Романтизм в каждой западноевропейской стране отличался национальным своеобразием, особым колоритом. Так, произведениям немецких романтиков свойственны яркие черты мистицизма. Художников привлекало все необычное, сверхъестественное, поэтому очень часто немецкие живописцы обращались к готическому искусству, таинственным средневековым легендам и сказаниям.
Тесно связано с романтизмом искусство назарейцев, немецких и австрийских художников-романтиков, образовавших в 1809 г. объединение «Союз Св. Луки». Слово «назарейцы» происходит от немецкого слова nazarener — длинноволосые. Этот термин имел несколько ироническую окраску и был связан с названием длинноволосой прически («алла назарена»), получившей популярность благодаря автопортретам А. Дюрера.
Искусство назарейцев возникло в трагическую эпоху, когда почти вся территория Германии была захвачена Наполеоном. Поэтому художники, входившие в объединение, стремились уйти от жестокой реальности в мир древних преданий и легенд. Назарейцы пытались возродить высокую духовность в искусстве, их идеалом был живописец-монах, проводивший свои дни в художественном творчестве, постах и молитвах.
Основателями объединения стали живописцы Фридрих Овербек и Петер Корнелиус. В 1810 г. назарейцы, среди которых, кроме Овербека и Корнелиуса, были также Ф. Пфорр, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, поселились в заброшенном монастыре Сан-Исидоро. Здесь они вели образ жизни, характерный для средневекового религиозного братства. Художники пытались воскресить фресковую живопись. Образцами для них были произведения П. Перуджино, А. Дюрера, Рафаэля. Почти все работы назарейцев создавались коллективно. Именно так были написаны фрески библейской тематики в доме прусского консула в Риме (1816-1817).
Работы назарейцев (не только коллективные, но и индивидуальные) характеризуются стилизацией и театральностью. Особой популярностью пользовался П. Корнелиус, которого современники называли немецким Микеланджело, считая его представителем «большого стиля» в живописи. Какое-то время он занимал должность директора Академии искусств в Дюссельдорфе, затем в Мюнхене, а позднее — в Берлине. Его произведения (фрески античной тематики в Глиптотеке, 1820-1830; «Страшный суд», 1836-1840) были примером для подражания молодым немецким художникам.
Большое место в немецкой живописи занимал романтический пейзаж. Крупным представителем этого искусства был Филипп Отто Рунге, работавший в Гамбурге. В молодые годы художник писал главным образом реалистические портреты («Портрет семьи художника», «Автопортрет», 1806). К пейзажу Рунге обратился в поздний период своего творчества. К последнему десятилетию его жизни относится незаконченный триптих, в котором живописец хотел с помощью символов и аллегорий изобразить бесконечно возрождающуюся жизнь природы. В гамбургском музее хранится законченная часть триптиха — картина «Утро» (1808), в которой на фоне чудесного весеннего пейзажа выведены аллегорические фигуры молодых женщин и путти, как будто танцующих над цветущей землей.
Ярким представителем немецкого романтизма является Каспар Давид Фридрих.
Каспар Давид Фридрих
Каспар Давид Фридрих, известный пейзажист-романтик, родился в 1774 г. в небольшом прибалтийском городке Грейфсвальде. Во время учебы в университете начал заниматься живописью. Первым его наставником был И. Г. Квисторп, обладатель богатой коллекции картин. Именно Квисторп познакомил Фридриха с теологом и писателем Г. Л. Козегартеном, оказавшим огромное влияние на развитие художественно-изобразительного метода молодого живописца.
С 1794 г. Фридрих учится в копенгагенской Художественной академии. Приехав в Дрезден, являющийся в то время центром раннего немецкого романтизма, художник предстает уже зрелым мастером.
Излюбленным жанром Фридриха стал пейзаж. Еще в детстве природа Балтийского побережья настолько захватывали его, что возникало непреодолимое желание запечатлеть ее на полотне. В дальнейшем картины Фридриха, проникнутые чувством восхищения перед величественной красотой природы, наполнились более глубоким смыслом. В них появились пессимистические настроения. Пейзажи немецкого мастера настолько лиричны, что создается впечатление, будто автор, глядя на пейзаж, размышляет о дальнейшей судьбе человечества.
Отличительной чертой творчества Фридриха является реалистичная передача картин природы. Основным мотивом его произведений становятся изображения гор и скал, скрытых туманной дымкой, очертания которых видны далеко за горизонтом. Таковы полотна «Пейзаж с мужской фигурой у изгороди», «Горный пейзаж» и «Крест на горе».
Картина «Крест на горе» была предназначена для украшения домашней капеллы, находящейся в замке Тетшен. В изображение природы художник вкладывает особый смысл. Рядом с деталями, символизирующими плоть и кровь Христа, размещена пейзажная картина: устремленные ввысь скалы с проросшими елями. На вершине одной из гор хорошо видны очертания креста. Последний не является простым обозначением Голгофы и не воспринимается зрителем как элемент, искусственно помещенный автором в пейзажную композицию. Крест у Фридриха — часть природы и в то же время символ. Именно природа оказывается выразителем и носителем высшего, духовного и религиозного идеала.
В своем творчестве художники-романтики всегда стремились показать единство человека и природы. Но угнетающее безмолвие окружающего мира всегда препятствует этому слиянию. Фридрих, в отличие от других романтиков, заставляет природу говорить. В каждой композиции элементы пейзажа имеют конкретное значение: кладбище обозначает смерть, корабль — земной путь человека, гавань — вечный покой. Однако эти символы становятся в его картинах естественной частью изображаемой природы. Примером тому являются полотна «Гибель «Надежды» во льдах»
(1822), «Возрасты» (приблизительно 1815).
На картине «Гибель «Надежды» во льдах» снежная пустыня и гибнущий корабль воплощают одиночество человека, который старается противостоять враждебным силам окружающей его действительности. Суровое бескрайнее ледяное поле здесь символизирует жестокий мир, в котором каждый человек должен приложить все силы, чтобы выжить, не утонуть в холодном море.
Особое место в своих художественных композициях Фридрих отводит изображению неба. Это едва ли не самый важный элемент его живописи. Современники рассказывают, что, когда мастер писал небо, никто не должен был нарушать его покой.
Значительную роль в пейзажах Фридриха играют человеческие фигуры. Очень часто художник пишет людей спиной к зрителю. Бездейственные созерцатели картин природы, они как будто вбирают в себя авторское «я» живописца. Герой в произведениях Фридриха всегда оказывается стоящим в стороне от главного в композиции — картины-пейзажа. И в то же время человек и природа — собеседники, ведущие неторопливый разговор о мироустройстве, о судьбе и месте человека в этом мире. Маленькие фигурки людей на полотнах Фридриха создают настроение одиночества и грусти, растерянности и безысходности. Таковы картины «Женщина у окна» (1818), «Месса в готической руине» (1819), «Двое, созерцающие луну» (1819-1820) , «Пейзаж с мужской фигурой у изгороди», «Восход луны над морем» (1821).
Почти во всех произведениях Фридриха звучит тема одиночества человека перед лицом величественной и равнодушной природы, с которой он неосознанно стремится слиться. Единственный путь к этому художник видит в смерти. В понимании романтиков смерть духовно очищает и освобождает человека. Эта мысль присутствует почти во всех картинах Фридриха, но даже если в них нет символов смерти, о ней напоминает такая деталь, как переход от сумерек к ночной тьме и от мрака к свету.
Нередко дальние планы на картинах Фридриха оказываются гораздо светлее переднего. Художник как бы подсказывает зрителю выход из создавшейся трагичной ситуации, путь избавления от страданий и одиночества. Он зовет зрителя подальше от мирской суеты, вперед, к светлым, солнечным далям, туда, где царит покой и тишина. Таковы его композиции «Горный пейзаж», «Пейзаж с радугой» (1809) , «Пейзаж с мужской фигурой у изгороди», «Женщина у окна», «Луга под Грейфсвальдом» (1820-1830).
Каспар Давид Фридрих скончался в 1840 г.
Живопись знаменитого немецкого романтика наполнена глубоким философским смыслом и требует от зрителя сосредоточенности, внимательности и умения ассоциативно связывать художественные образы с реалиями действительности. Не многим это оказывается по силам. Поэтому при жизни у живописца было сравнительно мало истинных почитателей. Однако те, кому удалось до конца понять и полюбить картины знаменитого мастера, стали настоящими поклонниками его замечательного творчества.
Искусство художника можно сравнить с произведениями известных немецких писателей-романтиков Й. Эйхендорфа и Л. Тика. Их творения объединяет стремление сконцентрировать внимание зрителя и читателя на природе, желание одухотворить и одушевить ее, наделить умением мыслить и говорить. Творчество Фридриха по достоинству оценили в России. Большим почитателем его живописи был поэт-романтик В. А. Жуковский, по инициативе которого в Россию попали картины Фридриха. В настоящее время их можно увидеть в музеях Москвы и Санкт-Петербурга.
К романтическому пейзажу обращались многие немецкие художники. В их числе был и Карл Блехем, крупнейший пейзажист, работавший в Берлине. Романтизм присущ раннему творчеству этого мастера («Удар молнии») , позднее в его ландшафтах стали преобладать реалистические черты («Пальмовая оранжерея на Павлиньем острове», 1834).