Музыка в Древнем Египте

Как об этом свидетельствуют многочисленные изобразительные памятники и древнеегипетские музыкальные инструменты, дошедшие до нас, музыка занимала существенное место в частной и общественной жизни древних египтян. В одном наставлении писцу говорится, что он должен быть «обучен играть на свирели, играть на флейте, сопровождать [игру на] лире и петь с [музыкальным] инструментом нехт». Таким образом, обучение музыке входило в программу школьного образования. И в культе ей отводилось подобающее место, ибо богослужение, как известно, нередко сопровождалось музыкальным аккомпанементом или пением.

К сожалению, наши сведения о древнеегипетской музыке довольно ограниченны. Греческие и латинские авторы в своих трудах ничего не говорят о характере ее. Из самого же Египта помимо древних инструментов дошли до нас изображения играющих музыкантов. Певцами и музыкантами были мужчины и женщины.

Уже в эпоху Древнего царства, в III тысячелетии до н. э., египтяне уделяли музыке много внимания — пение и игра на разных инструментах, как об этом свидетельствуют памятники, были весьма распространены. Склонность египтян к музыке сохранилась на протяжении всей их многовековой истории, и даже в музыке коптов, египтян-христиан, мы находим многое, несомненно восходящее к древнему Египту. Известный русский церковный деятель Порфирий Успенский, интересовавшийся церковным пением коптов, отметил, что оно не похоже ни на греческое, пи на армянское и что оно по большей части «держит только два рядовых тона (диез и настоящую ноту)… Думать можно, что копты сохранили напевы своих предков и жрецов Осириса и Исиды и других божеств».

Что касается древнеегипетских музыкальных инструментов, то их можно разделить на четыре группы: идиофоны (систры, трещотки, колокольчики и т. п.); мембранофоны (барабаны разных типов); духовые инструменты (флейты разных типов, гобои, серебряные и золотые трубы); струнные инструменты (арфы разных типов — рис. 79,— лютни, лиры). Уже сам набор инструментов в какой-то степени характеризует египетскую музыку.

Рис. 79. Арфа. Дерево. Новое царство (?). Метрополитен-музей. Нью-Йорк

Рис. 79. Арфа. Дерево. Новое царство (?). Метрополитен-музей. Нью-Йорк

Естественно, возникает вопрос: были ли у древних египтян ноты или какая-то другая система музыкальной записи?
Каких-либо специальных письменных знаков для этой цели не существовало. Как и в ряде других стран древности, в Египте была распространена хейрономия (от древнегреческого глагола «хейрономео» — «двигать [в такт] руками»), т. е. специализированная жестикуляция руками для выражения ритма и мелодии. Хейрономия унаследована и музыкой коптов. Обычно певец был одновременно и хейрономом по отношению к музыкантам, сопровождавшим его пение на разных инструментах. Существовало несколько хейрономических серий. Одна из них лучше изучена, чем другие. О ней в обобщающем виде сказать можно следующее: основной тон обозначался рукой, большой и указательный пальцы которой были замкнуты в изображении кольца; квинта же выражалась вытянутой рукой, пальцы которой вытянуты и сомкнуты. Промежуточные тоны передавались рукой, согнутой под разными углами, с таким же положением пальцев. К сожалению, эти наблюдения не позволяют восстановить звуки и тональность древнеегипетской музыки. Попытку выяснить ее строй предпринял 30 лет назад советский ученый А. Мачинский. Вот как он резюмировал результаты своих исследований: «Так как можно считать, что пропорции отдельных инструментов переданы на изображениях с достаточной степенью точности, то, измерив длину струн на каждом отдельном изображении музыкального инструмента (наиболее подходящим инструментом для практического осуществления предложенного способа являются арфы) и вычислив отношения длин струн к наиболее длинной струне и далее вычислив средние отношения длин струн у нескольких изображений однотипных инструментов, мы сможем путем сравнения полученных данных с теоретическими отношениями длин струн при различных музыкальных строях установить близость древнеегипетского музыкального строя к тому или иному из музыкальных строев… На основании произведенных вычислений можно пока предположительно сказать, что древнеегипетский музыкальный строй был близок к строю шотландской или китайской гаммы, причем первоначально (в эпоху Древнего царства, III тысячелетие до н. э.) он имел интервалы в целый тон, позднее (в эпоху Нового царства, 1500—1900 лет до н. э., или даже несколько ранее) входит в употребление; не вполне вытесняя старый, музыкальный строй с полутоновыми интервалами». К сожалению, другие исследователи древнеегипетской музыки у нас и за рубежом не применяли более метода А. Мачинского.

Из египетской литературы нам известен ряд гимнов богам и другие произведения, которые, вне всякого сомнения, распевались, например, любовные песни, песни, которые пели плакальщицы на похоронах, и т. д. Но если мы отлично понимаем их словесное содержание, их мелодии до нас не дошли.

Таким образом, конкретное звучание египетского пения и египетской инструментальной музыки известно нам лишь приблизительно. У египтян музыка и музыканты, как было сказано, были в почете. До нашего времени сохранились гробницы музыкантов начиная с Древнего Царства; мы знаем имена отдельных египетских певцов и музыкантов.

Этнографические данные о Египте в XIX и начале XX в. свидетельствуют, что, несмотря на все исторические превратности, в народной музыке феллахов Верхнего Египта сохранились элементы древнеегипетской музыки. Такова, например, песня о коте и мышке.

История искусства © 2016 Frontier Theme