Костюм в Древней Греции

Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилеи,
Под вашу мраморную сень,
Что пены волн морских белее,
Когда священный Парфенон
Я увидал в лазури чистой…
Д. С. Мережковский

Античная Греция (Эллада) — это цивилизация, развивавшаяся в южной части Балканского полуострова, по берегам Средиземного моря и на многочисленных его островах.

Периоды развития:
1.Дополисный (гомеровский) период (XI—VIII вв. до н.э.).
2. Архаический период (VIII—VI вв. до н.э.).
3. Классический период (конец VI — первая половина IV в. до н.э.) — ранняя, высокая и поздняя классика.
4. Эллинизм (IV— I вв. до н. э.).

Дополисный (гомеровский) период — время общинно-родовых отношений. Считается, что в это время жил поэт Гомер.

В архаический период сформировались основные принципы греческого искусства. В области архитектуры сделано гениальное изобретение — ордерная система, которая на протяжении веков и тысячелетий будет основополагающей в архитектуре, в том числе и в архитектуре Нового времени, а также сложился наиболее популярный тип храма — периптер.

Наивысшего расцвета Греция достигла в классический период. В это время были созданы шедевры древнегреческой архитектуры: храм Зевса в Олимпии, храмы Парфенон и Эрехтейон, а также прекрасные и гармоничные скульптурные произведения: статуи Зевса Олимпийского, дискобола, Афины Парфенос. В этот период были созданы также замечательные произведения прикладного искусства: черно- и краснофигурные вазы; получили развитие театральное искусство и спорт.

Пять чудес света из семи создали греческие зодчие и скульпторы, три из которых — в период эллинизма. Недаром Греции принадлежит почетная роль цивилизации, заложившей основы для развития искусства и культуры в Европе.

Идеал красоты. Красивый человек — это воплощение гармонии духа и тела. Мужчина — атлет, патриот, эрудит; женщина — здоровая, цельная, разносторонняя личность. Красивым считалось лицо с прямым носом, округлым подбородком, выпуклыми большими глазами, а некрасивым — полностью открытый лоб, поэтому пряди волос в виде челки или «шторок» закрывали его не менее чем на одну треть и у мужчин, и у женщин. Женщины были красивы и правильно сложены. Все было гармонично. Пропорции человека с красивой фигурой соответствовали пропорциям «золотого сечения». Именно такая фигура была у Афродиты Милосской.

Душа должна быть прекрасна так же, как и тело. Что подразумевали под этим древние греки? Грек должен быть образован, воспитан, должен уметь владеть собой и не показывать на людях свои эмоции. Грек должен был уметь сострадать и уважать поверженного врага.

Виды и формы одежды. Текстиль. Одежда греков была драпирующейся. Нижней одеждой служил хитон. Это был прямоугольный кусок ткани, сложенный по вертикали вдоль левого бока человеческого тела, скрепленный на плечах застежками — фибулами, подпоясанный ремешком с напуском (колпосом) и умело заложенный вертикальными складками. Греческий лен был гораздо грубее (толще) египетского, но достаточно эластичный и удобный для драпирования. Однако долгое время греки использовали для одежды тонкую шерсть, которая тоже хорошо драпировалась, а также ткани из смеси шерсти и льна. Грекам нравились одежды голубого, нежно-розового, лилового, желтого цветов. По темному фону хитона располагались красивый орнамент и узор. Это было модно в период архаики и ранней классики. Носили также хитоны светлых натуральных оттенков, часто с ярким орнаментом. Греческие орнаменты были очень разнообразны, но особенно популярны были меандр, критская волна и различные варианты растительного орнамента (цв. вкл., рис. 13).

Верхней одеждой был гиматий из шерстяного прямоугольного куска ткани, Драпировавшийся разными способами вокруг тела. В эпоху эллинизма в Греции появились элементы восточной моды: более тонкие, легкие, часто прозрачные, полупрозрачные ткани с орнаментом, вышитым золотом. Модным стал пурпурный цвет.

Рис. 13. Орнаменты, применявшиеся в костюме и быту. Рис. 14. Вариант драпирования гиматия для людей умственного труда. Рис. 15. Вариант драпирования гиматия для ораторов. Рис. 16. Хитон с особым видом колпоса в виде валика на бедрах, сверху наброшена хламида с фибулой на плече

Рис. 13. Орнаменты, применявшиеся в костюме и быту. Рис. 14. Вариант драпирования гиматия для людей умственного труда. Рис. 15. Вариант драпирования гиматия для ораторов. Рис. 16. Хитон с особым видом колпоса в виде валика на бедрах, сверху наброшена хламида с фибулой на плече

Рис. 11.32. Мужской ионический хитон. Рис. 11.33. Экзомис и головной убор. Рис. II.34. Гиматий ремесленника (обе руки свободны), Рис. 11.35. Способ ношения гиматия в быту

Рис. 11.32. Мужской ионический хитон. Рис. 11.33. Экзомис и головной убор. Рис. II.34. Гиматий
ремесленника (обе руки свободны), Рис. 11.35. Способ ношения гиматия в быту

Мужская одежда. Мужской хитон обычно был длиной до колена. Сначала появился дорический хитон. Способ его драпирования описан выше. Мужчины знатного происхождения и преклонного возраста носили иногда ионический хитон. Как правило, он был длиной до щиколоток и опоясывался по-иному (рис. 11.32). Он выполнялся из двух кусков ткани, иногда шириной до запястья и скалывался на каждом плече уже не одной, а несколькими заколками. Способ драпирования был тот же (вертикальные складки), однако при этом получались рукава длиной иногда до локтя и более прилегающая область лифа. Длинный ионический хитон носили женщины, старики, государственные деятели, знать, участники священных игр. Гомер говорил о хитоне, что это «изысканная большая белая риза с красивым золотым поясом».

Довольно часто мужской хитон скреплялся фибулой только на одном плече. Простейшим вариантом такой одежды был экзомис, который носили рабы и бедняки (рис. 11.33).

Главной верхней одеждой был гиматий — довольно большой прямоугольный кусок ткани в роли плаща. Он драпировался разными способами вокруг тела. Люди умственного труда — философы, поэты и др. — носили гиматий, спрятав в нем руки (цв. вкл., рис. 14). По манере ношения гиматия можно было судить о роде деятельности человека: оратора (цв. вкл., рис. 15), ремесленника (рис. 11.34). Гиматий иногда носили без хитона, непосредственно на теле. В непринужденной домашней обстановке гиматий драпировался вокруг талии и бедер (рис. 11.35).

Рис. 11.36. Женский дорический хитон. Рис. 11.37. Драпирование и ношение женского ионического хитона. Рис. П.38. Дорический хитон, отделанный меандром

Рис. 11.36. Женский дорический хитон. Рис. 11.37. Драпирование и ношение женского ионического хитона. Рис. П.38. Дорический хитон, отделанный меандром

Хламида также являлась верхней одеждой. Это был прямоугольный кусок ткани небольшого размера, скрепленный на плече фибулой (цв. вкл., рис. 16). К хламиде полагалась шляпа. Однако обычно греки ходили с непокрытой головой. И лишь паломники и путешествующие мужчины носили головные уборы или набрасывали на голову край гиматия.

Женская одежда. Женщины носили длинный хитон. Женская фигура в дорическом, наиболее древнем, хитоне напоминала дорическую колонну (рис. 11.36). В эпоху архаики поверх хитона иногда надевали юбку. Возможно, это были отголоски крито-микенской моды. Но это было характерно лишь для костюма аттических гречанок. Ионический хитон опоясывался не только на талии и бедрах, но и на груди крест-накрест (рис. 11.37).

В эпоху классики дорический хитон вновь стал модным, но теперь он украшался орнаментом или был многоцветным (рис. 11.38,11.39). Однако белоснежный хитон всегда считался самым изысканным (рис. 11.40).

Самым древним хитоном был пеплос. Его правый бок, украшенный орнаментом, не сшивался (рис: 11.41).

Закаленные спартанки носили только пеплос, но не изо льна, а из шерсти.

Часто дорический хитон носили с отворотом (диплоидием), низ которого обычно украшался орнаментом. В тех случаях, когда сзади диплоидий был намного длиннее, чем спереди, его край можно было набрасывать на голову со стороны спины (см. рис. 11.40). Этот очень оригинальный способ применения Диплоидия в одежде гречанок встречается не часто. Диплоидий, разнообразный по форме и по длине, — очень важный декоративный элемент женского хитона. В сочетании с разнообразными колпосами он обогащал, облагораживал хитон. Диплоидий из-за находящегося под ним колпоса мягко ложился на участке от груди до бедер, придавая фигуре плавность, лишая ее спортивности. Если диплоидий был короткий, он как бы отлетал при ходьбе от лифа, придавая фигуре легкость.

Рис. 11.39. Многоцветный хитон. Рис. П.40. Разновидность головного убора. Рис. 11.41. Пеплос. Рис. 11,42. Женская одежда: гиматий, дорический хитон, ионический хитон

Рис. 11.39. Многоцветный хитон. Рис. П.40. Разновидность головного убора. Рис. 11.41. Пеплос.
Рис. 11,42. Женская одежда: гиматий, дорический хитон, ионический хитон

Женщины, как и мужчины, в качестве верхней одежды носили гиматий (рис. 11.42). Женщины имели также плащи, которые надевали через голову. Такой плащ имел разрез с одного бока до предплечья (рис. 11.43).

рис. II.43. Плащ с одним боковым разрезом

рис. II.43. Плащ с одним боковым разрезом

Обувь. Обувь греков была из кожи, обычно ремешковая (рис. 11.44); парадная — из кожи ярких цветов с отделкой из золота и серебра. Кроме сандалий (см. рис. 11.44, а) греки носили мягкие кожаные полусапожки персикаи (пришли от персов, см. рис. 11.44, 6) и высокие ремешковые сапоги эндромис (см. рис. 11.44, в), а также крепиды (см. рис. 11.44, г) и сапожки из мягкой кожи (см. рис. 11.44, д).

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Греки, имевшие густые волосы, предпочитали ходить с непокрытой головой, а головные уборы надевали лишь в случае необходимости. У мужчин это были фригийские колпаки, остроконечные пилосы (см. рис. 11.33), конусообразные пилеусы, кине в виде полушария из войлока, шерсти, разных сортов кожи и т.д. Войлочная кине была популярна среди пастухов. Воины носили шлемы. В каждой местности были свои виды шлемов. Беотийский закрывал не только голову, но и части лица (щеки, нос) и имел султан из перьев или хвоста, дорийский был с забралом, коринфский низко опускался на глаза.

Рис. II.44. Обувь древних греков

Рис. II.44. Обувь древних греков

Рис. II.45. Мешочки и чехлы, покрывающие прически. Рис. II.46. Мужская прическа периода архаики. Рис. II.47. Молодежная прическа периода классики. Рис. II.48. Прическа "бант Аполлона". II.49. Прическа "греческий узел" и диадема с поддержкой — стефана. Рис. II.50. Прическа «лампадион» (пламя). Рис. II.51. Фрагмент золотой диадемы

Рис. II.45. Мешочки и чехлы, покрывающие прически. Рис. II.46. Мужская прическа периода архаики. Рис. II.47. Молодежная прическа периода классики. Рис. II.48. Прическа «бант Аполлона».
II.49. Прическа «греческий узел» и диадема с поддержкой — стефана. Рис. II.50. Прическа «лампадион» (пламя). Рис. II.51. Фрагмент золотой диадемы

Женщины довольно часто набрасывали на голову шарф калиптру (см. рис. 11.38) либо покрывало фарос, а также край гиматия. При необходимости (для защиты от зноя) надевали соломенные шляпы — фолии. Они напоминали зонтик, крепившийся над головой. Популярны были различные мешочки, чехлы (рис. 11.45), которыми покрывали пучок волос, стянутый в узел в нижней затылочной зоне. Вуаль считалась нарядным элементом костюма гречанки.

В эпоху архаики мужчины носили длинные волосы и длинные бороды (рис. 11.46). В эпоху классики распространилась аккуратная спортивная прическа из коротких волос у молодежи (рис. 11.47) либо из полудлинных до мочки уха у людей солидных, зрелых. Зрелые мужчины продолжали носить и бороды, но теперь более короткие. Волосы греки завивали и аккуратно укладывали. В эпоху поздней классики появляется несколько женообразная прическа «бант Аполлона», или «цикада» (рис. 11.48), из достаточно длинных волос.

Женские прически были очень разнообразными. Наиболее популярными были прическа «греческий узел» (рис. 11.49, см. рис. 11.42) и прически на основе греческого узла — «лампадион», т.е. «пламя» (рис. 11.50), и «каримбос» — узел, расположенный очень низко, почти на шее (см. рис. 11.39). Популярны были и другие прически, например дынеобразная прическа из волос, уложенных крупными вертикальными дольками ото лба до затылка и перевязанных двумя лентами (ее придумала жена Перикла Аспазия). Женщины носили также «бант Аполлона». Девушки ходили с распущенными завитыми волосами. Темноволосым гречанкам очень нравились светлые волосы варварок. Поэтому модны были парики из светлых и пепельных натуральных волос. Парики изготовлялись на острове Лесбос и стоили очень дорого.

Гигиене и косметике в Древней Греции уделяли много внимания. Об этом говорит появление бань и салонов по уходу за телом. Рабы-косметы хорошо делали массаж и натирали тела клиентов маслами и ароматическими средствами. Женщины пользовались специальными порошками для подводки бровей и глаз, отбеливали и омолаживали лицо по рецептам врачей Гиппократа, Диокла и др. В трактатах о красоте давались рецепты по применению косметических средств.

Золотые и серебряные броши, пряжки, фибулы, пояски, ремешки, сеточки и диадемы (рис. 11.51) для головы — стефаны были очень красивы. Серповидная надлобная часть стефаны соединялась с затылочной частью, которая не только украшала прическу, но и являлась поддержкой для «греческого узла». В нее, как в емкость, помещалась эта часть прически. Стефана считалась очень изысканным головным украшением (см. рис. 11.49).

Связь костюма с архитектурой. Греческий хитон органично связан с архитектурой, особенно эпохи классики, когда пропорции, масштабность и форма приобрели огромное значение. Умело задрапированный хитон напоминал дорическую колонну. Вертикальные складки хитона ассоциировались с каннелюрами колонн. В фигуре человека, одетого в длинный хитон, читались соотношения пропорций «золотого сечения». Пропорции «золотого сечения», или ряд Фибоначчи — это ряд чисел, в котором каждый последующий член равен сумме двух предыдущих (1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34 и т.д.), т.е. 1 : 2; 2 : 3; 3 : 5; 5 : 8; 8 : 13 и т.д.

Рис. II.52. Связь греческого костюма с архитектурой

Рис. II.52. Связь греческого костюма с архитектурой

Живший в XIII в. итальянский математик Леонардо Пизанский (Фибоначчи) открыл эту закономерность, а Леонардо да Винчи назвал ее «золотым сечением».

В пропорциональной фигуре верхняя часть, от головы до талии, относится к нижней, как 3 : 5. То же самое мы наблюдаем в храмах. Так, в храме Зевса в Олимпии отношение верхней части храма (фронтона и антаблемента) к нижней выражается этим отношением (3 : 5). Об органичной связи архитектуры и костюма в Древней Греции свидетельствует рис. 11.52.

История искусства © 2016 Frontier Theme