенные классы, и присущие этим войнам закономерности. Она также освещает отдельные военные события, операции, сражения и бои. История войн является разделом общей истории и составляет основу изучения истории военного искусства.[/ref].
Современное военное искусство опирается на военный опыт прошлых войн. Изучая историю развития военного искусства, исторический опыт, мы наблюдаем, что способы ведения войны и военных действий возникают и развиваются не хаотично, а подчинены определенным закономерностям. Среди множества военных явлений нужно находить характерные, типичные, т. е. именно те, которые отражают закономерности развития военного дела.
Советская военная наука построена на основе подлинного единства и творческого взаимодействия теории и практики. Военная теория опирается на военную практику, военный опыт. Теория, являясь обобщением опыта, дает людям понимание объективной действительности и перспективу в их практической деятельности. Изучение истории военного искусства, и особенно боевого опыта минувшей войны, позволяет глубоко познать закономерности современного военного искусства, получить правильное представление о дальнейшем направлении развития военного искусства. Однако опыт прошлых войн нельзя канонизировать, возводить в культ и считать, что только на основе опыта минувших войн можно строить современную теорию вооруженной борьбы. Способы и формы вооруженной борьбы непрерывно изменяются в результате изменений в способе производства, в средствах борьбы. Нужно творчески перерабатывать опыт прошлой войны, учитывая все факторы, влияющие на развитие военного искусства. Обобщения, сделанные военной наукой по тем или иным вопросам, тогда правильны, когда они построены на основе всестороннего и глубокого изучения новых условий ведения современной войны.
История военного искусства может быть правильно изучена только с позиций марксизма-ленинизма, только при том условии, когда отдельные военные явления будут рассматриваться на основе классового анализа и принципа партийности в науке. В. И. Ленин неоднократно указывал на вредность объективистского, чисто описательского подхода к исследованию и освещению тех или иных исторических процессов и событий.
Уклонение от классового анализа и принципа партийности в науке при освещении любых исторических явлений есть не что иное, как скатывание с позиций марксистско-ленинской методологии на позиции буржуазного объективизма.
Объективистский подход, как это показала критика отдельных работ, проявляется в оценках войн, армий и отдельных военных деятелей. Известно, например, что некоторые военные историки армию Петра I считали армией народной на том основании, что она комплектовалась из рекрутов. Военное искусство при таком подходе отрывалось от способа производства, от классовой структуры общества, не показывалось влияние борьбы классов на развитие и смену способов и форм ведения войны и боя. Нельзя также при освещении истории военного искусства ограничиваться только простым перечнем отдельных фактов, т. е. сплошной фактологией.