Новое объединение страны
Причины ослабления центральной власти и политического распада Египта в конце Древнего царства кроются во внутренних противоречиях, выросших к моменту, казалось бы, наиболее полного централизованного государства. Сосредоточение всей власти в руках фараонов отрывало родовую местную знать, наследственных князей отдельных областей (номархов) от их территории, превращая этих князей в чиновников центральной власти. Однако нужды того же центрального управления заставляли фаранов передавать в руки этой чиновничьей знати наблюдение за делами отдельных округов. Таким образом, происходил обратный процесс оседания царских чиновников в номах, где они, получив от царя различные льготы, приобретали заново или возвращали себе старые наследственные права.
Усиление знати и рост значения жречества ослабляли власть фараона, увеличивая одновременно эксплуатацию низших слоев населения. Это привело в конце царствования VI династии к восстанию угнетенных масс и к распаду Египта на отдельные области, сопровождавшемуся вторжением в Дельту ливийцев и «азиатов». Этот период длился с конца VI династии до начала царствования XI династии, когда и начинается период Среднего царства. Резче всего социальные противоречия должны были чувствоваться на севере Египта, где находился политический центр Древнего царства. Новое объединение страны началось поэтому с юга, менее затронутого событиями переходного времени. Государственным центром Египта, вновь объединенного при XI династии, стали Фивы. Этот город сохранил свое значение и при следующей XII династии, хотя фараоны в связи с ирригационными работами в Фаюме перенесли свою резиденцию в Птауи — город, построенный в месте соединения Фаюма с долиной Нила.
Архитектурные типы Среднего царства
Период распада Египта отразился на характере строительства. Отсутствие былых материальных возможностей не позволяло создавать такие монументальные постройки, как пирамида Хеопса, заупокойный храм Хефрена или пирамиды и храмы солнца V династии. Отказ от монументального строительства был вызван также и непрочностью материала — кирпича-сырца, к которому принуждены были возвратиться строители переходного времени.
Гробницы. Обычной формой гробниц знатных людей этого периода стали небольшие, прямоугольные в плане мастаба, имевшее не более 15 м в длину и увенчанные пирамидой в 10—12 м высотой. И мастаба и пирамида внутри были полые, перекрытие делалось в форме ложного свода;. Иногда мастаба была отделена от пирамиды плоским перекрытием, в таком случае ложный свод пирамиды играл роль разгрузочной конструкции.
От времени расцвета Среднего царства (в период XIII династии) до нас дошло большое количество разнообразных памятников. Достаточно полно представлены жилища, гробницы и крепостные сооружения. Что касается ирригационных сооружений и дворцов, почти не сохранившихся, о них свидетельствуют тексты того времени, а также рассказы позднейших греческих писателей — Геродота (V в. до н. э.) и Страбона (I в. н. э.).
Город Кахун. Примером городского поселения Среднего царства является Кахун, расположенный при самом входе в озаис Фаюм (табл. 30, фиг. 1). Сенусерт II, фараон XII династии, перенес сюда свою резиденцию в связи с грандиозными ирригационными работами по освоению Фаюма. Кахун отличается от многих других поселений Египта, возникавших постепенно, тем, что он был построен в короткий срок по единому плану. Кахун просуществовал не более столетия, потом был заброшен и оказался засыпанным песками пустыни, из-за чего и дошел до нас в таком состоянии, что можно восстановить его планировку.
Рабочий квартал. Город занимал площадь около 10 га (260X380 м) и был обнесен кирпичной стеной. Стена имела двое ворот — с юго-западной и с северо-восточной сторон. Части города, к которым вели эти входы, не сообщались между собою; их разделяла глухая мощная кирпичная стена. Меньшая часть занимала сравнительно небольшую площадь в 260 X 105 м и была, вероятно, предназначена для строительных рабочих (табл. 30, фиг. 1а). На небольшой площади было расположено около 250 глинобитных хижин, построенных таким образом, что каждые две хижины имели общую стену. С юга на север шла главная улица шириною в 8—9 м. Перпендикулярно к ней были расположены боковые переулки, на которые выходили фасады хижин. Волна восстаний, прокатившаяся над Египтом в конце предыдущего исторического периода, заставляла господствующий класс постоянно опасаться повторения их. Кварталы строительных рабочих — вероятно, рабов — были устроены таким образом, чтобы рабочие, не сообщаясь с другими частями города, имели выход непосредственно на работы.
Остальная часть города также делилась на кварталы. От городских ворот в направлении к стене рабочего квартала, т. е. с востока на запад, вела прямая улица длиной около 280 м. В середине по всей ее длине был устроен сток. По обе стороны улицы были расположены участки, принадлежавшие, очевидно, царю и знати (табл. 30, фиг. 16, в и г). Характерно, что на всей площади квартала знати, почти равной площади рабочих кварталов, было расположено всего 10—11 владений.
В конце главной улицы, с правой ее стороны, примыкая к стене рабочего квартала, на некотором возвышении был расположен царский дворец, окруженный со всех сторон толстой кирпичной стеной (в настоящее время дворец совершенно разрушен).
Южная часть города с небольшими домами свободного, но небогатого населения разбивалась на кварталы рядом узких переулков.
Жилой дом. О типе жилого дома и хозяйственного сооружения Среднего царства, кроме раскопок, можно судить также по саркофагам, по моделям жилых домов (табл. 33, фиг. 3) и хозяйственных построек, найденным в погребениях того времени.
В Кахуне основным материалом всех обнаруженных при раскопках построек был высушенный на солнце кирпич, но, судя по саркофагам, дома состоятельных людей строились также из дерева. Крошечные помещения рабочих в Кахуне являлись, собственно говоря, только местом ночлега.
Дома свободного населения имели по фасаду 7—10 м длины. Перед домом был двор, обнесенный глинобитной стеной. К нему примыкало открытое спереди помещение, плоскую крышу которого поддерживали круглые деревянные столбы. На одной модели дома видно, что в постройках из кирпича иногда, применялось перекрытие коробовым сводом. Некоторые жилые дома имели второй этаж с плоской крышей, обнесенной парапетом. В Кахуне сохранился фундамент дома одного из вельмож Сенусерта II, расположенный рядом с царским участком (табл. 30, фиг; 2). От улицы дом был отгорожен глухой глинобитной стеной. Узкая входная дверь была расположена непосредственно против помещения привратника. Отсюда по открытому коридору вдоль внешней ограды можно было попасть в хозяйственные помещения. Такой же открытый ход перпендикулярный главной улице и стене города, вел к жилым помещениям, которые делились на мужскую и женскую половины и выходили на обширный открытый двор. Вдоль южной стороны двора шла галлерея, крыша которой опиралась, вероятно, на деревянные столбы. Из этой галлереи вел вход в жилые помещения. Плоская крыша центрального, наиболее обширного из этих помещений поддерживалась четырьмя свободно стоящими колоннами. Центральной частью женской половины был квадратный двор, окруженный открытыми галлереями на колоннах. В северной части глазного двора была устроена лестница, ведшая на плоскую крышу.
Во всей планировке дома следует отметить стремление отгородиться от улицы, замкнуться в помещении, занимающем центральную часть всего участка и открывающемся только со стороны двора, с ориентацией на север. Жаркое египетское солнце заставляло летом искать прохлады в тени галлерей, открытых доступу северного ветра.
Стены внутренних помещений были обычно выбелены и расписаны, глиняные полы плотно утрамбовывались. О внутреннем убранстве такого жилья Почти ничего не известно, но в «Рассказе Синухета», автобиографической повести времени Сееусерта I, упоминается бассейн как принадлежность дома одного из царевичей.
Монументальное строительство Среднего царства
Заупокойный храм Ментухотепов в Дейр-эль-Бахари. Ко времени XI династии относится попытка зодчих царей Ментухотепа III и Ментухотела IV перейти от горизонтального развертывания архитектурного ансамбля к вертикальному (табл. 25, фиг. 1 и фиг. 2а—з). Пирамида и заупокойный храм при ней были сохранены как основные части традиционного ансамбля, созданного Древним царством; было изменено только их взаимное расположение.
Необходимость примениться к ландшафту — долине, замкнутой крутыми обрывами желто-коричневых скал — заставила сгруппировать отдельные части ансамбля в одно целое. Входной зал Древнего царства превратился в открытый портик, служивший основанием гипостильному залу, над которым возвышалась пирамида. Вся постройка приобрела характер ступенчатой пирамиды, гораздо более усложненной, чем пирамида Джосера.
Пирамида в заупокойном сооружении Ментухотепов, имевшая характерную для переходного времени форму мастаба, лишь увенчанной собственно пирамидой, находилась на высокой террасе, вырубленной в скале. Спереди с восточной стороны терраса была украшена открытой галлереей с двумя рядами прямоугольных каменных столбов (табл. 25, фиг. 1а). По середине галлерея прерывалась пандусом, ведшим наверх к гипостильному залу. Перекрытие зала опиралось на 140 восьмигранных колонн. С трех сторон зал окружали открытые галлереи в на прямоугольных столбах. С задней стороны к пирамиде примыкал открытый двор, окруженный колоннадой, частично врубленной в скалу. Затем шел зал, освещенный только спереди, перекрытие которого опиралось на 80 столбов, и, наконец, помещающееся уже непосредственно в пещере небольшое темное культовое помещение. Характерно, что гробница царя не была связана непосредственно с самой пирамидой. Недавние раскопки американцев обнаружили с восточной стороны пирамиды остатки существовавших здесь некогда прудов и следы посадок деревьев.
Архитектурные особенности храма. Заупокойный храм Ментухотепов состоит из двух четко разграниченных частей: передней многоэтажной пирамиды и лежащего сзади одноэтажного двора. Многоэтажность передней части сооружения для Египта является исключением. Основная часть храма с пирамидой и портиками была рассчитана на то, чтобы зрители могли видеть ее с разных сторон, так же как это было в пирамидах Гизе. Однако здесь уже проявляется стремление к выделению главного фасада.
К передней части здания прибавлен нижний портик, определявший направление подхода к сооружению. Позднее, в храм»ах Нового царства, еще сильнее подчеркивается фронтальное решение памятника.
Фасад заупокойного храма Ментухотепов не имеет глухой стены подобно гробницам предшествующего периода. Многоэтажная пирамида, благодаря колоннадам, открыта со всех сторон и сливается с пространством.
Основным элементом передней части храма является мастаба, увенчанная пирамидой. Вдвинутая в гипостильный зал, эта мастаба превратила зал в обходящий вокруг нее коридор. Основное внимание зодчего было направлено на решение внешнего объема и фасада сооружения, и хотя по сравнению с Древним царством роль интерьера увеличилась, но значение внешнего вида все еще преобладало. Снаружи памятник представляет собой единую, цельную композицию; внутри такого единства еще нет.
Подход к задней части храма прегражден массивом центральной мастаба. Задняя часть храма, с внутренним двором и колоннадами, была изолирована от передней части. Она состоит из ряда расположенных по продольной оси помещений, отделенных друг от друга глухими стенами с небольшими дверями, причем двери были сдвинуты с общей оси. Как и в ансамбле Саккара, линия движения во внутренних помещениях храма несколько раз ломается.
По сравнению с памятниками Древнего царства в храме Ментухотепов бросаются в глаза: уменьшение величины общего объема сооружения, усложнение его архитектурной обработки и повышение роли пока еще несколько запутанного интерьера.
В Древнем царстве не было такого памятника, где бы открытые портики являлись основным мотивом архитектурного решения. Существенной новой чертой, отличающей архитектуру Среднего царства от более раннего периода, является устройство колоннады на фасаде сооружения.
Гидротехнические сооружения. Наибольшего размаха строительство Среднего царства достигло при Аменемхете III (XII династия). В начале царствования XII династии фараоны, с целью расширения своей земельной собственности, предприняли грандиозные работы по регулированию системы орошения и по осушке части Фаюма. Воды Нила при разливах, вступая в бассейн Фаюма, заполняли находившееся здесь озеро и заболачивали его берега. Фараоны XII династии начали сооружение огромной стены внутри самого Фаюма в той части, где его заливало водами Нила. Эта стена, длиною около 4В км, была закончена при Аменемхете III. Воды разлива, втекая по каналу в так называемое Меридово озеро, как в огромный резервуар, при помощи особых приспособлений выпускались обратно в долину реки для орошения полей. Приспособления, задерживавшие и спускавшие воду, не дошли до нас, но о них, как о достопримечательности Египта, говорил греческий ученый Страбон. Они являются одним из самых ранних примеров шлюзования. В результате эти ирригационные работы дали возможность осушить площадь около 11 000 га.
Лабиринт. К северу от Канала, соединявшего Фаюм с Нилом, Аменемхетом III было выстроено огромное здание, занимавшее площадь в 244 м Х 305 м. В настоящее время от него сохранились только остатки фундаментов и огромные груды каменных осколков. Страбон называл эту постройку Лабиринтом. Он считал ее дворцом и одновременно религиозным и административным центром, где каждый ном имел свое помещение. Согласно Страбону, огромный Лабиринт имел всего один этаж и был выстроен целиком из камня. Перекрытия были из монолитных плит, монолитные колонны служили опорами. Геродот, на 400 с лишним лет раньше Страбона побывавший в Лабиринте, свидетельствует, что стены его были изобильно покрыты рельефными изображениями.
Отсутствие более точных данных не позволяет решить, был ли Лабиринт дворцовой постройкой или же великолепным заупокойным храмом при пирамиде.
О роскошном убранстве дворцов XII династии мы можем судить по так называемому «Поучению Аменемхета Первого». Перечисляя все сделанное им, он говорит, что «выстроил дом, украшенный золотом, потолки сто из лапис-лазури… двери его из меди, засовы их из бронзы, сделаны они «на вечные времена, и вечность пугается их».
Кирпичные пирамиды фараонов XII династии. XII династия возвратилась к классической форме пирамиды, но стесненные материальные возможности заставляли строителей употреблять в качестве основного материала кирпич, используя дорогой камень только для наружной и внутренней облицовки.
Пирамиды Сенусерта I в Лиште, Сенусерта II в Иллахупе и Аменемхета III в Хавара сохранились плохо, но исследователям удалось установить некоторые технические приемы их сооружения, существенно отличавшиеся от приемов Древнего царства. Первоначально возводили две кирпичные стецки, связывавшиеся в поперечном направлении параллельными рядами коротких, кирпичных же, стенок; клетки между стенками засыпались строительным щебнем и песком). Пирамида облицовывалась известняком. Большое внимание уделяли устройству системы запутанных подземных ходов, которые имели целью предохранить царскую могилу от ограбления.
Особым великолепием отличался царский склеп. В кирпичной пирамиде Аменемхета III в Хавара склеп высечен в гигантском монолите кварцита (твердого песчаника), весящем около 110 т.
Пещерные гробницы в Бени-Хасане. Гробницы знати устраивались теперь, в противоположность Древнему царству, не возле царского погребения, а в наследственных землях самих номархов. Следуя приему, принятому фараонами XI династии, сооружать заупокойные царские храмы и гробницы в скалах, номархи стали для себя тоже, устраивать пещерные гробницы. Наибольшей известностью пользуются гробницы в Бени-Хасане (табл. 24, фиг. 2—7), Эль-Берше и Меире в Среднем Египте. К гробницам, расположенным очень высоко и господствующим, таким образом, над долиной, обычно вела от реки дорога. Дорога оканчивалась площадкой. Через колонный портик можно было проникнуть во внутренние помещения пещерной гробницы, в центральный колонный зал, в задней стене которого находилась ниша со статуей покойного. Отметим, как характерную особенность архитектуры этих пещерных гробниц, сводчатую форму перекрытия зала (табл. 24, фиг. 4), подчиняясь которой и заупокойная стела (каменная плита, замыкающая ложный вход во внутренние помещения умершего), приобрела полуциркульную форму в противоположность прямоугольным стелам мастаба Древнего царства. Гробницы этого времени резко отличаются от гробниц грузных форм Древнего царства. Ранняя гробница знати — мастаба с ее замкнутым внешним объемом, почти не имевшая интерьера превратилась в гробницах Бени-Хасана в открытые помещения интимного характера. На фасаде появились колонны, ранее применявшиеся главным образом внутри сооружения. Оформление фасада и интерьера сделалось равноценным.
Небольшие размеры сооружений придают им хорошо соизмеримый с человеком масштаб. Полигональные колонны так называемой протодорической формы имеют относительно стройные пропорции (диаметр около 1/6 высоты) и расчленены каннелюрами. Плиты абак над стволами очень тонки (табл. 24, фиг. 7). Антаблемент на фасадах гробниц прост и состоит всего из двух элементов — архитравной балки прямоугольного профиля и выносной плиты, лежащей на преувеличенно тонких и слабых консолях, придающих всему сооружению характер легкости. Такие же тонкие наливники и рамки на стене уменьшают ее силу. Общее впечатление легкости и интимности выдержано во всех деталях. В интерьере (табл. 24, фиг. 4) поверхность свода покрыта тонкой росписью.
Крепости. Фараоны XII династии уделяли чрезвычайно большое внимание крепостному строительству. Вторжение «азиатов» в Дельту на рубеже между Древним и Средним царствами заставило Аменемхета I укрепить «царскую стену» на Суэцком перешейке. Еще большее внимание уделялось укреплению границ на юге, в Нубии, в области вторых поpoгов. Здесь было сооружено не менее семи больших укреплений. Наиболее изучена в настоящее время крепость Семне, которая сохранилась лучше остальных и реконструкция которой благодаря этому является наиболее точной (табл. 24, фиг. 1). Крепость была расположена на правом берегу Нила, на высоком выступе горной цепи. Обрывы естественной скалы использованы в качестве далеко выступающих бастионов. Все постройки крепости, так же как и ее внешняя стена, выложены из кирпича-сырца. С целью усиления обороны стенам придан ломаный профиль; к стене с таким профилем трудно приставить осадную лестницу. Верхний край стены по ее наружному периметру обнесен зубчатым парапетом, под прикрытием которого осажденные могли осыпать стрелами осаждающих. Росписи Бени-Хасана сохранили нам изображение такой крепости с ломаным профилем стен.
Обелиски. От храмов Среднего царства до нашего времени почти ничего не дошло, и только на месте древнего, ныне исчезнувшего города Гелиополя высится огромной иглой обелиск Сенусерта I из розового полированного гранита, позади которого в древности стоял храм солнечного бога Ра (табл. 24, фиг. 8).
Обелиски в эпоху Среднего царства сохранили свою роль священного объекта, связанного с культом солнца, однако изменилось их место в композиции. Обелиск перестал быть центром и доминантой архитектурной композиции, как это было, например, в Храме солнца V династии в Абусире. Теперь они стали фланкировать входы в храмы. Вместе с тем изменились и пропорции обелисков — они вытянулись в высоту, стали стройнее (обелиск Сенусерта I был несколько выше 30 м; по данным текстов того времени, высота обелисков доходила до 57 м; отношение ширины основания к высоте в среднем составляло 1:10). Обелиски Среднего и Нового царства были всегда монолитными, из полированного гранита, имели квадратное сечение, слегка суживались кверху и увенчивались маленькой пирамидкой, облицованной золоченой бронзой или электром (сплав золота с серебром).
Изобразительные искусства в эпоху Среднего царства
Рельефы и роспись в гробницах Среднего царства. Станы гробниц Среднего царства по традиции, унаследованной от Древнего царства, покрывались изображениями бытовых сцен, выполненными в рельефе или росписи. Стены пещерных гробниц Среднего и Верхнего Египта не были пригодны для высекания на них рельефов, так как они выполнялись из мягкого известняка; обычно они грунтовались известковой обмазкой и поверх нее покрывались росписью. Поверхность свода, в подражание ночному небосводу, окрашивалась в синий цвет и покрывалась расписными золочеными звездами. Симметричная композиция стенной росписи, барельефные изображения умершего, помещенные по обе стороны ложной двери-ниши, заставляли посетителя сосредоточить внимание на этой двери, за которой мыслились внутренние помещения вечного дома умершего.
В гробнице Тутхотепа в Эль-Берше стены покрыты росписью, изображающей шествие дочерей помарка. Стройные фигуры девушек переданы художником совершенно плоскостно. Прямые линии, геометризм и строгая стилизованность изображений создают впечатление декоративности, ритма, стремления росписью создать вертикальное членение стены. Изображения девушек отличаются одно от другого только цветом венков на головах, попеременно — голубых и белых. Роспись была связана с архитектурной формой, дополняла ее. К тому же типу декоративных росписей относятся группа птиц (табл. 28, фиг. 1) из гробницы в Бени-Хасане и роспись, изображающая крестьянина с газелью (табл. 28, фиг. 2). Здесь художник при изображении второстепенного персонажа отходит от канонического приема и рисует человеческую фигуру в профиль с одним выдвинутым плечом в зависимости от поворота этой фигуры. Реалистическая передача натуры проявляется также и в изображении птиц. Рисунок получает большую выразительность.
Скульптура. Монументальная скульптура начала играть в эпоху Средеего царства очень большую роль в архитектурном ансамбле, о чем говорит большое количество памятников, находившихся в храмах, между прочим, и в Карндакском храме, начало постройки которого надо отнести к Среднему царству.
О размерах скульптурных произведений этого времени можно судить по росписи в одной из гробниц номархов Среднего царства, где изображен момент перевозки гранитного колосса (табл. 11, фиг. 13).
Геродот говорит, что посреди Меридова озера на двух постаментах в виде пирамид «помещено по колоссальному каменному изображению, сидящему на троне», — очевидно, это изображения фараона-строителя.
Скульптурные» изображения Среднего царства значительно отличаются от идеализированных обобщенных фигур, типичных для эпохи IV и V династий. Несмотря на сохранение старых условных канонов, изображения сидящих ка тронах фараонов, так же как и их стоящие фигуры, получили индивидуальные черты. В соответствии с более интимным обликом архитектуры Среднего царства, скульптура выдвигает на первый план подчеркнутую психологическую характеристику. Портреты Сенусерта III (табл. 27, фиг. 5) и Аменемхета III (табл. 27, фиг. 3) обладают исключительной выразительностью. Властный облик фараона передан путем подчеркивания мелких деталей. Складки у рта, прищуренные глаза, презрительно опущенные углы губ — передают c реалистической остротой возраст фараона и все индивидуальные, присущие ему черты. Большое распространение получает созданный еще в Древнем царстве тип сфинкса, фантастического существа с телом льва и головой человека — обычно фараона-строителя (табл. 27, фиг. 1).
В то же время в плите Хунена (табл. 27, фиг. 4) сохранена полностью традиция Древнею царства. Обобщенные фигуры сидят в условно развернутых позах и своими повторениями создают геометрически ясную ритмическую композицию. Около больших фигур, как и раньше, расположены ряды мелких иероглифов. Острая портретная характеристика, появившаяся в круглых скульптурах Среднего царства, слабее отразилась на рельефах.
Параллельно с официальной школой придворной скульптуры существовал жанр малой пластики. В гробницу обычно помещались вместе с саркофагом деревянные статуэтки слуг, предназначенных обслуживать покойного в загробной жизни. Эти изделия, большей частью ремесленного характера, дают образцы разнообразных жанровых сцен и фигур. Здесь можно видеть хозяина; наблюдающего из-под балдахина проходящее мимо стадо и слуг (табл. 20, фиг. 4), группу музыкантов (табл. 28, фиг. 5) и др. Часть этих статуэток обладает большими художественными достоинствами, например, фигура женщины, несущей на голове корзину (табл. 28, фиг. 3).
Всеобщая история архитектуры / Академия архитектуры СССР. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1944—1949.