Деревянная скульптура XII — XVII веков

Деревянная скульптура языческой славянской традиции

Большая группа находок в Новгороде связана с языческими ритуалами древних славян. Ритуальные предметы можно отнести к произведениям малой деревянной скульптуры: им придавалась определенная скульптурная форма, они покрывались резьбой с орнаментальными мотивами и украшались лентами из цветных тканей.

Детская деревянная игрушка, по сути, неотличима от ритуальной мелкой скульптуры. Это позволяет заключить о том, что помимо бытовой функции игрушка выполняла и функцию охранительную — пока ребенок остается один его доверяют божеству, не зря основные формы восходят к двум мифическим основам:

— тотемные животные — медведь;
— позитивные силы мифа — женская фигурка как богиня-мать; коник, птица как спутники солнца.

Для детской игрушки, как и для ритуальных скульптур, характерна обобщенность черт, собирательность образа — вне ярко индивидуальных черт и свойств. В образе выделяется исключительно самое основное, типичное, характерное. Распространен прием гипертрофированного изображения какой-либо детали, именно той, что несет всю смысловую нагрузку, являет наиболее характерное свойство образа, его сущность. Поэтому идея образа в игрушке, как и в мелкой скульптуре, выражена всегда «немногословно», лаконично и ярко.

Наиболее близкими древней славянской традиции деревянной игрушки являются игрушки северные. Это куклы-женщины, птицы и кони. Характерно использование природных форм дерева в скульптурных формах. Так птиц, коников и кукол-треножников изготовляли из корня или сучка, схожих с необходимой формой, при этом вмешательство резчика было минимальным — кривизна поверхности дерева не стачивалась, дополнительные детали образа не акцентировались, зачастую не помечались даже тонкими чертами-врезами, такие игрушки не окрашивались и не орнаментировались. В подобных игрушках, как в ритуальных предметах, предельно важна явленность образа в исконно природных формах. Это роднит подобные игрушки с деталями деревянного зодчества — «конек» крыши сооружения также исполнялся из корня верхнего бревна с минимальным внесением корректировки в природные формы.

Также известен тип плотницкой игрушки: куклы-«панки», коники. Кукла — «панка» представляет собой обрубок дерева, округленный или ограненный, в котором топором намечалась шаровидная или конусообразная голова, вытянутая на затылке и плоская в лицевой части. Перемычка на конусовидном или кубоватом объеме означала талию, отделяющую торс и широкую юбку. Фигура либо лишена рук, либо выполнена с крепко прижатыми к туловищу руками. Черты лица намечались схематично в технике простых порезок и ямок и напоминали идольские лики. Существенные детали образа предельно подчеркивались: так непременно обозначены округлости груди и реже — коса, что акцентирует женскую, материнскую ипостась образа. Родственность изготовления игрушки деревянному зодчеству:

— форма куклы строилась по тому же принципу, что и форма колодезного столба или опоры сооружения;
— применяются плотницкие инструменты и технические приемы.

Известны формы домашних божеств — домовых — это прямостоящие деревянные фигуры в конусообразных шапках, окрашиваемых в красный цвет. Фаллическая символика таких предметов являет функцию домовых как охранителей не просто дома, но рода, как гарантов его долгого существования и продолжения.

Ритуальные предметы в большинстве своем представлены группой наверший.

Навершия — тонкие деревянные стержни-палочки длиной 30-50 см., которые вверху завершались фигурными головками из сучка или ствола дерева, а внизу оканчивались круговым вырезом и венчиком (для привязывания чего-либо); относятся к периоду X — XI веков.

Для наверший характерен строгий канон:

— скульптурные формы человеческой головы, а так же голов птиц (орел, лебедь и утка) и животных (конь и лось), редко — орнаментированные шары;
— обработана только лицевая сторона;
— простыми порезками обозначены только основные элементы — глаза, нос, рот, иногда — борода;
— нет натуралистичности и при этом используется инкрустация и окрашивание (глаза — горошины, рот — красная краска);
— часто — заостренный затылок.

Такие навершия могут быть аналогом документально описанных фаллических элементов из набора свадебного обряда, в христианские времена называемых «срамными удами». «Срамные уды» известны из записей православных священнослужителей, коими и названы «срамными»: «Чтуть срамные уды и в образ створены и кланяются и требы им кладуть. Словене же на свадьбах въкладываюче срамоту и чесновиток в ведра пьють» (записи XIV века). Такие предметы служили символом рождения новой семьи и выступали покровителем — залогом плодородности супружеского союза, в то же время выражая наиболее общую мифологическую категорию солярной энергии мужского начала как залога соития с началом противоположным и рождения мира.

Изображения человеческой фигуры, X — XI века. По характеру резьбы близки навершиям изображения человеческой фигуры размером от 5 до 20 см., имеющие зачастую голову детальной проработки — зачастую в шапке, с прорезанием глаз, носа, рта, бороды и усов; туловище и ноги. Шапка окрашивалась часто в охристый и красный цвет.
Предположительное назначение таких фигурок — охранительная функция, это так называемые домашние духи — домовые, родовые — охранители семьи. Родовые охраняют род и покровительствуют в сбережении творящей энергии как залога продолжения рода. Именно это назначение может объяснить фаллический характер фигур домовых, который заключется в следующем:

— в столбовидной форме фигуры;
— в завершении столба шапкой;
— в окрашивании шапки в характерный для означивания солярной творящей энергии красный или охристый цвет.
По сути фигуры домовых — родовых являются миниатюрными подобиями масштабных идолов славян, которые также имели столбовидную форму — на бревне обозначалось только лицо и обрабатывался конец бревна в качестве формы шапки. Идольное бревно практически не обрабатывалось.

Славянская традиция деревянной скульптуры, генетически являющейся истоком традиции скульптуры древнерусской, имеет следующие характеристики:

— минимальная обработка исходной формы: 1. обрабатывается только лик или лицевая часть, 2. важно сохранение природной формы, сходной с требуемой в скульптурном изображении;
— фронтальность ракурса;
— минимальная детализация — только характерные существенные черты;
— простые средства исполнения деталей: порезки, ямки;
— придание живоподобия: окрашивание и инкрустация скульптуры;
— единство техник и инструментов зодчего и резчика — универсализм мастеров;
— единство техник и форм масштабной и миниатюрной скульптуры.

Деревянная скульптура XII — XV веков

К деревянной скульптуре XII — XV веков относится в основном рельеф, поскольку круглая скульптура была отвергнута церковью как предмет, вводящий в идолопоклонничество. Потому, может быть, и отдельно стоящие фигуры исполнены русскими мастерами в качестве рельефа — скульптуры, предельно связанной со стеной засчет плоскости тыльной стороны. Развивается именно культовая скульптура — это рельефы иконостаса (тябло), рельефные иконы, скульптуры — рельефы.

Тябло (лат. «tabula» — доска) — ярус иконостаса, иконный ряд.

Тябло иконостаса из Исторического музея в Москве, XIII век. Тябло представляет собой длинную доску, которая расчленена на равные прямоугольники с отдельными рельефными изображениями. Ассимиляция славянских языческих и православных традиций заключается в следующем: центральная часть — «Распятие», обрамлена целым рядом клейм, фланкируют которые клейма с изображением фантастических львов-собак с расцветающими хвостами как Симарглов — охранителей Древа Жизни. Так Распятие представляет собой аналог Древа Жизни — событие принятия Христом всего человеческого греха дарует жизнь душам верующих. Характеристики рельефа:

— лаконизм форм рельефа — они предельно обобщены и геометрически схематичны — сведены к единому контуру в расчете на восприятие с дальнего расстояния;
— внутри формы детали даны тонкими порезками;
— плоскостность рельефа — выемчатый фон и плоские фронтальные изображения.

Людогощенский Поклонный крест новгородской церкви Флора и Лавра, 1359 г. (2,3 х 1,87 м.). Людогощенский крест является одним из выдающихся памятников деревянной скульптуры Древней Руси. Крест выполнен вне канона форм Поклонного креста. Композиционная основа — диалог круга и креста, чем затруднено непосредственное прочтение креста: крест образован организованным расположением круглых прорезей в целостной плоскости округлой формы места перекрестия креста. Место перекрестия испещрено ажурным растительным орнаментом с включенными в его круглыми клеймами, также позволяющими вычитывать форму креста. В круглых рельефных клеймах представлены диалогичные сюжеты (например, «Илья Пророк, получающий от ворона хлебец», «Флор и Лавр»).

Ассимиляция языческих и православных традиций в данном памятнике проявлена в следующем: ножка креста имеет форму удлиненного цилиндра со спиралевидными канавками, а верх (место перекрестия) — округлую форму. Перекрестие покрыто растительной орнаментальной вязью, которая переходит в скульптурные растительные формы, фиксирующие крест, то есть крест уподоблен форме дерева — Древа Жизни, которое акцентирует значение распятия как дарования жизни душам верующих.

Икона «Георгий Победоносец с избранными святыми» из Оружейной палаты, 14 век. Близка по характеру резьбы Тяблу XIII века: плоскостность рельефа, одна высота выемки фона, фронтальность, геометрическая обобщенность фигур, ярусное строение.

Статуя святого Дмитрия Солунского из Оружейной палаты, конца XIV — начала XV веков. Статуя-рельеф — отсутствует тыльная сторона, засчет чего статуя связывается со стеной. Лаконизм формы и орнаментальность решения деталей (регулярный орнамент кольчуги, повязок, волос), отсутствие объемной моделировки.
Статуя святого Николы Можайского, XV век. Полная противоположность предыдущему памятнику: при всей фронтальности это круглая скульптура; натурализм деталей (морщины и проч.); объемная моделировка тела под одеждой. Возможно — работа иностранного мастера.

Эпоха XV века — время развития типа иконы — иконостаса.

Богоматерь Одигитрия с избранными святыми из Русского музея, XV век. Ярусное строение, центральная часть — изображение Богоматери с младенцем в более глубоком «пространстве» (высота рельефа больше), священность и интимность которого подчеркнута сенью («ковчежек»), скрывающей Богоматерь в тени. Резьба не плоскостная, а объемная.

Деревянная скульптура XVI — XVII веков

Период XVI — XVII веков — продолжение развития церковной скульптуры. Канонизация большого числа святых из удельных княжеств и объединение их в государственный пантеон стали шагами строительства особой русской православной церкви. Процесс канонизации сопровождался открытием мощей святых и путешествием их по всей Руси с пышным обрядовым действом. Именно поэтому XVI век стал временем появления новой скульптурной формы — раки (особого саркофага) для упокоения, перевозки мощей и поклонения им.

Рака Зосимы Соловецкого из Соловецкого монастыря, 1566 г. Рака представляет собой монументальное резное сооружение — малую архитектурную форму: профилированный цоколь держит пьедестал, по которому разворачиваются рельефы жития святого, далее — фриз и карниз, которые венчает крышка — на ней представлена лежащая статуя святого. Характерно изображение лежащей статуи в качестве стоящей фигуры: ноги выходят за пределы рамки, касаясь кромки; складки одежд изображены свисающими как у стоящего; глаза широко раскрыты, поза фиксирует живое напряжение. Все средства работают на то, чтобы изобразить святого исключительно живым в своей святости и вере.

Деревянная русская скульптура XII — XVII веков проходит путь от плоскостности, техники порезок и доминанты рельефа к круглой скульптуре и объемности моделировки.

История искусства © 2016 Frontier Theme