Искусство Киевской Руси

Особенности мироотношения древнерусской культуры периода Киевской Руси

Для культуры Киевской Руси в целом характерно принятие принципов православного мироотношения с включением в него элементов языческой картины мира.

Православное представление о едином Боге, представленном в трех лицах органично соединилось с языческим трехликим солнечным божеством, объединявшим в себе функции создателя мира, подателя благ и творящей энергии.

Образ Богоматери слился с образом языческой богини Макоши — посредницы между миром земным и миром небесным.

Функции избранного посредника среди людей (патриарха и императора) в древней Руси выполнял князь, который еще с языческих времен считался связующим звеном между миром людей и миром богов.

Православие сыграло роль объединительного основания древнерусского государства, сцементировавшее его на уровне мировоззрения.

Вместе с принятием новой веры Русь приняла и каноны византийского искусства с его характерными особенностями: символичностью, условностью, религиозностью, регламентированностью.

Общие особенности древнерусской храмовой архитектуры Киевской Руси

Археологические исследования, проведенные в XX столетии практически на всей территории Древней Руси, включая такие ее значимые центры, как Киев, Чернигов, Новгород, Смоленск, позволили утверждать, что вплоть до конца X века всё культовое строительство на Руси осуществлялось из дерева. Белокаменной или кирпичной храмовой архитектуры древнерусское зодчество до этого времени не знало.

В результате принятия Русью христианства по византийскому образчику, события, включенного под 986-988-ом годами в «Повесть временных лет», вместе со сводом религиозных идей и ритуалом литургии древнерусская культура вобрала в свои пределы тип крестово-купольного храма, получивший овеществление в культовых произведениях художественного стиля Византийский классицизм.

Каменные храмы X-XI веков, в той или иной степени сохранившиеся в Киеве и других крупнейших русских городах, убедительно демонстрируют, что все они построены на основе стиля Византийский классицизм.

На русской земле изначальные крестово-купольные церкви возводились исключительно по проектам византийских мастеров. Известно, что на первых порах всеобщего и безоговорочного принятия нашим отечеством православия Византия целыми бригадами отправляла на Русь своих столичных и провинциальных архитекторов для организации и возглавления ими на новых христианских землях культовой строительной деятельности.

Так, с греческими зодчими связано создание Десятинной церкви в Киеве в конце X века, черниговского Спасского, а также киевского, новгородского и полоцкого Софийских соборов в первой половине XI века, Успенского собора Печерского монастыря и Кловского собора в 1070-е годы, начало храмового строительства в Чернигове и Переяславле в 1080-х годах.

Однако миссионерская функция, которой должны были соответствовать первые древнерусские храмы, с неизбежностью придала им внешний и внутренний облик, значительно отличный от церковных стандартов Византийского классицизма.

Архитекторы Византии, строя на Руси каменные церкви, вынуждены были учитывать традицию древнерусского деревянного культового зодчества, в которой был воспитан художественный вкус подавляющего большинства, людей, обращаемых из язычества в православное христианство. Необходимость сближения новых храмовых форм с традиционным культовым зодчеством славянских племен заставила византийских мастеров принять во многом иную, чем они привыкли на родине, схему планового и объемного решения возводимых на Руси крестово-купольных церквей. В частности, это привело к неведомой Византии общей пирамидальной композиции изначальных древнерусских соборов, образованной посредством ступенчатого размещения архитектурных объемов, ярус за ярусом понижающихся от центра к периферии и сверху вниз.

На Руси с первых лет массовой христианизации строятся крестово-купольные храмы весьма внушительных размеров, тогда как в Византии в это время возводятся в основном небольшие церкви. При этом для главных каменных соборов, создаваемых в стольном Киеве и других важнейших городах русских, выбирались наиболее возвышенные места, дополнительно подчеркивающие господствующее положение этих церковных зданий по отношению к окружавшей их в основном одноэтажной застройке.

Византийские зодчие, строя церкви на своей родине, главное внимание уделяли композиционному решению их интерьеров, тогда как, оказавшись на русской земле, они занимались тщательной разработкой храмовых экстерьеров.

Первые древнерусские соборы уже эманационным характером своих наружных объемов должны были способствовать обращению язычников в христианскую веру.

Для византийского зодчества того времени были характерны четырехстолпные храмы. На русской же земле создавались православные церкви, снабженные дополнительными столбами для выделения с их помощью в западной части церкви зон нартекса и экзонартекса. Образованные здесь помещения, которые напрочь отсутствовали в византийской культовой архитектуре X-XI веков, были предназначены для большого числа неофитов и оглашенных, то есть тех людей, которые, во-первых, еще лишь готовясь к крещению, изучали христианское учение (оглашенные), и, во-вторых, для тех, кто только что принял обряд крещения и недавно стал новообращенным членом православного сообщества (неофиты). Неофиты, не допускаясь в основное помещение церкви, размещались в пространстве нартекса, а для оглашенных предназначались экзонартексы и площадки перед храмовыми фасадами.

Практически все первые каменные храмы, возведенные на Руси, были обустроены примыкавшими в основному церковному объему, но относительно самостоятельными храмиками-крещальнями, что опять-таки не было присуще культовым памятникам Византии той поры. В отличие от византийских церквей, изначальные древнерусские крестово-купольные храмы имели специальные лестничные башни, крытые сверху пологими шатрами или увенчанные куполами. Эти, как правило, круглые в плане башни предназначались для всхода на хоры, которые занимали на втором ярусе западную часть церковного помещения.

Не знакомо византийское зодчество было и с очень большими хорами, в основном предназначавшимися для значительного количества верующих женщин, уже прошедших через обряд крещения и должных совершать богослужение в особом приуготовленном для них храмовом пространстве.

Изначальные христианские соборы, строившиеся в Киеве и крупных городах Руси, были снабжены несколькими рядами одно и двухъярусных галерей, примыкающих с севера и юга к их основному трехнефному объему. Эти галереи превратили данные здания в пяти, и даже, как, например, в Софии Киевской, в девятинефные сооружения, тогда как Византия не знала девятинефных храмов и в редких случаях прибегала к постройке пятинефных культовых зданий. Подобной системой подсобных комнат, по большей мере назначенных для проведения весьма пышных патриарших служб, в Византии обустроен лишь собор Софии Константинопольской.

Не знало византийское зодчество и первоначально активно применявшегося на Руси храмового тринадцатиглавия, не говоря уже о двадцати пятиглавии.

Возведение на Руси каменных храмов потребовало от византийских зодчих обязательного использования и местных строительных кадров, и местных строительных материалов, что не могло не придать дополнительное своеобразие блику отечественных крестовокупольных церквей.

Специфика древнерусской храмовой архитектуры периода Ярослава Мудрого: София Киевская и София Новгородская

В храмовой архитектуре Киевской Руси принято выделять три сооружения — Десятинная церковь, София Киевская и София Новгородская.

Церковь Успения Богородицы в Киеве стала изначальным каменным православным храмом, построенным на русской земле князем Владимиром Святославичем. Строительство здания продолжалось с 989-ого по 996-ой год. На содержание церкви была выделена «десятина» княжеских доходов, отчего данную церковь стали называть храмом Богородицы Десятинной.

Архитектурные объемы церкви, ступенчато понижаясь, расходились от центральной главы здания вплоть до его боковых галерей, апсид и экзонартексов и тем самым содействовали энергетическому истоку с неба на землю заповедей божественного благослово-воления, обращенные к тем жителям Киева, кто решил жить по уставу христиански православной веры.

Собор Святой Софии Киевской. Последние исследования дали основание предположить, что Софийский собор был заложен зодчими из Византии в центре столицы древнерусского государства не позднее 1017-ого года. Завершено строительство храма произошло, по-видимому, в начале 1040-х годов.

Собор, получивший еще в XVII веке наружное переоформление в стиле украинского Барокко, дошел до наших дней практически целиком.

Сопоставление планов Десятинной церкви и Софийского собора показывает, что митрополичий кафедральный храм Киева строился с явной ориентацией на структуру более ранней церкви Успения Богородицы.

Ядро собора Святой Софии Киевской представляет собою трехнефный и шестистолпный храм.

Собор Софии Киевской — подлинный шедевр древнерусского искусства. В последующие периоды развития зодчества на Руси его архитектурные формы явились некоей эталонной матрицей и для храмов сугубо эманационного содержания, и для церковных сооружений преимущественно имманационного характера, и для высочайшего качества православно культовых зданий-шедевров, своими архитектурными объемами интегрирующих божественно диктатные и человечески энтузиазные стремления.

Софийский собор в Новгороде представляет собой храм, основывающийся на матрице киевского прообраза, но внешне больше напоминающий романскую крепость, сложенную из грубо отесанных новгородских камней с толстыми стенами, узкими окнами и мощными барабанами.

София Новгородская была призвана выполнять миссионерскую функцию в особом непокорном и самобытном месте, поэтому формы ее, с одной стороны, фиксируют особость Новгорода, а с другой — в большей мере представляют божественный диктат, божественные законы, отлитые в камне.

История искусства © 2016 Frontier Theme