Костюм в Древнем Египте

Костюм в Древнем Египте Атон дневной, великий мощью, Ты творишь жизнь всех… земель Ты даровал Нил с неба…
Из гимна Атону

Древний Египет — это доарабская цивилизация, развивавшаяся вдоль берегов Нила. Первые оседлые поселенцы появились на берегах Нила еще в эпоху палеолита. Обилие рыбы и водоплавающей птицы, регулярные разливы реки способствовали быстрому развитию цивилизации.

Периоды развития:

I. Додинастический период (4 тыс. лет до н. э.).
II. Древнее царство (XXXII — XXIVвв. до н.э.).
III. Среднее царство (XXI —XIX вв. до н. э.).
IV. Новое царство (XVI—XII вв. до н.э.).
V. Поздний период (XI — IVвв. до н.э.).

В Додинастический период сложились основные каноны в искусстве, которые не изменялись на протяжении всей истории развития Древнего Египта. Каноны, которым следовали художники при изображении людей, можно проследить на росписях и рельефах. Фигура обычно изображалась по следующей схеме: голова в профиль, глаз в фас, плечи в фас, торс в три четверти разворота, ноги в профиль.

Скульпторы при создании статуй следовали иным канонам. Мужчина, например, изображался с выставленной вперед ногой и прижатыми к телу опущенными руками либо с посохом в руке. При этом соблюдались значительная обобщенность черт и отрешенность взгляда мерцающих глаз (из-за инкрустации полудрагоценными камнями). При раскраске тел на рельефах, росписях и статуях также следовали определенным канонам. Мужское тело окрашивалось красной охрой, женское — желтой. Одежды были, как правило, белые, волосы обычно черные. Сходства с оригиналом и некоторой отрешенности взгляда требовала религия. Именно так выглядят портреты фараонов Древнего царства.

Необычайного расцвета египетское искусство достигло в период Нового царства. Особенно интересно время правления фараонов Эхнатона и его преемника Тутанхамона. Для изобразительного искусства этого периода характерны небывалый реализм, светскость, манерность и утонченность в передаче образов. Таковы скульптурные и рельефные изображения Эхнатона, Нефертити, Тутанхамона.

Рис. II.1. Образцы рисунков на текстиле. Рис. II.2. Жрец периода Древнего царства в схенти и парике (а), фараон в схенти и кеглеобразной короне Южного Египта (б). Рис. II.З. Пояса для крепления схенти. Рис. II.4. Фараон в калазирисе и с жезлом (a); фараон в тесно облегающем калазирисе и красной короне Северного Египта (б)

Рис. II.1. Образцы рисунков на текстиле. Рис. II.2. Жрец периода Древнего царства в схенти и парике (а), фараон в схенти и кеглеобразной короне Южного Египта (б). Рис. II.З. Пояса для крепления схенти. Рис. II.4. Фараон в калазирисе и с жезлом (a); фараон в тесно облегающем калазирисе и красной короне Северного Египта (б)

Велико культурное наследие, оставленное Древним Египтом. Египетские науки (астрономия, геометрия, медицина, география, история) и литература (сказки, повести, любовная лирика) вызывали большой интерес в античном мире. В Египте были созданы грандиозные храмы, великолепные колонны и статуи, рельефы и росписи, богатейшие изделия художественного ремесла. Два чуда света созданы в Египте: комплекс грандиозных пирамид в Гизе (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина), среди которых возлежит царственный сфинкс, и Фаросский маяк, поражавший современников своей красотой. Достижения Египта способствовали развитию науки и культуры всего античного мира.

Идеал красоты. Образ жизни, культура, быт, нравы сформировали определенные идеалы красоты человека. Мужчина считался красивым, если имел высокий рост, прямые широкие плечи, узкие талию и бедра, лицо с прямым носом, миндалевидными глазами и крупными, несколько оттопыренными ушами, смуглый цвет кожи (цв. вкл., рис. 1). Женщина считалась красивой, если у нее были прямые плечи, длинная шея, узкие торс, талия и бедра, лицо с прямым носом, миндалевидными глазами, крупными ушами, светло-смуглая кожа персикового оттенка. Идеалом женской красоты можно считать Нефертити («неферт» в переводе с египетского — прекрасная). Такая фигура и большая из-за парика голова делали силуэт человека похожим на вытянутый вершиной вниз треугольник — один из магических знаков египтян.

Виды и формы одежды. Текстиль. И мужская, и женская одежда была накладной и драпирующейся. Накладными были калазирис (плечевая одежда) и оплечье (круглый воротник), драпирующимися — схенти (набедренная одежда), а также различные покрывала и накидки, которые носили и мужчины, и женщины. Изготавливали такие одежды из тонкого льна, хорошо поддававшегося драпированию и шитью. В эпоху Нового царства появился тончайший лен («ткань воздуха», «царский лен») светлых натуральных оттенков и узорчатый. Цветную одежду носили только представители привилегированных сословий. Однако светлая нежная ткань была самой популярной, ведь именно она подчеркивала красоту смуглой кожи египтян. Одежда из прозрачной, тончайшей «ткани воздуха», «царского льна» была необычайно красивой. В эпоху Нового царства ткань представляет собой нежную сеточку из золотых нитей и жемчужин. Именно она составляла верхний слой в многослойных одеждах египтян. Ткани в эпоху Древнего царства украшались вышивкой, а позже тканым рисунком и были значительно толще, чем в эпоху Нового царства. Узоры своих тканей египтяне заимствовали у вышитых тканей из Вавилона, но ткали их паласным способом, при котором узор получается одинаковым с лицевой и изнаночной сторон. Египтяне изобретали и собственные узоры. Наиболее популярными были орнаменты из клеток и ромбов с точками и кружками (рис. П.1), а также чешуйчатый узор (перья кобчика — священной птицы богини Изиды и др.) (цв. вкл., рис. 2). Узоры на текстиле выполнялись шерстяными нитями ярких цветов. В эллинизированном (завоеванном греками) Египте славу приобретают александрийские узорчатые ткани (IV—I вв. до н.э.).

Мужская одежда. В эпоху Древнего царства это была набедренная одежда схенти (рис. II.2), которая крепилась к поясу (рис. II.З), оплечье (ускх), красиво обрамлявшее шею. В эпоху Среднего царства мужчины начинают носить калазирис (рис. II.4). В эпоху Нового царства в мужскую одежду вошло длинное, от середины икры до щиколотки схенти с роскошно изукрашенным поясом (рис. II.5). В эпоху Нового царства носили калазирис из тончайшей ткани. Часто поверх него надевали схенти. Мужчины носили также синдон, представлявший собой прямоугольный
кусок ткани с поперечной плиссировкой. Это было видоизмененное схенти, которое завязывалось спереди, как кушак, полуузлом. Трапециевидные концы его спускались до подола или один из концов прятался внутрь. Пояс, к которому крепился синдон, был изнутри (под синдоном), а длинные концы его свисали по бокам и были богато декорированы (см. цв. вкл., рис. 1). Мужчины носили также ансамбль из калазириса и синдона. Он назывался сусх. В эпоху Нового царства синдон до щиколотки или середины икры почти всегда надевали на схенти. Тон в моде стали задавать мужчины, одежда которых стала разнообразнее и изысканнее женской. Манерность и утонченность, некоторая женственность характерны для мужской одежды особенно времен Эхнатона и Тутанхамона. Вот как описывал наряд Тутанхамона в период пребывания его на острове Крит в качестве посла Эхнатона Д.С. Мережковский в своем произведении «Рождение Богов» («Тутанкамон на Крите»): «Перед зеркалом из красной меди подводил ему глаза особый мастер. Власодел примеривал на бритую голову его парики различных образцов — сводчатый, лопастный, черепичатый. Брадобрей предложил ему два рода подвязных, на тесемочках, бородок: Амонов кубик из жесткого черного конского волоса и Озирисов жгутик из белокурого волоса ливийских жен. Ризохранитель принес белое платье из тончайшего «царского льна» — «тканного воздуха», все в струйчатых складках; широкие рукава в складках перистых похожи были на крылья, туго накрахмаленный передник выступал вперед многоскладчатой прозрачной, как бы стеклянной пирамидкой. Когда Тута оделся…, то сделался похож на облако: вот-вот вспорхнет и улетит».

Жрецы носили шкуру леопарда (рис. II.6). Рабы ходили в одежде своей родины.

Женская одежда. В эпоху Древнего царства египтянка носила льняной калазирис на одной или двух бретельках и оплечье (рис. II.7). Позднее калазирис выполнялся из тонкой ткани, часто с крылообразными рукавами (рис. П.8), а поверх него надевалось такое же прозрачное покрывало (рис. II.9). Часто калазирис выполнялся из плиссированной ткани. Через пять слоев ткани просвечивало обнаженное смуглое тело. Нежнейшая, светлая, прозрачная, как бы рифленая ткань эффектно обрисовывала смуглые стройные тела древних египтянок. Круглое оплечье вокруг шеи символизировало солнечный диск. Натуральные камни — сердолик, малахит, бирюза, лазурит, кораллы, нити из стекла, а также бисер, стеклярус и другие материалы богато украшали оплечья. Оплечье носило все свободное население Египта. В эпоху Нового царства в костюме появились различные виды плиссировок: поперечные, продольные, комбинированные. Некоторая скульптурность и статичность ощущались в стоящей фигуре женщины. Как только она начинала двигаться, одежда сразу становилась динамичной. Калазирис, плотно облегающий фигуру, ниже коленей расходился веером при ходьбе, а крылообразные рукава покрывала, колыхавшиеся, как перья, в позднем варианте костюма делали женщину похожей на изящную гонкую птицу.

Рис. II.5. Мужская одежда периода Нового царства. Рис. II.6. Одежда жреца.

Рис. II.5. Мужская одежда периода Нового царства. Рис. II.6. Одежда жреца.

Обувь. В эпоху Древнего царства обувь носила только высшая знать — фараон и его приближенные (рис. 11.10). В период Среднего царства она была признаком привилегированности и богатства, а в Новом царстве получила широкое распространение. Обувь украшали изображением лотоса, а изгиб ремней напоминал змею (урея).

Рис. 11.7. Разновидность женского калазириса. Рис. II. 8. Женский калазирис с крылообразными рукавами. Рис. II.9. Египтянки в прозрачных плиссированных покрывалах

Рис. 11.7. Разновидность женского калазириса. Рис. II. 8. Женский калазирис с крылообразными рукавами. Рис. II.9. Египтянки в прозрачных плиссированных покрывалах

Рис. II.10. Обувь Древнего Египта. Рис. II.11. Немес. Рис. II.12. Пшент. Рис. II.13. Прическа каплевидного силуэта. Рис. II.14. Парики до плеч (а) и длинный (б). Рис. II.15, Прически детей из длинных жгутов (а) и волокон (б)

Рис. II.10. Обувь Древнего Египта. Рис. II.11. Немес. Рис. II.12. Пшент. Рис. II.13. Прическа каплевидного силуэта. Рис. II.14. Парики до плеч (а) и длинный (б). Рис. II.15, Прически детей из длинных жгутов (а) и волокон (б)

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Многие мужчины носили платок — клафт. В полосатых желто-синих платках — немее (рис. II.11) ходили фараоны: передние концы свисали на грудь, а задний был стянут в виде жгута (см. рис. II.5). Фараоны носили богато украшенные короны различной формы и размера. Двойная корона фараона — пшент (рис. 11.12) символизировала единство Северного и Южного Египта. Она представляла собой соединение белой кеглеобразной короны Южного (см. рис. II.2, б) и красной короны Северного Египта (см. рис. II.4, б). Под корону надевалась тонкая полотняная шапочка. Нефертити носила высокую корону — атеф. Известны варианты мужского атефа из тростника и растительных волокон. Фараон помимо короны носил накладную бородку, крепившуюся за ушами шнурками, как очки (см. рис. II.2, б, II.4, б, 11.11, 11.12). Она делалась из различных волокон и украшалась золотыми нитями. Корона, бородка, жезл и посох были знаками власти и привилегий. Все население носило парики из волокон растительного и животного происхождения. Они были геометрической формы, больших размеров. Длина париков и их цвет менялись в зависимости от моды. Их крепили на голове с помощью лент, венцов, диадем с уреем. Например, в эпоху Тутанхамона были модны синие парики. Уши обычно оставались открытыми и лишь иногда закрывались париком. У женщин была популярной прическа гаторическая или «три бриды» (см. рис. П.8), а в эпоху Древнего царства — прическа Нофрет (см. рис. II.9). Популярной была прическа каплевидного силуэта (рис. II.13). Обычно носили парики очень длинные или до плеч (рис.
11.14). Прически из более коротких волос не встречались. Детям стригли и брили головы независимо от пола, оставляя прядь или хохолок, которые заплетали косичкой (рис. 11.15, а) либо вставляли в Футляр-трубочку (рис. 11.15, б).

Рис. II.16. Связь костюма с архитектурой Древнего Египта

Рис. II.16. Связь костюма с архитектурой Древнего Египта

Амулеты носили обычно на груди, голове (париках) и головных уборах. Наиболее популярными были урей (змея), скарабей (жук), коршун и др. Амулеты и украшения, как правило, выполняли из золота с эмалью (цв. вкл., рис. 3) и драгоценными камнями, в том числе в технике «перегородчатая эмаль». Браслеты носили на предплечьях, запястьях, щиколотках. Украшения выполнялись из золота, серебра, платины. При этом использовались кораллы, бирюза, сердолик, малахит, лазурит, которыми всегда был богат Египет. Уже в эпоху Нового царства изобрели бусы, серьги, амулеты, а также нити из цветного непрозрачного стекла голубого, зеленого, бирюзового цветов. Макияж был моден как среди женщин, так и среди мужчин. Брови подводили черным порошком «кохоль», глаза — красителем из малахита. Румянились, пользовались белилами и светящимися (фосфоресцирующими) красками. Благовония, косметические и парфюмерные средства изготавливались на растительных маслах (оливковом, миндальном, кунжутном и др.) с добавлением вытяжек из лилий, лотоса и других растений. Связь костюма с архитектурой. Египтяне стремились придать своей фигуре форму треугольника. Треугольник — воплощение завершенности — является самой лаконичной и жесткой геометрической фигурой. В Египте треугольник был положен в основу объемно-пространственной системы под названием «пирамида». И мужское, и женское тело ассоциировалось с перевернутым вершиной вниз равнобедренным треугольником. Кроме того, женская фигура в калазирисе, расходящемся от колен, идеально вписывается в перевернутую капителью вниз колонну, а также ассоциируется почти с любым видом египетских колонн, особенно с пальмовидной (рис. II.16).

История искусства © 2016 Frontier Theme