Наивное искусство

В конце XIX в. в живописи Западной Европы возникло такое явление, как примитивизм, или наивное искусство. Первым его представителем был французский художник А. Руссо.

Анри Руссо (Таможенник)

Анри Жюльен Феликс Руссо родился в 1844 г. в Лавале. Живописи учился самостоятельно. В 1871-1893 гг. служил в парижском акцизном ведомстве, поэтому и получил столь странное прозвище — Таможенник.

Писать Руссо начал около 1880 г. Первые его работы были выставлены в Салоне независимых в 1886 г.

В творчестве Руссо соединились традиции народного искусства (лубок, ярмарочная афиша, трактирная вывеска) и элементы академической живописи. Ярким примером такого синтеза стал автопортрет, названный автором «Я, портрет-пейзаж» (1890), и композиция в духе салонной пасторали «Счастливый квартет» (1902).

Руссо работал в самых разных жанрах. Он писал портреты, бытовые сцены (семейные праздники), пейзажи с видами Парижа и его окрестностей, военные сражения и парады. Картины Руссо отличаются четкими контурами, делающими изображение весомым. Его ранние произведения написаны как бы отдельными мазками, позднее живопись художника стала более гладкой и ровной.

Нередко Руссо копировал рисунки с открыток и журналов и превращал их в необычные, фантастические образы,
напоминающие древнеегипетское искусство. Такова его знаменитая «Спящая цыганка» (1897). Портретные работы
Руссо представляют собой видоизмененные трафареты — семейные фотографии, костюмированные аллегорические портреты («Свадьба», 1905; «Поэт и Муза», 1909).

В середине 1900-х гг. художника увлекла тема схваток хищных зверей в тропических лесах («Нападение ягуара на лошадь», 1910; «В тропическом лесу», 1910). Руссо, никогда не покидавший Францию, писал удивительно яркие и необычные картины фантастических стран. Таково полотно «Сон Ядвиги» (1910), на котором художник изобразил мечтающую королеву, окруженную сказочными птицами и растениями.

Руссо Джунгли. 1909 г

Руссо Джунгли. 1909 г

Умер Анри Руссо в 1910 г. в Париже.

Пытаясь соединить приемы академической живописи с наивным языком народа, Руссо создал своеобразное искусство, привлекшее внимание таких известных художников, как О. Редон, П. Гоген, Ж. Сёра, П. Пикассо, Р. Делоне. Его живописные образы, фантастичные и в то же время реалистичные, оказали большое влияние на сюрреалистов.

В духе примитивизма работали французский художник Доминик Пейронне, писавший главным образом марины, и грузинский мастер Нико Пиросманишвили, изображавший сцены быта и праздничных гуляний, а также пейзажи.

Почти все наивисты были самоучками, живущими в провинциальных городках. Хотя их работы кажутся технически беспомощными, они трогают зрителя искренностью чувств и свежестью впечатлений.

Революции и войны 20 столетия, глубокие изменения в политической, экономической, общественной жизни стран Западной Европы не могли не сказаться на искусстве.

В эту эпоху в противовес традиционной реалистической живописи возникает совершенно новое явление в искусстве, утверждающее другой подход к изображению действительности и получившее название модернизм

В отличие от своих современников-реалистов, представители нового искусства не стремились к достоверной передаче окружающего мира. Главным для них было самовыражение. С помощью художественных средств модернисты пытались донести до зрителя свои чувства и настроения. Начало этому явлению было положено еще в конце XIX в. французскими импрессионистами. Их живописную манеру подхватили мастера-постимпрессионисты.

Искусство модернизма не является целостным, оно разделено на направления, разнообразные по средствам выражения и по своим целям. Некоторые из них весьма значительно отличаются друг от друга. Многие художники-модернисты создавали группировки, имевшие собственные программы. Иногда мастера переходили из одного такого объединения в другое. Нередко они создавали произведения, в которых обнаруживались черты разных направлений.

Модернисты перестали следовать старым традициям в живописи, что вызвало множество споров между сторонниками и противниками нового искусства. Особые нарекания со стороны критики вызывала техническая сторона произведений: нередко художники игнорировали такие важнейшие свойства живописи, как точность рисунка, соответствие красок естественным природным цветам и т. д.

Благодаря телевидению, журналам, альбомам репродукций, международным выставкам художественные направления очень быстро распространяются по всему миру. С такой же скоростью они устаревают, и на их месте возникают новые течения. Известные живописцы и графики различных национальностей живут и работают в крупных художественных центрах. Прежде центром модернизма был Париж, позднее к нему присоединились Лондон и Нью-Йорк. Искусство модернизма интернационально, по этой причине его направления не разделяют по странам.

История искусства © 2016 Frontier Theme