Рим — это мира единство:
В республике древней —
Свободы строгий языческий дух
Объединял племена…
Д. С. Мережковский
Древний Рим, как и Древняя Греция, — античная средиземноморская цивилизация, охватывавшая первоначально только Апеннинский полуостров, а затем огромные территории на Западе и Востоке, в том числе и Грецию, ставшую ее культурной провинцией — Ахайей. Именно у Греции позаимствовал молодой Рим мифологию, перенял многое в культуре, искусстве, манере ношения одежды. Даже прически римлян первоначально напоминали греческие.
Рим многое взял от греческой культуры, но обогатил и развил ее основы; многое римляне изобрели сами. Для римской архитектуры характерен практицизм. Римляне развили саму систему построения архитектурных сооружений, изобрели арки и своды, придумали ротонды.
Римский скульптурный портрет — это не идеализация героя, а образ характерный, реальный, иногда несколько приземленный. Расцвет скульптурного портрета приходится на II в. н. э.
Несмотря на практическое мировоззрение римляне создали такие шедевры архитектуры, как Алтарь мира, Пантеон, Колизей и др.
Шедеврами изобразительного искусства являются прекрасные образцы римской скульптуры и росписи Помпеи, памятники материальной культуры.
Периоды развития:
I. Период Республики (III — I вв. до н. э.).
II. Период Империи (I—V вв.).
Идеал красоты. Римский идеал красоты отличается от греческого, подобно тому как мировоззрение римлян во многом контрастирует с греческим. Захватническая политика и военизированный образ жизни мужского населения Рима способствовали выработке такого идеала мужчины: суровый, выносливый, крепкого телосложения. Женщина считалась красивой, если имела величавую осанку, плавную походку, широкие бедра, узкие плечи и маленькую грудь.
Виды и формы одежды. Текстиль. Римская одежда была накладной (туника, пенула) и драпирующейся (тога, палла, хламида, лацерна, полудаментум). Она несколько напоминала греческую, однако была более изящной, изысканно-торжественной. «Греческим рококо» называют римскую одежду. Способы ношения ее, особенно тоги, не позволяли передвигаться быстро и придавали походке величавую медлительность. Парадным цветом одежды был белый. Распространенный в те времена текстиль — шерсть, лен. Популярные цвета в одежде — желтый, охра, коричневый, различные оттенки пурпурного. Безукоризненность драпировки и некоторая театральность в движениях считались верхом изящества. Орнаменты, которыми отделывали одежду, напоминали греческие растительные, меандр и критскую волну (цв. вкл., рис. 17).
В позднем Риме под влиянием христианства распространилась накладная одежда в виде длинного платья: у женщин — широкая стола, у мужчин — длинный далматик (далматика). Тяжелые плотные крупноузорчатые и легкие тонкие шелка с Востока сменили традиционные лен и шерсть. Использовали также полушелк. Восточный шелк был дорогим, поэтому привозной шелк распускали и из его нитей в сочетании с льняными или шерстяными ткали полушелк.
Мужская одежда. В период Республики мужская одежда состояла из льняной туники и шерстяной тоги. Сначала тога представляла собой прямоугольный или полукруглый кусок ткани, драпировавшийся наподобие греческого гиматия (рис. 11.53). Туника — переродившийся греческий хитон — обычно имела короткие рукава и длину до колена. Она называлась колобиум (рис. П.54).
В богатом, пресыщенном Риме классовые противоречия были резко выражены и проявились в одежде и даже в обуви. Знать носила тунику таларис с длинными узкими рукавами. А туника сенатора, например, имела на груди и спине широкую пурпурную полосу, туника всадника — две узких.
Полководец-победитель носил тунику, вышитую золотыми пальмовыми ветвями, а поверх нее пурпурный плащ полудаментум (рис. 11.55). Это была исключительно дорогая, даже драгоценная одежда (цв. вкл., рис. 18), так как краситель пурпур и шелк с одноименным названием были необычайно дорогими, продавались на вес золота. Они имели очень богатую гамму оттенков; наиболее красивым считался фиолетово-красный. Нижняя, нательная туника-интима не имела знаков различия.
Верхней одеждой была тога (рис. 11.56; см. рис. 11.53). После завоевания Греции в Риме стали носить также и гиматий. Однако тога была излюбленным одеянием римлян. Способы ее драпирования были строго канонизированы, хотя и многообразны, а кусок ткани был не прямоугольным, а эллипсовидным или овальным, что и способствовало образованию каскада изысканных, плавных, полукруглых, ниспадающих складок. Конец тоги перебрасывался через левую руку и висел отвесно.
Красиво задрапированная, белоснежная тога придавала царственность ее владельцу. Она превратилась в национальную одежду римлян, приобрела церемониальный характер, придавала мужскому облику торжественность, символизировала зрелость. Молодой человек надевал ее в торжественной обстановке, и это означало, что он получил права римского гражданина.
Размеры тоги были различными. В период Империи чаще всего ткали тогу размером 5,6 х 2 м. Тога была не сшивной, а ткалась цельным куском.
Иностранцы, изгнанники и рабы не имели права носить тогу. В отделке тоги были знаки социального различия. Например, высокие должностные лица носили тогу с пурпурной полосой. Драпировать тогу было очень трудно. Обычно римлянину помогали это делать раб или жена. При классическом варианте драпированной тоги получались две красивые овальные повторяющие друг друга драпировки — синус и расположенная выше умбо (рис. 11.57).
Другими видами верхней мужской одежды были плащи из прямоугольных и полукруглых кусков ткани. Наиболее популярными из них считались полудаментум — широкий, длинный, полукруглый плащ и хламида из небольшого прямоугольного куска ткани, который скреплялся не на плече, как у греков, а на середине груди под шеей (и лишь иногда на плече). Носили также лацерну — плащ типа хламиды, но из более дорогой ткани, затканной золотом и серебром.
В позднем Риме тунику сменил далматик (далматика) из тяжелого плотного шелка или другой ткани — длинное глухое полуоблегающее платье с длинными цельнокроеными рукавами, а вместо тоги стали носить различные варианты пенулы (рис. 11.58) — накидки косого кроя с отверстием для головы, с капюшоном или без него. Пенула издавна существовала в Риме как одежда пастухов. Ее надевали также, отправляясь в путешествие. В позднем Риме пенула стала популярной верхней одеждой широких слоев населения. Носили ее обычно неподпоясанной.
Женская одежда. Женщины носили на теле тунику-интиму, на которую надевали тунику с плиссированной или сборчатой оборкой инститой по краю подола. Такая верхняя туника называлась стола (цв. вкл., рис. 19). Она была без рукавов либо имела короткие рукава в том случае, когда интима имела длинные рукава. Если надевалась интима без рукавов, то стола была с длинными рукавами. Сверху надевалась накидка палла из прямоугольного куска ткани, несшая такие же функции, как тога у мужчин, однако имевшая меньшие размеры и драпировавшаяся по-другому. Общим было то, что, как и в тоге, край паллы набрасывался на голову (рис. 11.59).
Римлянки носили также такой вид белья, как строфиум, маммиларе (род бюстгальтера), с помощью которого как бы уплощали грудь, так как маленькая грудь считалась красивой.
В позднем Риме стола стала свободной и глухой, с широкими рукавами и без оборки по низу. Под нее надевалась более узкая туника с узкими длинными рукавами, а поверх — пенула с капюшоном, сменившая паллу, либо мафорий (покрывало, платок).
Дорогие и очень декоративные шелка, обилие украшений и драгоценностей, обязательное ношение обуви — все это говорило о богатстве и пресыщенности Рима.
Обувь. Ношение обуви в Риме было распространено. Она, как и одежда, отражала социальное положение ее владельца. Существовала обувь консулов (рис. 11.60, а), сенаторов (рис. 11.60, б), обувь для посещения сената (рис. 11.60, в), обувь для воинов (рис. 11.60, г) — каллига, а также различные варианты сандалий (рис. 11.60, Д).
Головные уборы, прически, украшения, косметика. Основные типы головных уборов были позаимствованы римлянами у греков. Так же как и греки, римляне редко надевали их. Это были шляпы и шапки из фетра, кожи, соломы, волокон растений. Жрецы полностью покрывали головы. Довольно часто женщины набрасывали на голову край паллы (см. рис. 11.59), так же как и мужчины накрывали голову краем тоги (рис. 11.61). Головы победителей украшали венками из дуба, лавра (рис. 11.62), мирта, плюща, фиалок и искусственных цветов, а также из золота. Воины носили шлемы из кожи или металла.
Мужские прически представляли собой стрижки из недлинных и легко подвитых волос с челкой на лбу (рис. 11.63; см. рис. 11.61). До зрелого возраста мужчины брили лица. В период Империи прически делались из завитых волос. Примером может служить прическа Каракаллы (рис. 11.64). Рабы — тонсорес — выполняли разные прически, в том числе горячую завивку и холодную укладку.
Женские прически выполнялись из длинных волос и первоначально напоминали греческие. Лента витта на голове означала, что женщина — матрона, хозяйка дома. Гетеры не имели права носить витту.
Было два вида женских причесок: с плетениями из кос (рис. П.65) и с завивкой волнами (рис. 11.66). Прическа Ливии (жены Августа) имела валик надо лбом — нодус (рис. 11.67). Были и другие прически с валиком (рис. 11.68). Прически постепенно увеличивались в высоту, при этом использовались проволочные каркасы (рис. 11.69, см. рис. 11.65) и накладные волосы. Очень ценились светлые волосы.
В богатых римских домах любили украшения. Мужчин украшали перстни, пряжки, детей аристократов — круглые медальоны-буллы. Богатые римлянки носили много украшений, особенно на голове. Это были сеточки из золотых нитей, булавки, гребни, шпильки из золота, серебра и ценных пород дерева с инкрустацией из полудрагоценных камней, диадемы с чеканкой и др. (цв. вкл., рис. 20). Кольца носили по нескольку на каждом пальце.
Бани — термы — были местом, где римлян обслуживали рабы (тонсорос и косметы), которые делали массаж, втирали в кожу различные ароматические масла. Каждая богатая патрицианка имела ларец «женский мир» с полным набором косметики. Женщины белились и румянились (с помощью охры и дрожжей), подводили глаза и брови сажей, пользовались средствами от морщин, а также пахучими мазями, например телиумом из цедры апельсина и оливкового масла.
Связь костюма с архитектурой. Для костюма и архитектуры характерна общность подхода к трактовке образа: пышность, роскошь, помпезность, церемониальность. Пышность одежды соответствует роскоши, торжественности, парадности архитектурных сооружений. Это было созвучно мировоззрению и характеру людей, живших в пресыщенном и богатом Риме.