Родственность каменной рельефной резьбе
Монументально-декоративная деревянная резьба Древней Руси родственна резьбе каменной, а потому значительное место занимает крупная рельефная резьба (в оформлении зданий, судов, предметов обстановки). Каменная и деревянная резьба имеют распространенные обобщенные формы, технология выявления рельефа из материала также подобна — и деревянная, и каменная резьба имеет сглаженные поверхности со вниманием к текстуре материала. Каменная резьба распространена в экстерьерном убранстве храмовых сооружений Древней Руси, в этом случае деревянная резьба являет соответствие внешнему виду здания и дополняет его, достраивая до целостности подобной деревянной резьбой. Примеры каменного рельефа, подобного деревянному рельефу церквей: Церковь Покрова Богородицы на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве- Польском.
Церковное убранство
Основные памятники XV — XVI веков, по которым можно судить о развитии монументально-декоративной резьбы, относятся к убранству церковных интерьеров: царские врата, амвоны, молельные места. Уровень мастерства, сложности орнаментальных деталей, технологии и техники обработки дерева, проявленный в этих предметах, свидетельствует о длительном развитии и прочности традиций этого вида декоративно¬прикладного искусства.
Царские врата являются входом в алтарное пространство, находятся в центре иконостаса и предназначены для выноса Священных Даров и исхода Царя Славы в общину верующих. Традиционно врата состоят из прямоугольных створок с завершием в форме полукруга, смыкающегося створками в круг, или кокошника, створки крепятся к столбам, которые заканчиваются кубообразными главками, стоящими на барабанчиках.
Царские врата из Ярославской губернии, 15 века.
Основной мотив — характерная для русской резьбы плоская сдвоенная ремневидная плетенка, которая уподоблена растительному орнаменту — концы завершены листьями и завиткми. Врата выполнены в технике ажурной резьбы, позолоченной и положенной на цветной фон. Створки содержат иконные изображения в киотцах — обрамлениях в форме киота — модели пятиглавого храма.
Важная особенность декора этих царских врат является четкость конструктивного построения. Их поверхность расчленена прямыми гладкими багетами с выемкой посередине и оживляется декоративными пятнами, которыми служат иконы в киотцах и обрамлениях.
Царские врата церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова Ярославского, XVI века. Царские врата состоят из двух створок с полукруглым завершением, в качестве оформления использованы полуовалики и киотцы-храмики с пятью луковичными главками, а также поддерживающие карниз столбики-кронштейны. Резьба имеет барельефный характер — плетенка не плоская, а объемная.
Характеристики, которые делают врата излучающими священный алтарный свет на прихожан, проницаемыми для Святого Духа ради схождения на верующих и проникновения их молитв в священное пространство:
— предельная ажурность сдвоенной ремневидной плетенки;
— симметричность плетеночной композиции при всем множестве ответвлений, завитков и расширений;
— сквозная резьба.
При этом резьба нисколько не скрывает конструктивных членений царских врат и сени, которые ясно читаются под ее ажурной сеткой. Каждая архитектурная и декоративная форма выявлена и акцентирована тем или иным характером узора. Резьба царских врат рассчитана одновременно на восприятие с дальнего и близкого расстояния:
— издалека акцент на объемных формах полуваликов и выпуклых киотцев;
— вблизи акцент на светотеневой игре ажурной резьбы.
Молельные места — специфическая и распространенная в XVI веке форма персонального места в храме, соединяющая в себе формы трона и напрестольной сени (балдахина) — навеса над кафедрой священнослужителя, являющей особую святость места и способствующей «осенению» во время службы, когда священнослужитель становится лишь посредником, устами которого говорит Бог. Молельные места также способствуют индивидуальной связи в молитве наиболее важных особ — князей, царей. Именно поэтому распространена такая форма молельного места, как Царское место, находящиеся в главных соборах державы. Одно из наиболее известных и хорошо сохранившихся царских молельных мест — резное молельное место Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля.
Молельное место Ивана Грозного в Успенском соборе Московского Кремля, 1551 г.
Это царское место служило как местом восседания монарха во время посещения служб в качестве средства «осенения» царя под сенью молельного места, схождения на него Святого Духа, так и местом осуществления обряда венчания на царство силой божьей.
Традиционная форма молельного места:
— подножие, которым служат фигуры четырех зверей («лев, скимент, уена и два острогана»);
— невысокие покрытые рельефами стенки с трех сторон;
— над стенками на резных столбиках покоится сень, уподобленная храму — завершенная восьмигранным шатром.
На стенках помещен ряд сюжетных барельефов на тему получения Владимиром Мономахом шапки и барм от византийского императора Константина Мономаха. Основная идея барельефов — идея преемственности власти московских государей. Все сюжетные изображения отличаются яркой декоративностью, лаконичностью форм и выразительностью силуэтных очертаний. Композиция барельефов ритмом и распределением масс сходна с иконописью.
Характерно органичное сочетание сюжетных композиций и орнамента в виде полуваликов, жгутов, косиц, веретенец, бус и надписей в рельефе.
В XVI веке происходит развитие барельефной и сквозной резьбы в сторону все большего усложнения и обогащения орнаментальных мотивов. Простая плетенка покрывается многочисленными ответвлениями и постепенно перерастает в фантастический растительный орнамент изгибов стебля — «травы разметные», в основе которого лежат два расходящихся растительных побега, образующих симметричные завитки. Резьба «травы разметные» выполнялась на липовых дощечках толщиной 1-2 см., которые плотно стыковались так, что рисунки их образовывали узорный ковер. Использовалось золочение «трав» на синем, красном, зеленом фоне. В местах раздвоения стебля вводятся новые мотивы (в виде колец, розеток, шариков), которые призваны подчеркнуть центр композиции и играть роль акцента в общем ритмическом строе резного декора.
Царские врата придела Гурия и Варсонофия Толчковской церкви в Ярославле, первая половина XVII век. Обрамление дверного проема решено в виде двух столбов с антаблементом и широкими скосами, на которые опирается арка, украшенная резными бордюрами и крупными бусами. Перед столбами помещены две колонки с шаровидными утолщениями на середине их высоты. Вся поверхность колонок, включая базы и капители, покрыта сплошным ковровым орнаментом. Столбики, служащие опорой для карниза, который венчает сень, завершены скульптурным изображением человеческой руки. В качестве обрамления створок используются профилированные багеты, разделяющие створки на ряд филенок, в центре которых помещаются киотцы. Киотцы решены как сложные, затейливые сооружения, стены и башни которых украшены многочисленными архитектурными деталями: подзорами, карнизиками, кокошниками и столбиками.
Вся поверхность царских врат покрыта ажурной резьбой, выступающей на голубом, зеленом и красном фоне. В отдельных местах рельеф начинает терять четкость силуэтных очертаний и ясность построения, превращаясь в сплошной орнаментальный ковер. Особое место в растительной плетенке занимают фантастические цветы, мотив виноградной лозы с вплетенными изображениями птиц и сказочных животных. Богато орнаментирована арка, параллельно расположенные ряды декора которой состоят из ажурного обрамления, крупных узорных бус и четырех бордюров. Резьба верхнего бордюра особенно интересна, поскольку в ее ковровый растительный орнамент вплетены изображения птиц и фантастических зверей с птичьими головами и крыльями.
В середине XVII века наряду с Москвой крупным центром русского искусства становится Ярославль. Развивается барельефная резьба, продолжающая и органично преобразующая древнерусскую традицию резьбы, обогащая ее новыми формами архитектурного декора.
Вторая половина 17 века: влияние барокко — «флемская» резьба
Вторая половина XVII века являет собой стремление к объемной передаче форм. Наряду с традиционной плоской плетеночной резьбой, называющейся «травы разметные», в которой основа выразительности — это линия коврового узора, начинает развиваться резьба высокого рельефа, выразительность которой основана на сложных соотношениях объемных форм, образующих богатую игру светотени.
Объемная горельефная резьба носит название «флемская» и происходит от западноевропейской традиции, проникающей на Русь с территории Польши, Украины, Белоруссии, откуда в то время активно приезжали работать мастера, владеющие традицией пышного барокко.
Полного расцвета «флемская» резьба достигает в последней четверти XVI века, основным ее центром становится одна из мастерских Московской Оружейной палаты — «Палата резных и столярных дел».
Характеристики «флемской» резьбы:
— выполнена в высоком рельефе в разных планах;
— сложные ракурсы соотношения объемов;
— переход отдельных элементов в круглую скульптуру;
— основной мотив — растительный орнамент, покрывающий всю поверхность;
— передача растительных мотивов близка натуралистичности;
— элементы растительного орнамента — гирлянды, прихотливые переплетения плодов, цветов и листьев, популярен мотив виноградной лозы, экзотические плоды и растения;
— позолочение;
— архитектурные элементы барокко в резьбе — прямые и витые колонки, кронштейны, раскрепованные карнизы с сильным выносом, ломаные линии фризов и карнизов, овальные фронтоны и картуши различных неправильных форм, мотив морской раковины и волюты. Образцы «флемской» резьбы — убранство церквей (киоты, напрестольные сени, царские ложи, хоры, аналои, клиросы и проч.). Основное богатство «флемского» декора сосредоточено на многоярусных иконостасах, нередко занимавших всю восточную стену храма.
Характеристика нового типа многоярусного иконостаса.
Если раньше иконостас традиционно представлял собой алтарную стену, состоящую из икон, которые располагаются в определенной системе, но по ковровому принципу, то теперь иконостас представляет собой ярусную архитектурную конструкцию, где максимально выявлена ордерная система — используются такие ордерные элементы, как колонны, фронтоны, фриз, антаблемент, цоколь.
Иконостас Смоленского собора Новодевичьего монастыря, 1683-1685 гг. (мастера Оружейной палаты). Характерна предельная объемность рельефа, его многоуровневость — от плоского до горельефа, переходящего в круглую скульптуру. Основные художественные мотивы: плетения растений и фруктов, виноградная лоза с крупными и полными гроздьями, изогнутые формы листьев, экзотические фрукты (ананасы, финики и проч.). Ведущий мотив — виноградная лоза, как символ Христа, именно поэтому все конструктивные элементы иконостаса выполнены в форме вьющейся лозы. Храм представляет собой тело Христово, эта идея находит свое выражение в формах имконостаса.
Иконостас церкви Никола «Большой Крест» в Москве, кон. XVII в. Врата отвечают западноевропейской барочной традиции:
— арки, завершающие царские врата, приобретают ломаные очертания;
— четкий ритм колонн перебивается небольшими пилястрами;
— крупные кронштейны имеют сложный профиль;
— предельно богат и разнообразен растительный орнамент: виноградная лоза, листья аканта, подсолнух, розы, лилия, георгины, груши, яблоки, вишни, сливы, травы, ржаные колосья;
— сочетание множества различных пластических решений: от низкого рельефа до сквозной резьбы и круглой скульптуры (части орнамента зачастую изготовлялись отдельно и крепились к поверхности «флемской» резьбы);
— резьба покрывает сплошь все архитектурные элементы врат: колонки, фризы, кронштейны, арки, пилястры, целиком поверхность врат.
Врата отвечают западноевропейской барочной традиции:
— арки, завершающие царские врата, приобретают ломаные очертания;
— четкий ритм колонн перебивается небольшими пилястрами;
— крупные кронштейны имеют сложный профиль;
— предельно богат и разнообразен растительный орнамент: виноградная лоза, листья аканта, подсолнух, розы, лилия, георгины, груши, яблоки, вишни, сливы, травы, ржаные колосья;
— сочетание множества различных пластических решений: от низкого рельефа до сквозной резьбы и круглой скульптуры (части орнамента зачастую изготовлялись отдельно и крепились к поверхности «флемской» резьбы);
— резьба покрывает сплошь все архитектурные элементы врат: колонки, фризы, кронштейны, арки, пилястры, целиком поверхность врат.
К концу XVII века ложи заменили молельные (царские) места в храмах, помещались на западной стене высоко над полом, представляют собой двухъярусные сооружения с витыми колонками, раскрепованными карнизами и пышной горельефной резьбой в русле орнамента иконостаса.
Ложа церкви Покрова в Филях, 1693 г.
Ложа вместо традиционных для православного храма Древней Руси хор — также влияние западноевропейской традиции.
Входит в традицию украшение ложи, как и клироса — места для певчих, рельефами в виде гирлянд трав, цветов и фруктов с изображением райских птиц и зверей. В церкви создается атмосфера рая на земле посредством художественных мотивов.
В русле «флемской» резьбы XVII века сформировись два типа резьбы:
1) резьба, которой характерен мягко и живописно трактованный растительный орнамент, где преобладает плавность перетекания объемов, смягчение углов и редкое использование барочных форм архитектурных элементов и орнаментальных мотивов барокко (картуши, раковины) — барочность выражена здесь засчет динамики форм, глубоких светотеневых переходов и совмещения рельефа различной высоты с переходом в круглую скульптуру;
2) резьба, в барочном характере которой преобладает использование массы архитектурных деталей ломаных и профилированных форм и элементов барочной орнаментики (картуши, раковины и т.д.), манера резьбы отличается некоторой жесткостью, угловатостью форм.