Архитектура Московского государства XVI столетия

Общая характеристика московской архитектуры XVI века

В XVI веке Московское государство входит в пору самоопределения в храмовом зодчестве. Это время поиска таких архитектурных форм, которые были бы способны визуализировать величие и уникальность именно Москвы как царского града.

Своеобразным выражением этой идеи становятся столпообразные центрические храмы с шатровым завершением, тяготеющие к внешней представительности и декоративности.

Характерными чертами русской храмовой архитектуры XVI века становятся обращение к западноевропейским традициям, в частности к готической традиции, использование в культовом сооружении светских элементов (шатры), повышенная декоративность внешнего вида храма, внутренняя простота, ансамблевость храмовой конструкции (составление единого сооружения из нескольких самостоятельных объемов).

Храмы XVI века направлены на визуализацию восхождения человеческой души к божественному Духу.

Шатровые столпообразные храмы

Одной из первых храмовых построек, знаменующих рождение нового принципа культового строительства стала церковь Вознесения Господня в селе Коломенском под Москвой (1532 г., арх. Петрок Малый Фрязин).

Композиция церкви центрическая, представляющая собой в нижней части четверик с четырьмя пределами-лестницами, окруженный обходной галереей.

Затем следует ярус восьмигранника, украшенного в верхней части диагональными рядами кокошников и готического вида стрел.

Третий ярус — еще один восьмигранник меньшего размера, переход к которому и осуществляют диагональные ряды кокошников и стрел.

Четвертый ярус — шатер, органично продолжающий ряды устремленных ввысь кокошников и стрел.
Пятый ярус — восьмигранный фонарь-башенка, в нижней части украшенная рядом готического вида стрел.
Шестой ярус — золоченый крест.

Все ребра четверика, восьмигранников, шатра и башенки обозначены пилястрами, имеющими профильные капители.
Общее впечатление устремленности ввысь дополняет цвет храма, который был оштукатурен в белый.

Внутренний вид храма представляет собой центрическое бесстолпное пространство, перекрытое шатром, в центре которого располагалось единственное в храме изображение солярного знака.

Самым удивительным является отсутствие в храмовом интерьере алтарного пространства, что наводит на вопрос о функциональной предназначенности такого сооружения.

Действительно, храм служил не для священнодействия, а в качестве удобного царского места для наблюдения за соколиной охотой. Таким образом, получается что храм представляет собой царское место, репрезентирует величие царя в качестве посредника-героя, возводящего душу человеческую к Богу.

По архитектурным традициям церковь, с одной стороны, заимствует элементы готики (стрельчатые силуэты кокошников и треугольников-стрел, общий стрельчатый силуэт), романики (уподобление храма крепости, башеннообразность, использование ордерных элементов), владимиро¬суздальской архитектуры (имитация белокаменности, использование элементов аркатурно-колончатого пояса, окруженность галереей- гульбищем), собственно московской традиции (несоответствие внешнего вида внутреннему, диагональные ряды кокошников, решающие плавный переход от одного яруса сооружения к другому).

С другой стороны, храм обладает уникальным обликом, аналог которому трудно обнаружить в той или иной из указанных традиций.

Уникальным он стал и для русской архитектуры прежде всего тем, какую символическую функцию он выполнял, представляя роль царя как проводника душ человеческих к Духу Божьему.

Следующим шагом на пути формирования московского типа храма стала церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково под Москвой (1547 г.).

Уникальная особенность этого культового сооружения состоит в том, что храм представляет собой пять самостоятельных церквей, стоящих на общем фундаменте.

В основании храмовой композиции лежит восьмигранник, объединяющий все церковные объемы и в верхней части украшенный рядом треугольников-стрел.

Затем храм распадается на пять самостоятельных восьмигранных объемов, четыре из которых симметрично расположены относительно пятого — центрального, выделяющегося диаметром и высотой (второстепенные церковные объемы ровно в половину ниже центрального).

Верхняя часть каждого из четырех второстепенных объемов решена одинаково — диагональные ряды треугольников-стрел, восьмигранная башенка-фонарь и плоский купол с крестом.

Верх центрального объема украшен более крупными элементами — ряд полукругов и ряд треугольников, над которыми башенка, представленная в виде плотно стоящих по кругу толстых невысоких столбов-колонн с геометрическими орнаментами на капителях. Завершается центральный объем также плоским куполом с крестом.

Каждый из церковных объемов внутри представляет собой относительно самостоятельное культовой помещение, посвященное определенному святому.

Центральный объем посвящен усековению главы Иоанна Предтечи.

Остальные церковные объемы посвящены зачатию Анны, зачатию Иоанна Предтечи, двенадцати апостолам, святителю Петру.

В целом храм представляет собой еще один архитектурный эксперимент в поиске тех форм, которые смогут представить Москву в качестве уникального и самобытного столичного города.

К числу новшеств, введенных в московскую архитектурную традицию церковью Иоанна Предтечи, относится ансамблевая структура храма, представляющего собой пять самостоятельных объемов, объединенных в основании и скомпонованных в симметричную центрическую структуру, а также разнообразие геометрического и ордерного декора.

Храм Василия Блаженного в качестве репрезентанта древнерусской архитектуры XVI столетия

Апофеозом храмовой архитектуры Московского государства XVI века является собор Василия Блаженного (храм Покрова Богородицы на Рву, 1555 — 1560 гг.), возведенный в честь взятия Казани и имеющий от этого торжественное мемориальное значение.

История строительства этого храма в качестве памятника утверждает, что изначально на Красной площади возводились отдельные деревянные церкви, знаменующие этапы войны с Казанским ханством. После взятия Казани их было решено объединить в камне в качестве единого церковного ансамбля.

Архитектурная композиция храма внешне выглядит очень сложной и ассиметричной, хотя на самом деле храм представляет собой симметричное расположение восьми самостоятельных столпообразных церковных объемов с куполами, скомпонованных вокруг главного, завершающегося шатром.

Все девять относительно самостоятельных церковных объемов объединены основанием и галереей-гульбищем.
По вертикальной композиции храм представляет собой ярусное сооружение, в основании которого — квадрат, затем распадающийся на девять восьмигранников, четыре из которых наиболее крупные и украшены силуэтами треугольных стрел, четыре поменьше — рядами полукругов.

Следующим ярусом идет башенка, имеющая либо восьмигранную фору, с декоративным переходом в виде рядов треугольников и полукругов (у четырех крупных), либо круглую (у четырех малых).
Завершаются восемь пределов куполами луковичной формы, характерной для XVII века, а над ними — золоченые кресты.

Центральный объем наиболее активно работает своей верхней частью, шатровой формы, разделенной разного характера декором на два яруса по принципу уменьшения и единения декоративных элементов. Завершается центральный объем луковичной главкой с золоченым крестом, стоящей на тонком барабане-башенке, что станет излюбленным мотивом храмовой архитектуры XVII века.

Внутренне пространство церкви не рассчитано на большое количество верующих и скорее способствует индивидуальному молению и поминанию.

Наиболее репрезентативным является внешний облик храма, рассчитанный на круговой обход и рассмотрение с нескольких точек зрения.

С точки зрения символики храм должен был решать несколько задач:

1) Воспевать московского царя;
2) Воспевать православие;
3) Знаменовать радость победы над татарами;
4) Увековечивать память погибших;
5) Быть наградой убитым в Горнем Иерусалиме.

Таким образом, все эти задачи были решены через представление с помощью архитектурных форм праздничного града Божьего Иерусалима, уготованного победителям, и одновременно сопоставимого с праздничной и многоликой Москвой, объединенной властью государя.

Эффект многоликости и праздничности создает прежде всего декор храма, главными принципами которого стали многоцветие, уникальность внешнего облика каждого церковного объема (купола), диалог объемов друг с другом.

В 1595 году храм переживает пожар, после которого главы были заменены и приобрели разнохарактерный облик, а в стены были вставлены глазурованные плиты, придающие сооружению еще большую нарядность и праздничность.

Именно в этот момент, в конце XVI — начале XVII века храму было решено придать единый облик за счет уподобления его форм праздничному городу Иерусалиму.

Весь внешний облик храма рассчитан на визуализацию энтузиазной устремленности человеческой души к Богу. Само стремление сопровождается необычайно пышной и праздничной атмосферой, настраивающей на триумфальное восхождение.

Собор Василия Блаженного представляет собой новое понимание роли храма в городском пространстве, рассчитанного на контрастное сопоставление с городскими постройками и стенами кремля, и одновременно, выступающего в качестве представителя, собирателя и объединителя этого городского пространства.

История искусства © 2016 Frontier Theme