Крито-микенская живопись

Древнегреческое искусство возникло не на пустом месте, как и все на свете, оно имеет свое начало и предысторию. Как показали раскопки археологов в конце XIX — начале XX в., античная культура зародилась в конце 3-го тысячелетия до н. э. на острове Крит. С середины 2-го тысячелетия до н. э. ее основной центр переместился в ту часть Греции, где расположен город Микены. Культура этой эпохи получила название эгейской, или крито-микенской.

Впервые следы крито-микенского искусства были обнаружены в 1880-х гг. археологом Генрихом Шлиманом, который занимался раскопками в Микенах и Тиринфе.

После смерти Шлимана английский исследователь Артур Эванс начал археологические раскопки в городе Кноссе на Крите. Ему удалось обнаружить остатки древних построек, получивших название «Кносский дворец». Это необычное сооружение напоминает лабиринт: лестницы и коридоры связывают помещения, расположенные на разных уровнях, некоторые комнаты уходят глубоко под землю. Дневной свет проникал в залы через отверстия, проделанные в потолке.

В западном крыле Кносского дворца были расположены кладовые, оружейная, сокровищница. В его восточном крыле размещались мастерские придворных художников и ремесленников. Сохранился архив дворца, содержащий таблички с записями.

Кносский дворец необыкновенно велик, он имеет сотни помещений, среди которых — жилые комнаты, парадные залы, бассей¬ны, а также площадка для культовых спектаклей.

Многие исследователи считают, что именно об этом дворце говорится в известном мифе о Лабиринте. Когда-то очень давно на Крите правил мудрый царь Минос. По его указанию зодчий Дедал построил подземный Лабиринт, такой огромный и запутанный, что попадавшие туда люди не могли найти выход. Легенда гласит, что даже сам Дедал не знал, сколько помещений имеет возведенное им сооружение.

В Лабиринте жил ужасный Минотавр, полубык-получеловек. Матерью его была жена Миноса, Пасифая, а отцом — бык, подосланный коварным Посейдоном. Питался Минотавр юношами и девушками, которых Миносу ежегодно присылали жители Афин в качестве дани. Афинский герой Тесей убил Минотавра, освободив народ от страшного чудовища. Выбраться из Лабиринта ему помог клубок ниток, полученный от Ариадны, дочери Миноса.

То, что именно Кносский дворец стал прообразом мифологического Лабиринта, подтверждают и прекрасно сохранившиеся росписи на стенах, а также сосуды из камня и золота. На многих из них можно увидеть изображения быка, спокойно пасущегося или свирепого. Вероятно, это животное играло значительную роль в жизни критян. Согласно легенде, царь Минос был сыном Зевса и финикийской царевны Европы, которую влюбленный бог похитил, приняв образ быка. Посадив девушку на спину, бык-Зевс переплыл море и оказался на острове Крит.

На некоторых кносских фресках и изделиях из керамики встречаются изображения священного топора-лабриса с двумя лезвиями. Возможно, от него и произошло название «лабиринт».

Многие росписи сильно пострадали от пожара, возникшего во дворце во время землетрясения, но с помощью фрагментов часть из них удалось восстановить. Узоры и фигурные изображения на стенах залов располагались обычно до самого потолка, в некоторых помещениях росписи покрывали и потолок. Самым красивым и ярким был т. н. тронный зал — культовое помещение, находившееся на втором этаже западной части дворца. На его розово-красных стенах художники изобразили грифонов (существ с львиным туловищем и головой и крыльями орла) среди цветущих лилий.

Крито-микенские росписи своими мотивами (сцены охоты на львов, изображения кошек, ловящих птиц) напоминают древнеегипетское искусство. Вероятно, здесь сказались торговые связи критян-мореплавателей с Египтом. В то же время крито-микенская живопись во многом отлична от египетской с ее монументальной строгостью и симметрией. Произведения критских художников отличаются прихотливым рисунком и асимметричными формами. Даже те фрески Кносского дворца, которые изображают торжественное шествие с жертвенными дарами и культовые церемонии, отличаются многоцветной яркостью и живостью. Множество росписей посвящено танцам, пирам, театральным представлениям, играм детей. Ничуть не похожи на суровых и величественных египетских сфинксов грифоны из тронного зала, напоминающие мирных ручных животных, игриво машущих хвостами на цирковой арене.

Большой интерес вызывают многочисленные портреты женщин, которых исследователи называют «дамами в голубом», «придворными дамами». Скорее всего художники писали богинь и жриц, но похожи они на светских аристократок, одетых в яркие платья с пышными кринолинами. Их изысканные прически украшают диадемы, а холеные руки и красивые шеи — украшения из драгоценных камней. Одной из самых известных кносских фресок является т. н. «Парижанка», представляющая кокетливую молодую женщину с ярко накрашенными губами, лицо которой по критским традициям написано в профиль. Все эти портреты свидетельствуют о том, что в те времена на острове существовали элементы матриархата и женщина занимала важное положение в критском обществе.

Жизнь обитателей Крита была тесно связана с морем, поэтому именно его они часто воспроизводили на своих произведениях. В критских фресках мы не увидим морских пейзажей: живописцы изображали причудливые водоросли и поражающие своей формой раковины, плывущих рыб и раскинувших гибкие щупальца осьминогов. Эти же мотивы встречаются и в росписях, покрывающих вазы и другие керамические изделия.

Эванс разделял открытую им культуру Крита на три периода — раннеминойский, среднеминойский и позднеминойский, названные так по имени царя Миноса. Исследователь считал, что большинство дошедших до нас памятников относятся к позднеминойскому времени (XVI в. до н. э.), именно тогда на Крите правил царь Минос. Нам немного известно о том, как жили люди на острове, каким был общественный строй, но критские памятники говорят, что культура этой страны была достаточно высокой.

В конце XVI в. до н. э. на Крите произошла страшная катастрофа: цветущие некогда города превратились в руины. Скорее всего причиной стало какое-то стихийное бедствие. По сведениям ученых, сначала это было сильнейшее землетрясение, а затем — извержение вулкана, находящегося на маленьком островке Фера возле Крита. Долгое время критские города не могли оправиться от разрушения. В XV в. до н. э. они подверглись нападениям ахейских племен, окончательно погубивших цивилизацию Крита.

После гибели критской культуры на территории Греции продолжала процветать близкая ей микенская. Крупнейшими культурными центрами были города Микены и Тиринф. Их жители, в отличие от критян, безопасность которых всегда обеспечивал только флот, строили крепости, хорошо защищающие от нападения врагов. Таковы микенский и тиринфский дворцы, сооруженные высоко на холмах и окруженные мощными каменными стенами. Крепости были жизненно необходимы горожанам, т. к. войны в те времена были постоянными и могли длиться годами. Например, Троянская
война, описанная в IX или VIII в. до н. э. Гомером в «Илиаде», продолжалась в течение 10 лет. Автор соединил в своей поэме миф и исторические факты, которые имели место задолго до его рождения: в XIII или XII в. до н. э., когда реально существовавшая Троя вела длительную войну с ахейцами.

Генрих Шлиман, с детства мечтавший найти легендарную Трою, открыл ее на побережье Малой Азии. Археологическими раскопками он увлекся уже в зрелом возрасте (до 46 лет Шлиман занимался коммерцией и, лишь заработав большое состояние, смог осуществить свое заветное желание). Следуя гомеровской поэме, археолог шел по правильному пути, ошибившись лишь в одном — он принял за Трою более глубокий и древний пласт, в то время как легендарный город находился выше — в седьмом слое раскопок.

Затем Шлиман начал поиски царства Агамемнона, названного Гомером в «Илиаде» «златообильными Микенами». Археолог обнаружил остатки древнего поселения, принятого им за город этого царства. Но и тут он немного ошибся — обнаруженные памятники оказались более древними. Позднее в этом месте археологи сделали еще множество замечательных открытий, продолжив дело Шлимана. Исследователи обнаружили многое из описанного Гомером, например росписи, похожие на те, что покрывали щит Ахилла, выкованный Гефестом. Они изображали праздничные шествия, танцы, полевые работы. Была найдена чаша с двумя голубками, сходная с «кубком Нестора» из гомеровской поэмы.

Царь-жрец. Фреска из дворца в Кноссе. 1-я половина XV в. до н. э.

Царь-жрец. Фреска из дворца в Кноссе. 1-я половина XV в. до н. э.

В другом произведении Гомера, в «Одиссее», рассказывается о стране феаков, которую во время своего путешествия посетил Одиссей. Она представляла собой прекрасный остров, Его жители мирно трудились, занимаясь в свободное время спортивными состязаниями. Женщины обладали теми же правами, что и мужчины, а жена царя управляла страной наравне со своим мужем. По-доброму относились феаки и к своим рабам: царская дочь Навсикая вместе со служанками стирала белье в море и играла с ними в мяч на берегу. Вполне возможно, что в поэме рассказывается о Крите, когда-то цветущем и богатом.

В XI в. до н. э. в результате длительных войн крито-микенская культура пришла в упадок. Дорийские племена, заселившие Пелопоннес и Крит, принесли и свое примитивное геометрическое искусство, напоминающее памятники периода неолита. От этого времени сохранились лишь керамические сосуды и статуэтки, покрытые схематическим орнаментом. Позднее геометрические узоры стали включать в себя фигуры людей и животных. Так как большая часть сосудов изготовлялась для погребальных церемоний, на них можно видеть изображение траурных процессий. Подобные рисунки так же, как и орнамент, отличаются стилизацией, схематизмом и отсутствием объемности.

История искусства © 2016 Frontier Theme