Древнейший период. Древнейший период египетской истории принято в настоящее время делить условно на время до окончательного объединения Верхнего и Нижнего Египта, т.е. примерно до 3200 г., — это так называемый додинастический период, и на время правления I и II династий, называемое периодом раннединастического или архаического Египта.
Период развития додинастического Египта принято, в свою очередь, делить условно на время так называемой I культуры и время II культуры. Точной датировке начало этого периода не поддается. Оно уходит в глубину V тысячелетия, являясь продолжением развития более ранней культуры неолита.
Первая культура. Общество I культуры находилось в стадии родоплеменных отношений. Наряду с каменными орудиями в ходу были, хотя еще относительно редко, металлические изделия (медь, золото). Известны были гончарное дело и техника тканья.
Вторая культура. Время II культуры характеризуется постепенной заменой мотыжно-болотной формы земледелия ирригационно-плужной и развитием крупного скотоводства. Земля стала ценностью, за которую велись войны между племенными союзами. Такой же ценностью стал и скот, необходимый для плужного земледелия. Перестали убивать пленных, взятых во время военных столкновений. Быстро развивавшееся ирригационное хозяйство заставило общину использовать военнопленного раба для сооружения плотин и дамб, для рытья оросительных каналов.
Этот период перехода к новым формам хозяйства характеризуется разложением родового строя, постепенным возникновением классового деления общества. К концу второго периода фараоны — бывшие племенные вожди, объединившие в своих руках весь Египет — стали вместе с окружающей их родовой знатью фактическими владельцами всей земли и всей воды и подчинили себе все основные массы производителей, состоявшие из земледельцев и рабов. Образовалось характерное для Древнего Востока деспотическое государство.
Строительная техника. Изучение строительства древнейшего периода ведется, главным образом, по материалам раскопок. Важным подспорьем являются дошедшие до нас изображения и некоторые иероглифические знаки, отразившие разные формы сооружений. В древнейших захоронениях найдены модели построек и — что еще более важно — сохранились гробницы, на основании формы которых мы можем строить наши представления о типе древнейших жилищ, хотя остатки последних почти не дошли до нас.
Основными строительными материалами в древнейшее время служили глина и тростник. Применялись и местные породы дерева, а начиная с I династии фараоны снаряжали за деревом морские экспедиции на восточное побережье Средиземного моря.
Уже в конце неолитического периода из глины стал и ручным способом выделывать кирпич-сырец. Формованный кирпич появился не ранее конца додинастического периода. Его изобретение позволило ввести в строительство новые приемы, например ложные своды и лестницы, встречающиеся в некоторых погребениях периода II культуры.
Строительные орудия этого времени до нас не дошли. По изображению на шиферной табличке додинастического времени, хранящейся в Каире, мы можем предполагать, что одним из основных орудий при сооружении глинобитных стен служила мотыга.
Древнейшие поселения и сооружения. Наиболее ясную картину типа древнейших поселений дают раскопки в разных местах Нижнего и Среднего Египта (Хелуан, Фаюм, Меримде-Бени-Саламе, Тук). Все эти поселения относятся к более раннему времени, чем рассматриваемый нами период, и датируются поздним» неолитом. Сохраняя в общем свои основные черты, их тип медленно изменялся под влиянием нового общественного и хозяйственного уклада.
Жилище неолитического периода (Меримде-Бени-Саламе). Наиболее типично поселение, открытое недавно в Западной Дельте, около местечка Мери мде-Бени-Саламе; оно охватывало большую площадь — 300 000 кв. м. Жилища в плане имели овальную форму (табл. II, фиг. 5 и 6). Ори постройке применялся кирпич, приготовленный ручным способом и высушенный на солнце. Полы были глинобитные. В пол для собирания влаги обычно заделывался глиняный сосуд; вход был устроен на некоторой высоте от пола. Крышей служила цыновка из тростника.
Кроме строений из глины и кирпича-сырца, в это время существовали также постройки из тростника и дерева. Стены сооружались из щитов, сплетенных из ветвей и обмазанных глиной. Вход завешивался, вероятно, цыновкой. Очаг устраивался около хижины.
Характерно, что могилы этого времени, как и жилые помещения, имели овальную форму.
Сохранились большие зернохранилища (в Фаюме), устроенные за пределами поселений; зерно, очевидно, являлось собственностью всей общины. Рядом с зерновыми корзинами, вкопанными в землю, находились неглубокие круглые токи диаметром в 4 м.
Жилище и хозяйственные сооружения периода II культуры. Поселения периода II культуры, когда уже началось разложение родового общества, очень мало исследованы. Судя по сохранившимся изображениям, они были обычно укреплены толстой глинобитной стеной с выступами, которая в плане представляет зубчатую овальную линию. С типом жилища этого времени нас знакомит глиняная модель из Эль-Амра (табл. 11, фиг. 1 и 2).
Модель из Эль-Амра. Постройка имела в плане прямоугольную форму и к основанию расширялась таким образом, что стены получили легкий наклон, характерный для всей египетской архитектуры. В данном случае это было продиктовано стремлением к наибольшей устойчивости и прочности глинобитных стен постройки. Вверху в углах стелы имели повышения — прием, и поныне сохранившийся в строительстве Северной Африки. Дверной проем, по-видимому, завешивали цыновкой, которая наматывалась на деревянный вал. Этот прием, уже как чисто декоративный мотив, сохранился в каменных «ложных дверях» в «мастаба» исторического периода. Над условным проемом ложной двери всегда проходил горизонтальный вал. Дверные проем и в последующие периоды имели горизонтальные обрамления (а впоследствии и вертикальные косяки) из более прочных и твердых материалов, чем материал стены. На модели из Эль-Амра видны деревянные брусья, перекрывающие оконные и дверные проемы. Крыша в ней отсутствуем, но по изображениям известно, что обычно оиа была плоской.
Сохранились модели глиняных зернохранилищ (табл. 11, фиг. 3), возможно также общинных. Зерно засыпали через верхнее отверстие, а высыпали — через нижнее.
Культовые сооружения. Целый ряд изображений на цилиндрах-печатях и на табличках слоновой кости времен поздней додинастики и первых династий дает возможность восстановить тип древнейших культовых построек (табл. 11, фиг. 7). Это были легкие сооружения из дерева и тростника, окруженные оградой, с открытым двором, в центре которого иногда помещался объект культа. Крыша этих легких сооружений, сохранивших тип древнейших жилых построек, иногда имела форму как бы вытянутой скуфьи. Формы таких легких, деревянных или тростниковых, культовых сооружений сохранились до позднего времени, и их пережитки встречались в каменном строительстве III династии, например в культовых сооружениях при ступенчатой пирамиде Джосера.
Оборонные сооружения. В связи с разложением родовой общины и с междуусобными войнами за овладение сначала отдельными земельными участками, а затем и всем Египтом, возникла необходимость укрепить населенные места. Модели и рисунки этого времени сохранили нам тип высоких суживающихся кверху сторожевых башен с круглой платформой наверху, обнесенной зубчатым парапетом. Подъем на башню был возможен только при Помощи приставной лестницы (табл. 11, фиг. 4).
Дворец. Фараон, наряду с прочими титулами, носил наименование «большой дом» («пер-о» по-египетски; отсюда через древнееврейскую форму произошло наше современное название «фараон»). С ростом значения фараона в хозяйственной жизни страны росло и его значение, как носителя магической силы. Фараон стал богом, древняя кулътовая хижина — «большой дом» — стала его обиталищем, и название «пер-о» было перенесено на него самого.
Подлинные дворцовые постройки до нас не дошли, но об их типе можно судить по сохранившимся рельефам. (Наиболее характерен высеченный из известняка рельеф времени фараона I династии Джета (табл. 11, фиг. 8). Фасад изображенного на нем дворца имел два входа и три башни, члененные по вертикали на всю высоту стены чередующимися узкими впадинами и выступами. Декоративное оформление фасада напоминает легкие постройки из дерева и тростника. Верхним частям башен, повидимому, намеренно было дано сходство с метелками тростника, перевязанными широкой поперечной лентой. За дворцом находился обнесенный оградой прямоугольный двор, условно изображенный на рельефе — над фасадом.
Погребальные сооружения. Заупокойный культ, основанный на представлении египтян о загробной жизни, сыграл большую роль в египетском искусстве вообще и в архитектуре в частности. Могилу считали посмертным жилищем и строили ее по типу жилого дома. Как уже было сказано, древнейшие погребения имели форму овальной ямы. Замена глиняной обмазки кладкой из прямоугольных кирпичей способствовала переходу от овального или круглого в плане жилища к прямоугольному. Погребальные ямы, облицованные кирпичом, тоже приняли прямоугольную форму. Первоначально могила перекрывалась по бревнам ветвями и циновками, поверх которых засыпали могильный холм. Но уже со времени II культуры над погребением стали выкладывать так называемый ложный свод из кирпича-сырца. Внутри гробницу иногда разделяли кирпичными стенами, погребальную камеру и кладовые для припасов. Начиная со II династии, наряду с ложным сводом появился уже и коробовый. Наземное помещение и соединявшая его с подземной частью лестница, впервые появившаяся в конце периода II культуры, были сложены из кирпича-сырца.
Монументальные погребальные сооружения. В период до третьей династии включительно наряду с описанными формами погребений встречались уже погребальные сооружения монументальных размеров, без подземной части. В этих погребениях прах покойного клали в одном из помещений наземного сооружения. Как и в древнейших укреплениях, стены этих гробниц членились вертикально чередующимися впадинами и выступами, например в гробнице времени первой династии в Негада (табл. 11, фиг. 9 и 10). Крыша ее была плоской, внутри постройки был устроен ряд помещений, причем в центральном помещении лежало тело погребенного, а остальные служили кладовыми. Очевидно, и жилые дома знати и царей этого времени строились в виде укреплений.
Зарождение стиля египетской архитектуры. Если нельзя говорить об определившемся египетском стиле в архитектуре еще в период додинастичеокий и первых двух династий, то основные принципы его уже выявились тогда в ряде черт. Как основное можно отметить монументальность и стремление к прочности. Домик из Эль-Амра имел слегка наклонные стены, потому что это увеличивало прочность глиняной постройки. Утолщение наклонных стен к основанию создавало впечатление необычайной устойчивости и прочности. Оно сохранилось и развилось дальше в постройках из камня, где практической надобности в такой форме стен не было: оно превратилось в традиционную форму, ставшую одной из характерных черт стиля египетской архитектуры.
Всеобщая история архитектуры / Академия архитектуры СССР. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1944—1949.