Архитектура Древнего Вавилона

Архитектура времени I вавилонской династии (2000— 1750 гг. до н. э.)

Третья династия Ура, на некоторое время объединившая страны Двуречья под своим главенством и еще раз возродившая шумерскую культуру, была свергнута соединенными усилиями Элама и города Мари — сильного аморейского государства, в союзе с которым были также князья Ашнунака.

Однако, победив общего врага, Мари и Ашнунак не могли создать сильную коалицию. Центром нового, гораздо более прочного объединения страны суждено было стать небольшому городу Вавилону.

Город Вавилон

Вавилон занимал в стране исключительно выгодное положение на берегу Евфрата в том месте, где русла Евфрата и Тигра наиболее сближаются. Фактически в руках Вавилона, при достаточной энергии его правителей, мог сосредоточиться весь нaдзоp за ирригацией страны и за торговым движением по обеим рекам.

Захватив власть в Вавилоне в конце III тысячелетия до н. э, аморей Суму-Абум положил начало так наз. I вавилонской, или аморейской династии (2000 г. до н. э.), снова объединившей всю страну. Создателем окончательного единства страны, крупнейшей личностью нового исторического периода был Хаммурапи, один из наследников Суму-Абума.

В настоящее время наука располагает огромным количеством письменных памятников времени Хаммурапи, но очень бедна вещественными остатками памятников архитектуры этого периода.

Вавилон много раз подвергался почти полному уничтожению. Удалось, однако, установить, что город строился и расширялся по определенному плану. Главные улицы пересекались поперечными под прямым углом, что не соблюдалось даже в Ашнунаке, городе со сравнительно правильной планировкой.

Дома в жилом квартале Вавилона были выстроены из сырцового кирпича с основаниями из обожженного кирпича. Толстый слой пепла указывает, что город погиб вследствие огромного пожара, уничтожившего все деревянные части.

Это событие можно связать с вторжением в Вавилон хеттов в начале II тысячелетия, положившим конец династии Хаммурапи, уже ослабленной упорной борьбой со «страной моря» (территорией в дельте Тигра и Евфрата и по северному берегу Персидского залива со смешанным шумеро-семитским населением).

Через 120 лет посла хеттского нашествия, в 1750 г., совершенно ослабленную страну и самый город Вавилон захватили спустившиеся с гор Загра касситы — дикие племена, господство которых длилось около 600 лет.

Культура Вавилона. Древняя культура Шумера не перестала существовать. Основа культуры Вавилона и впоследствии Ассирии осталась шумерской: техника, наука, искусство, литература зародились и первое свое развитие получили на юге Двуречья — в Шумере.

В вавилонское время шумерский язык был вытеснен вавилонским (аккадским); шумерский язык был сохранен только для надобностей богослужения.

Хаммурапи подчинил культ местных божеств культу вавилонского бога Мардука, который был объявлен главою всех божеств. Вавилон стал и религиозным центром.

Всю полноту своей неограниченной и божественной — в понятии его современников — власти Хаммурапи осуществлял с помощью наместников.

Хаммурапи, подобно фараонам Нового царства (но на несколько столетий раньше, чем они), создал постоянное войско. Он собрал существовавшие до него «своды законов», создав кодекс, единый для всего государства.

Интересны параграфы кодекса Хаммурапи, касающиеся строительного дела. Строителями считались всегда только князья и цари. Наряду с рабским трудом, в строительном деле применялся также труд наемных ремесленников — каменотесов, плотников и каменщиков. Законом была строго определена оплата труда строителя: «если строитель построит кому-нибудь дом, то домохозяин должен дать ему в вознаграждение два сикля (т. е. 16,8 г) серебра за каждый cap, т. е. за каждые 35,234 кв. м дома».

При отсутствии точного расчета дома, вероятно, очень часто разваливались, давали трещины. Законодательство Хаммурапи предусматривало такие случаи: «если строитель, строя кому-нибудь дом, сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть домохозяину, то строителя должно предать смерти».

Если же обвал уничтожил имущество, то строитель был «обязан возместить все уничтоженное, и за то, что построил непрочно, так что дом обрушился, должен восстановить обвалившийся дом за свой счет».

Мари. Изучение памятников архитектуры города Вавилона I династии, не сохранившихся до наших дней, в последние годы было восполнено раскопками в Мари, богатом торговом центре. Город Мари был разграблен и сожжен, погибли его многочисленные храмы, сожжен был и дворец Зимрилима. Обрушившиеся перекрытия обуглились, так же как многие другие деревянные части, и благодаря этому сохранились в относительной целости. Стены дворца местами имеют еще 5 м высоты, сохранилась не только их обмазка, но местами даже роспись.

Город, расположенный на берегу Евфрата, был хорошо защищен с одной стороны течением самой реки, а с других сторон — стеной. Укрепления его очень схожи с укреплениями хеттского города Кархемиша, стоящего также на Евфрате.

Раскопками вскрыта часть города, по-видимому, имевшего относительно правильную планировку. Дома были сложены из сырца, причем кладка нижней части стен в некоторых случаях была из камня. Некоторые дворы были замощены каменной галькой. Стены были покрыты обмазкой и выбелены изнутри. Каждый дом был канализован.

Характерной чертой планировки и застройки этого торгового города было устройство небольших площадей, окруженных со всех сторон домами; массивные столбы из сырца поддерживали крытую галерею вокруг всей площади, где в тени навеса сидели продавцы.

3иккурат и храм Иштар. Наиболее интересна высокая часть холма, где были найдены древнейший храм богини Иштар (табл. 86, фиг. 4) и зиккурат, плохо сохранившийся, очень низкий, лишенный обычных для этих построек наружных лестниц и отступающий как от «южного», так и от «северного» типов зиккурата в отношении размещения на генеральном плане участка. Зиккурат в Мари являлся как бы частью храма и примыкал непосредственно к задней стене святилища.

Помещение святилища было совершенно темным и освещалось, вероятно, светильниками.

При раскопках в храме были найдены части медных скульптур, изображающих львов.

Дворец. Дворец особенно интересен отличной своей сохранностью, а также тем, что в его архиве найден текст письма Хаммурапи царю Мари, из которого явствует, что дворец считался одним из чудес того времени (табл. 86, фиг. 1 и 2; табл. 87, фиг. 1—4).

Дворец в Мари занимал площадь более двух гектаров и насчитывал более 200 различных помещений. Он был обнесен стеной, от которой сохранились только следы.

Вход во дворец находился с северной стороны (табл. 86, фиг. 1), ему предшествовала площадка, замощенная плитами неправильной формы. Широкий вход (6,1 м) имел по сторонам) две мощные, слепка выступающие башни. Проход шириною в 2,4 м был замощен обожженным кирпичом и запирался изнутри двухстворной дверью. За ним следовало помещение для стражи б. Затем посетитель, через проход, находившийся на одной оси с входной дверью, попадал вo двор трапециевидной формы в, замощенный кирпичом. Отсюда через боковой вход он проникал в очень широкий немощеный коридор г, вероятно, темный, сообщавшийся с внутренним большим замощенным двором д. Полукруглая лестница в глубине двора вела в тронный зал е, стены которого были покрыты росписью. В центре двора было расположено возвышение высотой в 2,2 м с навесом, который поддерживался легкими деревянными опорами (сохранились следы отверстий для них в полу). На этом возвышении стоял, по-видимому, царь во время торжественных аудиенций.

Жилые помещения. Налево от входа, в северо-восточном углу дворца, находился комплекс жилых помещений, расположенных вокруг небольшого открытого двора и предназначавшихся для послов, курьеров и гостей. В распоряжении приезжих были не только жилые комнаты, но также и ванны, души, баня с небольшой раздевальней. Здесь же находился дворцовый архив — тысячи таблеток с перепиской царей Мари.

Прекрасно сохранилась судна из дворцовых ванных комнат, соединявшаяся с уборной (табл. 87, фиг. 3). В ней находились две ванны, вероятно, одна для холодной, другая для горячей воды. Их опорожняли, вычерпывая воду сосудом, найденным при раскопках и стоявшим еще на месте, в нише стены. Стены уборной и пол были покрыты битумом. Полы были снабжены стоками и канализационными трубами, которые соединялись с главным коллектором, в некоторых случаях состоявшим из керамических труб, в других случаях выложенным из каменных плит со сводчатым перекрытием.

В северо-западном углу дворца, направо от входа, находились частные покои царя, расположенные тоже вокруг внутреннего двора (табл. 86, фиг. 1л). Полы царских комнат были покрыты толстым слоем отлично заглаженного штука, сырцовые стены были облицованы слоем глиняной обмазки с рубленой соломой и побелены. Как внутренние, так и наружные поверхности стен на высоту 1,8 м были украшены росписью.

Черный и белый цвет, кобальтово-синий и красный (охра) сплетались в геометрических узорах или шли полосами. Наряду с этим найдены росписи с изображением людей — процессий и отдельных сцен.

Рядом с царскими покоями находилась дворцовая школа писцов. Обе комнаты ее были заняты рядами глиняных скамеек, на которых, скрестив ноги, сидели ученики; рядом со скамейками стояли плоские сосуды для размачивания глиняных таблеток и для обмывания рук (табл. 87, фиг. 4).

Хозяйственные помещения. Вся западная сторона была отведена под хозяйственные помещения — кухни и кладовые. В углу внутреннего двора этой части дворца были найдены две печи обычного для Месопотамии типа, круглые в плане, перекрытые куполом. Одна из них была снабжена невысокой лестницей, позволявшей регулировать выпечку хлебов.

С южной стороны дворца тянулся длинный коридор, по обе стороны которого находились кладовые (табл. 86, фиг. 1о). Здесь хранились гигантские пифосы — остродонные сосуды для хранения припасов.

Культовые помещения. С точки зрения планировки наибольший интерес во всем дворцовом ансамбле представляют культовые помещения в самом центре дворца.

Огромный зал имеет вид вытянутого прямоугольника (табл. 86, фиг. 1 к; табл. 87, фиг. 1). Необычайно мощные стены его, сохранившиеся на высоту 5 м, в древности имели не менее 9,5 м высоты. С восточной стороны к залу примыкало небольшое помещение, поперечно расположенная культовая ниша или целла, к которой из зала вели 10 ступеней (табл. 87, фиг. 2). Культовый характер целлы определяется найденным в ней постаментом для статуи божества, над которой в древности был устроен балдахин.

В каждой из продольных стен зала было по две двери. В данном случае, следовательно, мы имеем дело с планом, аналогичным в значительной мере плану древнейшего храма богини Иштар в Ассуре или плану жилого дома так называемого «северного» типа, где вход размещался сбоку, в продольной стене, а не по ее оси.

Соседний зал и, представляющий собою такой же вытянутый прямоугольник, отделен массивной стеной от только что описанного помещения, но сообщается с ним двумя боковыми проходами. Он несколько меньше (длина — 25,5 м, ширина — 8 м). В центре одной из длинных сторон зала, по оси входа, находился постамент для культовой статуи, высотою около метра. На постамент, сложенный из сырца, вели с трех сторон по три ступеньки. Стена, к которой он примыкал, была украшена деревянным расписным щитом. Постамент, спереди облицованный камнем, в верхней части был покрыт деревянной обшивкой, раскрашенной под мрамор. Каменная облицовка была покрыта тонким слоем известковой обмазки, окрашенной охрой в светло-красный цвет и расписанной по краям орнаментом в виде бело-желтой спирали с вписанными в нее желтыми языками пламени.

Детали орнамента говорят о значительной роли огня и воды в культе божества, которому был посвящен этот храм.

Таблица 86. Город Мари (на среднем Евфрате; начало II тысячелетия до н. э.). 1. Дворец в Мари, план (а — вход, б — стража, в — двор, г — темный коридор, д — большой двор, е — тронный зал или святилище, ж — помещение для приезжих, з — большой предхрамовый двор, и — целла, к — внутренний царский храм, л — царские помещения, м — школа, н — хозяйственные помещения и кухни, о — кладовые, п — архив). — 2. Дворец в Мари (аэросъемка).— 3. Культовая статуя из Мари того же времени с сосудов (фонтаном) в руках. — 4. Храм богини Иштар, план.

Таблица 86. Город Мари (на среднем Евфрате; начало II тысячелетия до н. э.). 1. Дворец в Мари, план (а — вход, б — стража, в — двор, г — темный коридор, д — большой двор, е — тронный зал или святилище, ж — помещение для приезжих, з — большой предхрамовый двор,
и — целла, к — внутренний царский храм, л — царские помещения, м — школа, н — хозяйственные помещения и кухни, о — кладовые, п — архив). — 2. Дворец в Мари (аэросъемка).— 3. Культовая статуя из Мари того же времени с сосудов (фонтаном) в руках. — 4. Храм богини Иштар, план.

Внутренний двор. Входной проем в стене против постамента статуи не имел дверей. Через этот открытый проход можно было выйти на большой двор з, имевший 29 м длины при ширине в 26 ж Сохранились следы необычайно тщательной отделки стен и деталей этого внутреннего двора: наличники шести его дверей были украшены красными полосами, стены, покрытые известковой обмазкой, были расписаны тройными красно-синими полосами; на восточной стене двора сохранилась роспись более сложного характера.

Роспись стен приходилось защищать от дождя и от солнца. Это достигалось двумя способами: двор окружали крытой галереей или устанавливали вдоль стен Небольшие каменные постаменты с отверстиями для легких деревянных опор, поддерживавших натянутую на них ткань или циновки.

На восточной стороне двора находился большой кирпичный ящик, покрытый снаружи и внутри штуком. Он служил, вероятно, для посадки растений и указывает, что некоторые части дворца могли быть озеленены.

Против культового постамента находился главный вход во двор с двойной дверью и монументальным порталом с характерными для построек Двуречья выступами и нишами, чередование которых было подчеркнуто побелкой первых и окраской вторых в красный цвет. Двери портала широко открывались во время торжественных церемоний в храме, причем доступ во двор получали не все. Строитель тонко рассчитал в данном случае впечатление далекой перспективы, открывавшейся перед зрителем, стоявшим у входа; легкий полусвет огромного двора, прикрытого цветной тканью навеса, игра солнечных лучей, случайно проникающих во двор, яркие краски стенной росписи сменялись мраком культовой части храма — жилища божества, которому предшествовал двор.

Скульптура. Найденная в храме статуя богини в тиаре, обвитой с обеих сторон рогами (обычный признак божества), держала в руках сосуд—символ плодородия, даруемого разливами реки (табл. 86, фиг. 3). Статуя стояла на постаменте в зале и в конце анфилады входа, двора и самого храма, видимая всем в сиянии светильников и драгоценной утвари из золота и серебра. Внимание зрителей должно было сосредоточиться именно на этой наиболее важной части храма, и эта цель достигалась способом, ни разу не встречавшимся в Египте и также необычайным и для Двуречья. Чаша в руках богини была выдолблена внутри, и канал от нее шел через всю статую. Очевидно, в нужную минуту, когда это требовалось по ходу богослужения, при помощи еще неизвестного нам приспособления, из сосуда в руках богини била струя воды.

Во дворце Мари мы находим первый пример введения культовой статуи в архитектурный ансамбль и одновременно первый в истории пример «фонтанной фигуры».

Перекрытие, освещение, входы. Помещения дворца освещались при помощи открытых внутренних дворов, откуда свет проникал через очень высокие проемы дверей. В сохранившихся стенах не найдено никакого следа окон. Некоторые части дворца имели второй
 этаж.

Способ устройства перекрытий стал впервые вполне ясным. Накат из бревен, опиравшихся концами на толстые стены, а при наличии второго этажа еще и на деревянные вертикальные опоры, покрывался толстой тростниковой циновкой или плетенкой из ветвей, на которую накладывали ряд кирпичей, обмазанных толстым слоем штука. На такой плоской кровле, представлявшей значительную нагрузку, устраивался сток для дождевой воды, которая по водосточной трубе из обожженной глины стекала в канализационные подземные трубы.

Характерно, что двери в некоторых случаях не закрывали всей высоты дверного проема и являлись скорее символом священной границы, подобно высокому порогу, под которым обычно находят остатки ритуальных жертв, кости убитых животных. Большую роль играли также циновки, которыми, в случае надобности, завешивали проемы дверей, наматывая их на вращающийся валик, как это делалось и в Египте.

Во дворце найдены подземные помещения (назначение их не установлено), куда вели глинобитные лестницы.

Оформление входа во дворец представляет большой интерес с точки зрения истории возникновения отдельных элементов архитектуры Двуречья. Этот монументальный вход вместе со следующим за ним развернутым по ширине помещением является типичным «бит-хилани», обычным для более поздней ассирийской архитектуры, но заимствованным, как гласят ассирийские источники, из сиро-хеттской архитектуры.

В архитектурном комплексе, куда входил и зиккурат с храмом у его подножия, были открыты остатки портика с двумя колоннами по углам его. Сохранились только каменные базы, их деревянные стволы истлели.

* * *

Нашествие хеттов на Вавилон и наступивший затем длительный период распада и анархии надолго приостановили монументальное строительство Вавилонии. Прошло около двухсот лет, пока страна могла настолько оправиться, чтобы возобновить строительство. Новый мощный подъем искусства вообще и, в частности, архитектуры наступил вместе с расцветом Ассирии.

Таблица 87. Город Мари. 1. Внутренний царский храм во дворце Мари (к на фиг. 1, табл. 86; в глубине база царского трона). — 2. Лестница во внутреннем царском храме дворца. — 3. Ванны и уборная «по-турецки» во дворце. — 4. Скамьи в дворцовой школе.

Таблица 87. Город Мари. 1. Внутренний царский храм во дворце Мари (к на фиг. 1, табл. 86; в глубине база царского трона). — 2. Лестница во внутреннем царском храме дворца. — 3. Ванны и уборная «по-турецки» во дворце. — 4. Скамьи в дворцовой школе.

Архитектура Нового Вавилона

Преемником Ассирии был Новый Вавилон.

Вавилонский царь Набупалассар и eгo сын Навуходоносор II объединили под властью Вавилона, ставшего при них центром мировой державы, всю Месопотамию, остановили египетскую агрессию в Сирии, подчинили себе Финикию и Палестину.

Навуходоносор II с огромным размахом обстраивал Вавилон, подвергшийся невиданному разрушению по приказу Синахериба во время нашествия ассирийцев в 689 г. Навуходенюсюр писал про себя, что он, «как свою драгоценную жизнь, полюбил сооружение чертогов». Царь собственноручно рубил кедры на Ливане для своих дворцов.

Каналы Вавилона были расчищены, главная процессионная дорога замощена, реставрированы были храмы различных богов (до 40) в Вавилоне и других местах. Навуходоносор умер в 561 г. до н. э. Из его преемников только Набонид (566—538 гг. до н. э.) занимался строительством. Однако новый период подъема оказался для Вавилонии непродолжительным. Непрочность Нововавилонского царства доказывается его быстрой гибелью в борьбе с воинственными племенами иранцев, персов и мидян, объединенными династией Ахеменидов. Персы легко победили вавилонские войска и в 538 г. до н. э. без боя вступили в Вавилон. В противоположность ассирийцам персы не тронули города).

Войдя в состав персидской державы, Вавилон не играл уже прежней роли. История нововавилонской культуры и строительства исчерпывается, таким образом, семьюдесятью годами от падения Ниневии до взятия Вавилона персами (607 — 538 гг. до н. э.).

Новый Вавилон — центр великой азиатской державы — своими огромными размерами и своей роскошью, несомненно, далеко превосходил ассирийские города (табл. 107). Представление о плане, устройстве и главных зданиях города можно составить по материалам вавилонских летописей, по сведениям греческих писателей, например, Геродота, посетившего Вавилон в V в. до н. э., наконец, по данным раскопок нашего времени.

В Британском музее в Лондоне хранятся маленькие глиняные цилиндры с клинописными записями Навуходоносора, касающимися его работ по восстановлению и строительству храмовых, дворцовых и крепостных сооружений Вавилона. Записи Навуходоносора сообщают, что храмовый зиккурат был построен в свое время «древним царем», но что его верхняя часть никогда не была достроена. Речь здесь идет о знаменитой, по библейской легенде, «Вавилонской башне». Навуходоносор достроил зиккурат в семь этажей, возведя его до высоты, небывалой во всей архитектуре Двуречья (табл. 107, фиг. 1—3). Всего в Вавилоне было 53 храма, реставрированных старых и вновь построенных. Новым явлением в месопотамском городе было строительство алтарей и разбросанных по улицам капелл.

Дворцовое строительство также занимало нововавилонских царей. Набупаласcap построил себе новый дворец в старой части города. О постройке своего огромного дворца Навуходоносор сообщает в одной из дошедших от него записей, где он говорит о поднятии террасы и о сооружении всего комплекса дворцовых зданий, особенно хвалясь при этом быстротою работы. С дворцовым строительством Навуходоносора связан вопрос о так наз. «висячих садах», легендою приписаных впоследствии царице Семирамиде.

Источники подробно говорят о военно-оборонном строительстве Навуходоносора. В Вавилоне Навуходоносор соорудил две новые стены, так что город оказался окруженным тройной оградой стен «вышиной с гору» (табл. 108, фиг. 1 и 2; табл. 109, фиг. 2). Стена имела в целом до 30 м толщины, на каждые 20 м ее протяжения приходилась башня. Рассказы нескольких писателей сходятся в том, что по краю стены могла двигаться и разворачиваться запряжка из четырех лошадей. Стена была построена из обожженных кирпичей, вяжущим материалом служил жидкий асфальт (битум). Стену окружал ров, обложенный также кирпичом. За оградою стен каждый житель Вавилона имел свой участок возделанной земли, чтобы не нуждаться в продовольствии во время осады.

Вавилон по Геродоту. Наиболее подробно описан Вавилон в первой книге «Истории» Геродота. Вавилон, по его данным, «лежит в обширной равнине, имеет вид четырехугольника, каждая сторона которого содержит в себе сто двадцать стадий»… «Устроен он так прекрасно, как ни один известный нам город. Вавилон прежде всего окружен рвом, глубоким, широким и наполненным водою; за рвом следует стена шириною в пятьдесят царских локтей, а вышиною в двести локтей. Царский локоть больше обыкновенного на три пальца»… «Копая ров, рабочие в то же время выделывали кирпичи из вынимаемой земли; приготовивши достаточное количество кирпичей, обжигали их в печах. Цементом служил им горячий асфальт, а через каждые тридцать рядов кирпича они закладывали в стене ряд тростниковых плетенок; укрепили сначала края рва, а потом таким же способом возвели и самую стену. На стене, по обоим концам ее, поставлены были одноярусные башни, одна против другой; в середине между ними оставался проезд для четверки лошадей»… «Стены обеими своими сторонами доходят до реки; начиная от реки, стены изгибаются и тянутся вдоль обоих берегов в виде плотины из обожженного кирпича. Самый город полон домов трех- и четырехярусных и пересекается прямыми улицами, как теми, которые идут вдоль реки, так и поперечными, ведущими к реке. На каждой поперечной улице к плотине, идущей вдоль реки, были ворота, которых было столько же, сколько и улиц, эти ворота тоже медные и ведут к самой реке».

…«Другая стена тянется кругом, внутри первой; она лишь немного слабее наружной и уже ее. В одной части города за большою крепкою стеною находится царский дворец, в другой — храм Зевса-Бела с медными воротами. Это четырехугольник, каждая сторона которого имеет две стадии; уцелел он до моего времени. Посредине храма стоит массивная башня, имеющая по одной стадии в длину и ширину; над этой башней поставлена другая, над второй третья и так дальше до восьмой. Подъем на них сделан снаружи; он идет кольцом вокруг всех башен. Поднявшись до середины подъема, находишь место со скамейками для отдыха»; восходящие на башни садятся здесь отдохнуть. На последней башне есть большой храм, а в храме стоит большое, прекрасно убранное ложе и перед ним золотой стол».

Таблица 107. Нововавилонская архитектура. Вавилон. 1. План города в халдейский период; конец VII в. — первые две трети VI в. до н. э. (а — зиккурат, б — дворец Навуходоносора, в — висячие сады, г — ворота Иштар, д — храм Мардука, е — пригороды, ж — кладбище). — 2. План центральной части города (а — большой зиккурат «Вавилонская башня», б — улица процессий).— 3. Вид Вавилона со стороны нового города.— 4. Ворота Иштар.

Таблица 107. Нововавилонская архитектура. Вавилон. 1. План города в халдейский период; конец VII в. — первые две трети VI в. до н. э. (а — зиккурат, б — дворец Навуходоносора, в — висячие сады, г — ворота Иштар, д — храм Мардука, е — пригороды, ж — кладбище). — 2. План центральной части города (а — большой зиккурат «Вавилонская башня», б — улица процессий).— 3. Вид Вавилона со стороны нового города.— 4. Ворота Иштар.

Подробно описывает Геродот также и водные сооружения Вавилона; находящиеся вдоль обоих берегов реки «набережные, достойные внимания по величине и высоте», «бассейн для озера», «имеющий в объема четыреста двадцать стадий» и «круглую стену по краям озера». В самом Вавилоне Геродот описывает «мост из кусков высеченного камня, причем цементом служили железо и свинец». Мост был разводной, «в начале дня клали четырехугольные бревна; по которым и переходили вавилоняне; на ночь бревна снимались для того, чтобы вавилоняне не переходили через реку и не обворовывали друг друга» (Геродот, «История в девяти книгах». Перевод Ф. Мищенка. М. 1888, т. I, стр. 93, 94, 95, 97, 98).

Вавилон по раскопкам. Раскопки, проведенные в XX в., несмотря на то, что они не вполне закончены, позволяют представить достаточно полную картину Вавилона VI в. до н. э. (табл. 107, фиг. 1). Это был грандиозный и планомерно построенный город (населением не менее, чем 200 тыс. жителей). Длина стен Вавилона равнялась 18 км). Длина внутренних стен города, включая «Новый город» на правом берегу реки, составляла 8150 м. План города имел форму скошенного прямоугольника, ориентированного почти по странам света с отклонением линий стен и главных осей (прецессионная дорога, храм») от направления на север под одним и тем же углом в 16°. Город был окружен, по данным археологии, тройной (а не двойной, как сказано у Геродота) стеной и рвом. Евфрат разделял его на две половины; восточная была более старой, в ней находился ««внутренний город», как бы акрополь, с храмом и зиккуратом. К северу от них были расположены дворцы Навуходоносора, самым грандиозным из которых был южный. Внутри города находился также рынок. За пределами городских стен раскопки вскрыли многочисленные предместья; на югозапад от нового города вынесено было кладбище; северный дворец был также вынесен за городские стены.

Планировка. Вавилон имел 9 ворот (с запада — ворота Адада; на севере —Лугальгирры, Иштар и Сина; на востоке — Мардука и Нинурты; на юге — Энлиля, Ураша и Шамаша); каждые из них являлись началом одной из длинных прямых улиц, деливших весь город на квадраты. Улицы носили имена тех божеств, которым были посвящены ворота. От ворот Иштар, расположенных рядом с дворцом и открывавших дорогу на север, внутрь города шла крупнейшая улица Вавилона — «Дорога процессий», пересекавшая «улицу Мардука», которая вела с юго-востока по направлению к главному храму города. Дорога процессий имела среднюю замощенную полосу шириной не менее 7,5 м из прямоугольных плит белого известняка с полосами красной брекчии. Улицы жилых кварталов, были совсем узки (4,0—1,5 м) с целью создавать защиту от солнца.

Храмы. В нововавилонских храмах доминировал продольно-осевой план, представленный наиболее отчетливо в храме Нин-Мах, расположенном рядом с воротами Иштар (табл. 108, фиг. 1). В центре храма находился двор с колодцем; вокруг двора были асимметрично расположены помещения для жрецов, а на севере, в конце прохода (очевидно, за наружной линией стены), алтарь. Храм Гулы (башня врачевания) включал в свой план два внутренних двора, жилища жрецов, помещение для оракула и госпиталь. Обширная площадь, занятая главным храмом и зиккуратом (табл. 107, фиг. 1 а и 2), открывалась на улицу Мардука грандиозными двойными воротами. Три дня в году они были открыты для прохода процессий, остальное время они оставались закрытыми. Самое святилище состояло из шести отдельных капелл, посвященных шести богам.

Огромный зиккурат господствовал над всем внутренним городом (табл. 107, фиг. 3). Окраска его ярусов была, по-видимому, символической: первый этаж был белым, второй — черным, третий — красным, четвертый — синим, пятый — алым (очевидно, пурпурово-коричневым), шестой — серебряным, седьмой — золотым. Раскопки установили только место и огромную яму фундамента этой «вавилонской башни». Реконструкция Р. Кольдевея дает изображение зиккурата, поднимающегося огромным массивом вертикально ввысь, что расходится с традиционным представлением о нем, как о ступенчатой пирамиде, однако ближе сходится с данными раскопок в Уре (табл. 109, фиг. 3). Традиционная конструкция (табл. 107, фиг. 3) представляет общий вид на цитадель Вавилона из-за реки, со стороны нового города. Высота вавилонского зиккурата исчислена в 90 м. Основание его представляло собой квадрат со стороной в 91,5 м. Его внутренний остов из необожженного сырца и битой земли был с четырех сторон заключен в стену толщиною до 15 м из тщательно обожженных кирпичей, с вытесненным на них штампом царя. Внешняя цветовая поверхность его ярусов, вероятно, была выполнена глазурованной облицовкой. Верхний ярус (храм) имел два металлических рога — символ солнечного божества.

Ворота Иштар. Ворота Иштар, богини любви и плодородия, особенно популярной в месопотамских религиях, изучены лучше других памятников (табл. 107, фиг. 4; табл. 108, фиг. 4). Огромные массивные башни, фланкировавшие покрытый сводом вход в город, были украшены симметрично расположенными рельефами из глазурованного кирпича шириною в 1,5 м, высотой в 1,10 м (табл. 108, фиг. 5). На темно-синем фоне изображены в рельефе белые или желтые быки, показанные в движении. Яркость цвета и необычайное обилие эмалевой поверхности придавали всему украшению ворот Иштар особенно живописный характер. К тому же циклу относятся и изображения львов из глазурованного кирпича на стенах, окаймлявших дорогу перед воротами. Пропорции ворот Иштар — двух башен и сводчатого перехода между ними — по фасаду были, очевидно, близки к квадрату. Ширина стен вдоль реки равнялась 7,0 и 7,8 м.

Жилой дом. Жилые дома Вавилона нам мало известны. Сообщения Геродота о трех-четырехэтажных домах в самом Вавилоне, как и о сводах и куполах на них, пока еще археологией не подтверждены. Фасад жилого дома, выходивший на улицу, представлял собой лишенный окон массив с входной дверью, перекрытой аркой (табл. 109, фиг. 5). Стены выкладывались из сырца и, вероятао, были покрыты белой штукатуркой. Внутри дома находился двор, куда открывались асимметрично расположенные жилые помещения, небольшие по размерам, защищенные от жары очень толстыми стенами занимавшими до 40 проц. общей площади застройки (См. описание жилого дома «южного типа» в, главе «Архитектура Древнего Двуречья»).

Таблица 108. Вавилон. Дворец Навуходоносора (VI в. до н.э.).  - 1. План (а - помещения стражи, б - висячие сады, в - помещения придворных служащих, г - двор с колодцем, д - тронный зал Навуходоносора, е - дворцы и жилые помещения царя). - 2. Реконструкция. - 3. Разрез. - 4. Раскопки ворот Иштар; VII-VI вв. до н.э. -5. Эмолированный кирпичный рельеф с ворот Иштар (около 570 г. до н.э.).

Таблица 108. Вавилон. Дворец Навуходоносора (VI в. до н.э.). — 1. План (а — помещения стражи, б — висячие сады, в — помещения придворных служащих, г — двор с колодцем, д — тронный зал Навуходоносора, е — дворцы и жилые помещения царя). — 2. Реконструкция. — 3. Разрез. — 4. Раскопки ворот Иштар; VII-VI вв. до н.э. -5. Эмолированный кирпичный рельеф с ворот Иштар (около 570 г. до н.э.).

Дворец Навуходоносора. Лучше всего изучены дворцы Навуходоносора. Главный из них, южный, находился в старой части города. Он стоял на огромной кирпичной террасе, доходящей до 30 м высоты (табл. 108, фиг. 1 и 2; табл.. 107, фиг. 16). Дворец разделялся на две части, восточную и западную, и по плану представлял собой трапецию не вполне правильного очертания. Вход был с востока, на одной из коротких сторон. Пять дворов следовали приблизительно по одной оси, один за другим, объединяя комплекс дворца. Первая часть, восточная, была отведена гарнизону дворца, страже. В северном углу трапеции, в первой части дворца, на высоких кирпичных сводах (табл. 108, фиг. 1 б и фиг. 3), как раз и помещались, должно быть, знаменитые «висячие сады Семирамиды», которые древность причислила к «семи чудесам света». Западная часть дворца, расположенная по сторонам небольшого квадратного двора, была предназначена для придворных и служащих. Главным дворцовым центрам» была третья, средняя часть, с огромным квадратным двором, по середине которого находился колодец г. К югу от этого двора соответственно старой месопотамской традиции, по которой жилые покои располагались лицом к северу, находился знаменитый тронный зал Навуходоносора. Фасад его был выложен поливными плитками. Вытянутый в поперечном направлении тронный зал д имел около 60 м протяжения, толщина его стен достигала приблизительно 7 м. Нет сомнения, что зал был покрыт сводом, пролет которого должен был достигать 18 м. Сохранилась плиточная декорация фасада зала. На темно-синем фоне ритмично выступали ряды пальм, цветов лотоса и стилизованных колонок с двойными капителями; ствол колонок был желтого цвета, а волюты капителей — голубые (табл. 106, фиг. 9). Внизу, очевидно, шел излюбленный в Месопотамии львиный фриз. Тронный зал имел три симметрично расположенных входа, но был лишен окон.
Одна из небольших дверей в задней стене вела в комнаты, из которых появлялся царь. «Новая» западная часть дворца, имевшая свою стену, примыкала к главному дворцу; два квадратных двора е являлись центрами жилых покоев самого царя. Система последовательного развертывания почти по одной оси ряда дворов, служивших центрами, вокруг которых группировались комплексы помещений, представляет нечто новое по сравнению с асимметричным и замкнутым расположением частей дворца Саргона.

Борсиппа. Строительная деятельность ново-вавилонских царей отнюдь не ограничивалась одной столицей. В качестве примера планировки провинциального города этой эпохи можно привести Борсиппу, к югу от Вавилона (табл. 109, фиг. 6). План этого города образовывал четкий квадрат, ориентированный не по странам света, а по направлению ветров. Согласно данным вавилонской метеорологии, с северо-запада дул «благоприятный ветер богини Иштар», с юго-востока — «облачный ветер», несущий дождь; с юго-запада—«ветер бурь», бога войны; этим неприятным ветрам и должны были быть противопоставлены крепкие стены и ров города. С математической точностью город был разделен улицами на правильные квадраты.

Таблица 109. Вавилон. 1. Тройной ряд крепостных стен Вавилона (а — внешняя стена, б — средняя, в — внутренняя, главная).— 2. План крепостных ворот с каналом, прорезающим стену (к — к). — 3. Зиккурат (реконструкция Кольдевея).— 4 и 5. План и реконструкция жилого дома.— в. Город Борсиппа: план (а — квартал знати, б — дворец, в — храм Нэбо, г — двор храма, д — зиккурат, е — улица Нэбо, ж — улица для въезда на Вавилон).

Таблица 109. Вавилон. 1. Тройной ряд крепостных стен Вавилона (а — внешняя стена, б — средняя, в — внутренняя, главная).— 2. План крепостных ворот с каналом, прорезающим стену (к — к). — 3. Зиккурат (реконструкция Кольдевея).— 4 и 5. План и реконструкция жилого дома.— в. Город Борсиппа: план (а — квартал знати, б — дворец, в — храм Нэбо, г — двор храма, д — зиккурат, е — улица Нэбо, ж — улица для въезда на Вавилон).

В середине большого квадрата был выделен малый — для храмового квартала. Характерно, что часовня местного бога Нэбо, храм и зиккурат располагались по оси, несколько отходящей от этой математической правильности. Эта ось составляла продолжение улицы, по которой въезжал в Борсиппу царь и которая от самых ворот шла под углом к улице Нэбо, параллельной другим основным магистралям. Интересно отметить в плане Борсиппы отражение классового состава вавилонского города. Знатные люди в городе селились на северо-западном участке, отделенном от города полосой роды. Дворец правителя был расположен на берегу озера, в северном углу города.

История искусства © 2016 Frontier Theme