Искусство Новгорода

Особенности мироотношения новгородцев

Основной особенностью мироотношения новгородцев является их стремление к самостоятельности внутри Киевского государства в качестве уникального города, обладающего индивидуальной судьбой и весьма значимым для всего государства значением.

Стремление к самостоятельности и всяческое проявление самобытности выразилось даже в устройстве города, разделенного рекой Волхов на две стороны — Софийную (на ней находилась София Новгородская) и Торговую (жилая сторона города), причем Торговая, в свою очередь, делилась на пять относительно самостоятельных концов, а каждый из них на относительно самостоятельные улицы.

Еще одной особенностью новгородцев является большое внимание к строительству храмов при основном роде занятий — торговле. Будучи весьма приземленными людьми, имея дело с материальными ценностями, новгородцы постоянно заботились о поддержании связи с Богом, причем степень индивидуальности этой связи со временем все возрастала.

Важной особенностью является тесная связь с северной Европой, что отразится и в характере внешнего облика храма, и в специфике монументальной живописи Новгорода.

Своеобразие новгородской храмовой архитектуры периода Киевской Руси

Собор Святой Софии, положив начало каменному строительству храмов в Новгороде, зародил интерес местных зодчих, прошедших обучение у византийских мастеров, к возведению культовых зданий предпочтительно эманационного качества, призванных визуализировать процесс исхода Божьего благослово-воления с неба на землю, обращенного к душам принявших православие новгородцев.

Получив развитие в течение XII-XIII веков, преимущественно эманационно диктатные храмы Новгорода значительно видоизменились. Во-первых, вместо немногих соборов с башнями-всходами на хоры, возведенных в начале XII столетия, к концу этого века произошел переход к строительству многочисленных приходских или монастырских церквей с внутренним приделом на хорах. Во-вторых, в течение XII века случилось разительное уменьшение храмовых габаритов, особенно высоты и длины, что привело к эволюции культовых зданий от шестистолпного и многоглавого типа к типу одноглавому и четырехстолпному. В-третьих, метаморфозы также испытал внешний облик церквей. Собор святой Софии и возведенные непосредственно вслед за ним габаритные многоглавые храмы призваны были знаменовать своей композиционной структурой величие и подавляющую мощь Господа, обращающего свод православно христианских заповедей к оглашенным и неофитам из числа новгородцев. Одноглавые же церкви малых размеров, сохраняя известную монументальность, ориентированы были на символическое представление процесса намного более интимного общения Всевышнего со своею паствою. В-четвертых, если вначале строительства храмов предпочтительно эманационного качества культовые здания в Новгороде возводились в технике кладки из плинфы со скрытым рядом, то достаточно скоро ситуация изменилась. Обнаружив на новгородской земле превосходный строительный материал — местную слоистую известняковую плиту — мастера стали широко использовать этот материал в храмовом зодчестве. В Новгороде сложилась своеобразная система строительства, где ряды плинф, в основном выравнивающие постели каменной кладки, перемежались с рядами грубо отесанной известняковой плиты различных размеров и формы. Слоем известкового раствора, местами достигавшего значительной толщины, покрывалась вся наружная поверхность стен новгородских церквей. Изменение метода строительства сразу же сказалось на облике храмов. Новгородские церковные здания своей пластикой стали более напоминать скульптурные творения. Одновременно в их композиционной организации резко сократилось количество декоративных элементов, трудно выполнимых из легко расслаивающегося и крошащегося плитняка.

Собор Святого Николая был построен в 1113-ом году на правом берегу Волхова напротив Софии Новгородской в месте, которое получило название Ярославо Дворище. Цель возведения данного культового здания — пособничество активному распространению предписаний Божьего благослово-воления в среде новгородского купеческого люда, в массе своей проживающегося в правой части города, именуемой «торговой стороной».

Собор Святого Георгия Юрьева монастыря был заложен в 1119-ом, однако освящен только в 1130-ом году.

По своей композиции Георгиевский храм повторяет Рождественский собор Антониева монастыря, но превосходит его размерами и отличается характером диктатной представленности. Если Рождественских храм выступает в качестве посредника в некоем довольно интимном отношении Божьего благо-слово-воления с душами людскими, то Георгиевский собор, также как и новгородские соборы Святой Софии и Святого Николая, в большей степени проявляет себя как художественный репрезентант, архитектурные объемы которого ориентированы на передачу комплекса божественных благих предписаний единовременно многим людскими сердцам, в совместной молитве вступившим в религиозное сношение с Духом Божьим. Не случайно внешние формы и интерьер храма наделены строгой и даже суровой монументальностью.

Специфика новгородских храмов XII-XIII веков

Образцом новгородского типа храма XII-XIII веков считается церковь Спаса Преображения на Нередице.

Церковь Спаса Преображения была построена в 1198-ом году на территории Спасо-Нерединского монастыря близ Новгорода. Она еще в большей мере, нежели Рождественский собор Антониева монастыря, наделена функцией посредника в сугубо интимном общении Божьего благо-слово-воления с индивидуальной монашеской душой, хотя
монументальности и суровости данному сравнительно небольшому культовому зданию не занимать.

Церковь Спаса Нередицы относится к четырехстолпному типу одноглавых кубического вида крестовокупольных храмов, композиционная структура которых обладает приоритетно эманационным качеством.

Нерединская церковь была практически целиком выстроена из бутового камня с незначительным добавлением кирпича-плинфы и оштукатурена толстым слоем извести, смешанной с толченым кирпичем.

Спасский храм никогда, ни до своего разрушения, ни после восстановления, не блистал геометрической точностью архитектурных форм и объемов. Церковные стены непомерно толсты, а кладка груба. Однако кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов — все это придает Нерединской церкви особую пластичность, принципиально отличающую этот храм и от более ранних новгородских церквей, и от древних культовых зданий подобного типа из других земель Руси.

От предыдущего этапа храмового зодчества Новгорода церковь Спаса-Преображения отличается также тем, что ее боковые апсиды заметно ниже центральной. Такое понижение угловых членений храма по отношению к его центру имеет очень точную и весьма тонкую меру, которая как нельзя лучше благоприятствует архитектурным объемам церкви проявлению их эманационных потенций.

Внутри церковное здание не имеет лопаток, что делает его интерьер простым и целостным. Этому же содействуют не крестообразные, а квадратные в плане подкупольные столбы.

Только средняя часть хор открыта вовнутрь церкви. В северо-западном и юго-западном углах храмового интерьера размещены небольшие приделы.

Средняя часть хор вместе с угловыми приделами возведена не на сводах, а уложена на деревянный накат.

В толще западной стены расположен крайне узкий щелевидный ход с лестницей, ведущей на хоры.

Особенности храмовой архитектуры Новгорода XIV века

Церковь Федора Стратилата на Ручье (1360-1361) развивает традицию декоративно нарядных имманационно-энтузиазных храмов.

Храм представляет собой четырехстолпную, одноглавую постройку с одной апсидой и трехлопастным завершением фасадов.

С запада к основному церковному зданию примыкает притвор, а с юга — небольшая пристройка, придел-усыпальница Симеона Дивногорца.

Церковь Федора Стратилата внешне очень богато украшена. Это и аркатура на апсиде, и бровки над окнами барабана, и полосы богатого орнамента под основанием купола, и фигурные кресты с нишами на стенах. Изначально ряды фасадных ниш были расписаны многоцветными фресками.

Влияние готического стиля обнаруживает себя как в стрельчатой форме оконных проемов и порталов храма, так и в сложной декоративно¬каркасной конструкции, размещенной на поверхности апсиды.

В интерьере здание сохраняет древнюю крестовокупольную систему сводов с пониженными подпружными арками.
Церковь имеет хоры, на которые ведет каменная лестница, размещенная не в стене, а в северо-западном углу сооружения.

На хорах устроены закрытые угловые помещения. Среднее членение хор также драпировано каменной стеной.
В свое время церковь рассматривалась не только как храм, но и как хранилище. Для этого в толще западной и южной стен было сделано несколько камер для хранения ценностей.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице была построена в 1374-ом году «повелением благородного и боголюбивого боярина Василия Даниловича со уличаны Ильины улицы» и являет собой наиболее крупный по габаритам и пышный по богатству декоративного украшения имманационного содержания храм Новгорода второй половины XIV века.

По плану и общей композиции архитектурных объемов храм напоминает церковь Федора Стратилата. Это трехнефное, одноглавое и одноапсидное здание с трехчастным членением стен лопатками и трехлопастным завершением фасадов.
Однако в интерьере церкви вновь появились на уровне хор палаты в виде двух замкнутых по углам камер и деревянный открытый вовнутрь переход между ними.

Подъем на хоры устроен в толще западной стены здания. Кстати, этот подъем трактован в храме как знамение восхождения на столп верующего ради благочестия. Не случайно в Троицком приделе, устроенном в одной из угловых камер церкви, содержатся выполненные великим Феофаном Греком изображения преподобных столпников, которые стоянием на столпах с добродетельной целью очищали душу свою пред желанной встречей с Духом Божьим.

Все церковные фасады, барабан главы и апсида сплошь унизаны декоративными элементами. Наряду с нишами самых разных форм, включая стрельчато-готические, это и бровки над окнами, и розетки, и пояски, и множество рельефных крестов по стенам.

Фасадные лопатки Ильинской церкви имеют боковые уступы, что дополнительно подчеркивает стройность и высоту всего здания.

Окна средних третей фасадов сооружения дополнены подобными им нишами, что создает иллюзию четырех рядов окон в среднем и пяти рядов в нижнем ярусе и придает церкви исключительно величавый облик.

История искусства © 2016 Frontier Theme